МААМ-картинки

Комплексная программа сопровождения ребёнка и семьи и непрерывности обучения при переходе в образовательную организацию детей

Сулимова Нина Владимировна
Комплексная программа сопровождения ребёнка и семьи и непрерывности обучения при переходе в образовательную организацию детей

Проект

Тема: «Комплексная программа сопровождения ребенка и семьи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию детей с ОВЗ»

Разработчик:

(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18)

Сулимова Нина Владимировна

Заведующий

г. Барнаул

контактный тел. 40-55-12;40-99-37

г. Барнаул

2020год

Пояснительная записка

Публикация «Комплексная программа сопровождения ребёнка и семьи и непрерывности обучения при переходе в образовательную организацию детей» размещена в разделах

На современном этапе развития общества одной из важнейших задач является формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

Целями создания системы ранней помощи являются:

• раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3-х лет;

• создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений здоровья;

• обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;

• формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество;

• предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем;

Содержание проекта

2.1. Для обоснованного определения дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимально соответствующего его специальным потребностям и принятия решения о его интеграции в ту или иную образовательную среду, определения потребности в дальнейшем комплексном сопровождении осуществляется его комплексное обследование в ПМПК после завершения пребывания в Службе ранней помощи. Важно обеспечить преемственность комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию, в том числе: помощь в выборе образовательной организации, прохождении ПМПК, участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной образовательной программе, рекомендации по созданию специальных образовательных условий, помощь в адаптации и включению ребенка в образовательный процесс на начальном этапе и далее.

Таким образом, диагностика в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни является комплексом мер, включающим следующие этапы:

• медицинский скрининг, осуществляемый специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах;

комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в Службы ранней помощи;

• углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка в Службе ранней помощи с целью разработки комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;

• рограммы сопровождения ребенка и семьи, реализуемой Службой ранней помощи;

• итоговое обследование ребенка на ПМПК при выпуске из Службы ранней помощи для определения дальнейшего оптимального образовательного маршрута.

В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в дошкольную образовательную организацию, целесообразно не только представить рекомендации ПМПК, но и осуществлять сопровождение специалистами Службы ранней помощи. В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в организацию, оказывающую специальную помощь (группа кратковременного пребывания, лекотека, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.) данного сопровождения не требуется.

Методы, которые могут быть использованы в деятельности Службы ранней помощи, разнообразны.

С ребенком раннего возраста с ОВЗ, и детьми группы риска, и семьями, их воспитывающими,  работает команда специалистов, обеспечивая единый подход к обеспечению ранней помощи и комплексному психолого-педагогическому сопровождению. Деятельность специалистов междисциплинарной команды структурного подразделения дошкольной образовательной организации направлена на помощь детям первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья (риском развития). Она включает в себя предоставление квалифицированной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития. В состав команды специалистов входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по физической культуре. При этом дети целевой группы имеют возможность социализации в коллективе сверстников через посещение в детском саду и пребывание в группе кратковременного пребывания.

Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, чем раньше выявлены нарушения в развитии ребенка, тем эффективнее помощь специалистов в преодолении этих нарушений.

Первые годы жизни ребенка является самыми благоприятными для формирования личности ребенка и развития его мозга, поэтому своевременно выявленные нарушения в развитии ребенка в этом возрасте и вовремя оказанная помощь, способствует значительному или полному их преодолению.   Ранняя помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья создаёт реальные предпосылки решения важной социальной проблемы - профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. А раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надёжного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребёнка.

Таким образом, достижение цели связано с решением следующих задач:

- максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

- сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

- снижение временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребенка);

- построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;

- обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.

2.2. Перечень организаций, оказывающих образовательные, социальные, медицинские услуги детям, нуждающимся в ранней помощи.

- МБУ ДО Городской психолого- педагогический центр «Потенциал»

- Центр ранней помощи для детей с нарушением в развитии на базе детской поликлинники №3 г. Барнаула

- Детская поликлинника №14 - отделение востановительного лечения

- КГБСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»- Создание необходимых условий для получения социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных особенностей Определение наличия потребности в дополнительном постороннем уходе при проживании в семье и потребности в социальной адаптации или реабилитации (абилитации).

- КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»- Повышение уровня доступности и условий беспрепятственного доступа к объектам и услугам в учреждении для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других маломобильных групп получателей социальных услуг Создание эффективной помощи семьям, направленной на психологическую и социальную поддержку семей с детьми с синдромом Дауна.

- АКОО «Мать и дитя»- Создание эффективной помощи семьям, направленной на психологическую и социальную поддержку семей с детьми с ОВЗ.

- Комитет по образованию города Барнаула - Улучшение жизненной ситуации семьи, снятие психологической напряженности.

- Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу - Улучшение жизненной ситуации семьи, снятие психологической напряженности. информированность о законных правах.

- МБУ ДО Валеологический центр «Гармония»- - Улучшение жизненной ситуации семьи, снятие психологической напряженности. информированность о законных правах.

2.3. Эффективность межведомственного взаимодействия обеспечивают специально разработанные порядки взаимодействия органов исполнительной власти и учреждений разной ведомственной принадлежности; система ранней помощи, в которой центральное место занимает одно учреждение, обеспечивающее оказание услуг ранней помощи в разных сферах (образование, медицина, социальная сфера, являющееся координатором указанной работы и обеспечивающее максимальный объем практической и методической деятельности.

Также предлагается обеспечить скоординированность услуг, направленных на развитие всех сторон жизни ребенка, используя междисциплинарный подход в организации эффективного межведомственного взаимодействия.

Реализацию мероприятий настоящей Концепции, ее финансовое обеспечение, проведение работ по подготовке методических материалов, проектов типовых документов, моделей межведомственного взаимодействия при организации ранней помощи и сопровождения, а также анализ и внедрение уже имеющихся методических материалов в этой сфере планируется осуществлять в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".

3. Коррекционно - развивающая предметно-пространственная среда, как условие реализации проекта

Предметно-развивающая среда-это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание на изменение, обогащение, улучшение ПРС для детей с ОВЗ.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

- закономерности психического развития

- показатели здоровья дошкольников

- психолого-физиологические особенности

- уровень общего развития

- коммуникативные особенности и речевое развитие

- эмоциональное благополучие.

     В соответствии с ФГОС, в группах предлагается провести зонирование, т. е. отделить игровую зону и зону для творчества. Наполняемость зон соответствует учету зоны актуального развития самого слабого ребенка и зоны ближайшего развития самого сильного ребенка.

        Размещение по центрам развития (уголкам, секторам) позволяет детям объединяться подгруппами по интересам, а так же соблюдать принцип интеграции.

Интегративный подход обеспечивает процесс связанности и взаимодействия отдельных образовательных направлений, содержания образования, обеспечивающий целостность познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития ребенка.

Учитывая ФГОС, ПРС для детей с ОВЗ и инвалидов должна способствовать наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов. Должны присутствовать элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. ПРС должна иметь подвижные трансформирующиеся границы, а так же изменяться (сжиматься и расширяться) по объему. Дети с ОВЗ и инвалиды, имеют физиологические и психические отличия от обычных детей, поэтому ПРС для них должна отвечать критериям оценки не только материально-технических, но и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.  Группы, где находятся дети с ОВЗ и инвалиды, должны  быть оборудованы специальной мебелью. Детей  с ДЦП нужно обеспечить ортезами (фиксаторами  вертикального положения, индивидуальной мебелью. Должно быть оборудовано не только групповое пространство,  но и туалетная комната, приемная, музыкальный и спортивные залы .         

Для начала рассмотрим примерный перечень зон для организации предметно-развивающей среды.

  - зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья.)

 - зона познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.)

-зона для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.)

 -зона двигательной активности (физкультурный уголок, подвижные и спортивные игры, соревнования и пр.);

 - зона настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстративного материала, дидактические игры и пр.)

 - зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

 - зона отдыха (уголок уединение, общения  и пр.)

• Достаточная освещенность.

• Соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности

• Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходимо наличие сенсорного уголка,  в котором  будут заводные,  звучащие,  сделанные  из  разного  материала  игрушки, дощечки  с  разными  тактильными  поверхностями

Предметно-развивающая среда для детей с Задержкой Психического Развития

- Различные варианты материалов по одной  теме (живые  объекты, объемные  предметы, плоскостные  предметы,  иллюстрации)

- Схемы  и алгоритмы  действий

- Модели  последовательности  рассказывания, описания

- Модели сказок

Правильно  реализуемая  развивающая  среда  способствует развитию у детей  когнитивных процессов  (памяти, внимания, мышления).

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

- Предметы  для  развития  перцептивных  действий

- Предметы  для  развития  сенсорной  сферы

- Реальные предметы  для  рассматривания  и  обследования различной  формы,  цвета,  величины

- Подборки  простого  иллюстративного  материала  по ознакомлению  с  природой,  окружающим,  действиями людей

Если  в детский сад  поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата,  то педагогам нужно создать необходимые условия:

- Свободное малоизрезанное пространство

- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам

- Разнообразные шнуровки по темам

- Рамки Монтессори

- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки

- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

При реализации инклюзивной практики необходимо осознавать, что появление в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.

Принимая в группу такого ребенка, не обходимо учитывать следующее:

• практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

• у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

• у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: - нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);

• нарушение равновесия (это создает сложности при обучении катанию на роликовой доске и двухколесном велосипеде);

• из-за проблем зрительно-пространственной координации затруднительно участие в спортивных играх, особенно с мячом.

Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ необходимо создание таких условий, при которых обеспечиваются:

• привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке. Например, если в старшей группе есть дети с интеллектуальными нарушениями, то в доступе для них должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т. ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.);

• присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенные внимание и помощь;

• использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания. Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности;

• упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;

• недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;

• включение детей в помощь друг другу - общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;

• включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации; создание безопасной предметной среды, в т. ч. на прогулке, - это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;

• обеспечение спокойного засыпания (балдахин над кроваткой, домик и т. д.) и возможности уединения для ребенка. Уголки уединения - это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.

Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание условий в зависимости от характера нарушений здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна включать:

Последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий, - это зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.);

Картинки отражающие различные эмоциональные состояния ребенка -игры с «азбукой эмоций» помогают;

• замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на картинке);

• декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;

• анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;

• воспроизводить эмоции, учиться анализировать собственные эмоции;

• управлять своим эмоциональным состоянием;

Книги разной степени сложности;

Кукольный театр - прекрасное средство для развития взаимодействия между детьми, развития воображения и творческих способностей. От имени кукол ребенку значительно легче вступать в общение;

Музыкальный центр с наушниками и набором музыкальных и литературных произведений - его использование даст ребенку возможность уединиться и отдохнуть в течение дня.

Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, будет способствовать их включению в социальную жизнь, позволит им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом.

Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

Публикации по теме:

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Итоговая комплексная работа во 2 классе «Сколько у кого детей?» Итоговая комплексная работа во 2 классе Сколько у кого детей? У большинства крупных животных обычно бывает не более одного-двух детёнышей.

Методическая разработка «Программа настольного тенниса на три года обучения» для учащихся Программа настольного тенниса 1. Задачи 1. личностные: формировать у учащихся собственную систему мотивов и направленности.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Родительское собрание «Путь к здоровью ребёнка лежит через стрессоустойчивость семьи»Родительское собрание «Путь к здоровью ребёнка лежит через стрессоустойчивость семьи» Если хочешь воспитать ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести. А. И. Николаев Уважаемые родители! Сегодня.

Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе» Родительское собрание. Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе Цель: информирование.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации «Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации» Выступление Кузнецовой Т. В. ,воспитателя МДОУ «Сланцевский.

Библиотека изображений:

Публикация Комплексная программа сопровождения ребёнка и семьи и непрерывности обучения при переходе в образовательную организацию детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сулимова Нина Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Комплексная программа сопровождения ребёнка и семьи и непрерывности обучения при переходе в образовательную организацию детей
Опубликовано: 26 октября 2020 в 09:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД