МААМ-картинки

Комплекс дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольго возраста

Рудакова Виктория Алексеевна
Комплекс дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольго возраста

Комплекс дидактических игр по развитию речи

№ 1 «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант №1

Ход игры : Взрослый называет родовое понятие слова, с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением

Ведущий : мебель.

Участники : кровать, диван, стул, стол и т. д.

Ведущий : рыбы.

Участники: карась, ерш, горбуша и т. д.

Публикация «Комплекс дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольго возраста» размещена в разделах

Вариант № 2

Ход игры : Взрослый называет видовые понятия, а участники – обобщающие слова.

Ведущий : огурец, редис, картофель.

Участники: овощи.

Выигрывает тот кто набрал больше фантов.

№2 «Скажи наоборот»

Цель: Обогащения словарный запас ребенка антонимами.

Ход игры : Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получает фишку, победл то кто набрал больше фишек.

1. Добрый – злой, вежливый - грубый, аккуратный – неряшливый, трудолюбивый – ленивый, внимательный – рассеянный.

Вперед- назад, высоко – низко, узкий – широкий, верх – низ, вправо – влево.

№ 3 «Холодно в лесу, холодно»

Цель: Учить детей рассказыванию, самовыражению.

Ход игры : Педагог читает текст и задает вопросы, участники высказывают свои мысли.

Лесной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берез и осин.

Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.

Не усидишь ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.

Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, - спи крепко.

В. Бианки

Вопросы:

1. Как лесные обитатели спасаются зимой от холода?

2. Кто зимует в логове, берлоге, норке, гнезде?

3. Как звери готовятся к зиме?

№4 «На стекле морозный иней»

Цель: Учить рассказыванию, выражать свои мысли.

Ход игры: Читается текст, дети отвечают на вопросы и придумывают свою сказку.

На стекле – морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна.

На стекло Снегурочка дышит

И прилежно буквы пишет,

Водит пальчиком сама :

«С» - снежинки, «З» - зима.

Н. Френкель

Вопросы :

1. Что можно рассмотреть в морозных узорах на оконном стекле?

2. Придумайте интересную новогоднюю сказку.

№5 «Я собрал в огороде…»

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.

Ход игры : Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.

№6 «Угадай по описанию»

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание: Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбирают овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».

Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью: «Желтые фрукты – это лимон. Груша. Банан. Яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».

№7 «Угадай, чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование: предмет или игрушка.

Содержание: Взрослый прячет предмет, пробуждая ребенка с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? Правильно воспроизвести его название.

№8 Игра с мячом «Ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.

№9 «Кто больше увидит?»

Цель. Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.

Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по лексической теме.

Содержание. Дети рассматривают картинки по теме, представляющие предметы в затрудненных для восприятия условиях. Побеждает в игре тот, кто больше узнает и правильно назовет предмет.

№10 «Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние»

Цель: Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о животных, о предметах.

Оборудование: Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела, цветные карандаши.

Содержание: Взрослый задает вопрос ребенку об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй».

№11 «Что где находится?»

Цель: Уточнение представлений о местоположении предметов (развитие денотативного аспекта значения слова).

Оборудование: Лото «Что где находится?»

Ход игры : «Посмотрите на ваши карты и скажите, у кого нарисован сад? Огород? Клумба? Что растет в саду? Что хранится в шкафу? Что может находится на дороге?

Демонстрируя маленькие картинки, взрослый называет их: «Это сковорода, где она находится?» Ребенок. Узнавший свой предмет, отвечает на вопрос (Сковорода находится на кухне») и берет картинку себе. Выигрывает тот, кто раньше сложит карту целиком.

№ 12 «Костюмы для петрушек»

Цель:

Научить детей подбирать контрастные цвета (для костюмов петрушек); постараться, чтобы дети запомнили, какие цвета являются контрастными.

Игровой материал:

1. Панно, на котором изображен спектральный круг с двойной передвигающейся стрелкой и танцующими петрушками (3-6). Костюмы петрушек должны быть вырезаны из бархатной бумаги нейтрального цвета.

2. Половинки костюмов из цветной бумаги красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета (по 2 каждого цвета). С обратной стороны половинки костюмов подклеены бархатной бумагой или фланелью.

Петрушки и спектральный круг

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель демонстрирует панно, обращает внимание детей на круг и объясняет, что на нем такие же цвета, как у радуги, и расположены в том же порядке. За красным следует оранжевый, за оранжевым - желтый и т. д. Цвета в круге расположены напротив друг друга. Стрелка соединяет 2 цвета. Например, одним концом показывает на оранжевый цвет, а другим - на синий. Цвета, которые находятся друг против друга, называются контрастными. Они сильно отличаются один от другого. И если сшить костюм из ткани двух контрастных цветов, он получится очень ярким, бросающимся в глаза. Такие костюмы шьют для веселых петрушек.

Затем воспитатель предлагает детям подобрать каждому петрушке половинки для костюма контрастных цветов. Дети поочередно подходят к панно, с помощью стрелки определяют контрастные цвета, находят нужные половинки, прикрепляют их, называют цвет костюма.

Когда все петрушки окажутся в цветных костюмах, воспитатель обращает внимание детей на яркость, красочность, пестроту одежды клоунов.

Повторно проводя упражнение, воспитатель прикрывает спектральный круг листком бумаги, и дети по памяти подбирают контрастные цвета для костюмов, а потом с помощью стрелок проверяют правильность выполнения задания.

№ 12 «Две сестренки»

Цель:

1. Развивать диалогическую речь у детей: умение описывать внешность, одежду, использовать в рассказах сравнения.

2. Уточнить названия предметов одежды и их частей.

3. Выяснить, знают ли дети названия основных и дополнительных цветов.

Дидактическое пособие :

Панно с изображением двух девочек. Посередине - на уровне шеи и немного выше колен - прикреплены листы бумаги в виде страниц альбома, на которых нарисованы предметы одежды (майки, трусики, 2 платья разного фасона; 2 платья с фартуками; юбка с блузкой и сарафан с блузкой; блузка, безрукавка и юбка; свитер, надетый поверх сарафана; пальто и куртка). При перелистывании страниц альбома девочки «меняют» наряд.

Картинка «Две сестренки»

Ход игры на занятии (I вариант)

Воспитатель предлагает детям познакомиться с двумя сестренками Томой и Светой. Рассказывает: «Это Тома. Она темноволосая и кареглазая. А это Света. У нее светлые волосы и голубые глаза. Я начну рассказывать о сестренках, а вы будете помогать - описывать одежду девочек, сравнивать ее.

Каждое утро Тома и Света делали зарядку. Они надевали. ?» (открывает первую страницу и предлагает одному из детей продолжить рассказ).

Трусики и майки. У Томы майка голубая, а у Светы синяя. У Томы трусики синего цвета, а у Светы голубые.

- После зарядки сестренки умывались,- снова говорит воспитатель,- надевали платья и шли завтракать (переворачивает страницу и предлагает ребенку рассказать о платьях).

- У Томы платье красное с розовым воротником, а у Светы розовое с красным воротником. Томино платье с короткими рукавами, а платье Светы без рукавов, с пуговицами.

- После завтрака сестренки всегда сами мыли посуду. Чтобы не запачкать платья, они надевали фартуки,- педагог переворачивает следующую страницу и предлагает кому-либо из детей продолжить рассказ.

- У Томы фартук белого цвета,- рассказывает ребенок,- у Светы он тоже белый. Но на фартуке Томы пришиты два кармашка, а у Светы фартук с одним карманом.

- Собрались Тома со Светой на прогулку. Выглянули в окно, а на улице ветер, солнце за тучу спряталось. Прохладно. Надо потеплее одеваться (воспитатель переворачивает еще одну страницу).

Кто-то из детей продолжает:

- Надела Тома юбку с кофточкой, а Света сарафан с кофточкой. Кофточка у Томы зеленая, с длинными рукавами и манжетами, а у Светы коричневая, тоже с длинными рукавами, но без манжет. Тамарина кофточка с воротником, а Светланина кофта без воротника, но с бантиком.

- Посмотрела мама, как оделись ее дочки на прогулку, и велела одеться потеплее (включается в рассказывание воспитатель, переворачивает очередную страницу).

- Тома надела серую безрукавку, а Света желтый свитер,- продолжает ребенок. - На безрукавке черная отделка, а на свитере - узор на груди.

- Долго гуляли девочки. Стал накрапывать мелкий дождь, но сестренкам не хотелось уходить с прогулки. Сбегали они домой и надели. ?

- Тома надела фиолетовое пальто, а Света - сиреневую куртку.

(II вариант)

Воспитатель обращается к детям: «Я вам буду показывать двух сестренок - Свету и Тому, а вы будете рассказывать об одной из них, не называя имени. Надо рассказать сначала о внешности девочки, о цвете ее волос, глаз, потом о том, как она одета: назвать одежду, обувь, цвет вещей. А всё ребята должны узнать Тому или Свету по описанию».

Воспитатель открывает ту или иную страницу, а вызванный ребенок рассказывает. Например: «Эта девочка темноволосая, с карими глазами. Она в фиолетовом демисезонном пальто. Пальто с воротником и кармашками. На ногах у девочки оранжевые гольфы с фиолетовыми полосками и серые ботинки. Это Тамара».

Воспитатель побуждает детей при описании внешности девочек употреблять разнообразные слова и словосочетания: кудрявые волосы, голубоглазая, светлоглазая, светловолосая.

№13 «Определи место звука в слове»

Цель: Уметь определять место звука в слове.

Ход игры: для игры нужно подобрать слова с изучаемым звуком или картинки.

Пример:Какой первый звук в слове «утка»? Последний звук в слове «кенгуру»? На каком месте стоит звук [у] в слове «паучок» (в начале, середине или конце слова?

№14 «Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

№15 «Кто больше знает»

Цель : Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:

- У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

- Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

- Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие словаря: «Лови да бросай — цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 1. Цикл игр для развития фонетико-фонематической стороны речи «Светофор» Цель: развивать у детей слуховое внимание. Взрослый дает ребёнку.

Картотека дидактических игр «Дидактические игры по развитию речи старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавлик» «Дидактические игры по развитию речи.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста 1). «Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…».

Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Игра «Чем похожи и чем отличаются?» Цель: развитие зрительного восприятия,.

Комплекс предметных дидактических игр (блоки Дьенеша и палочки Кюизинера) для детей младшего дошкольного возраста Работа с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера предусматривает два этапа. Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет).

Комплекс словесных дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста В детском саду словесные игры проводятся с детьми не только с целью как-то заполнить их досуг, но и научить правилам игр в команде, координировать.

Роль дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Игры по звуковой культуре речи» Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка.

Самообразование «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольго возраста
Опубликовано: 2 мая 2019 в 08:16
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольго возраста» (включая файлы) размещена пользователем Рудакова Виктория Алексеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД