Папки-передвижки

КМО для воспитателей «Речь как средство общения!»

Галина Добренькая
КМО для воспитателей «Речь как средство общения!»

Речь как средство общения.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребёнком.

Первое и особо важной формой совместной деятельности является - предметная, основы которой закладываются в младенчестве, в период эмоционально – личностного общения взрослого с ребёнком.

Публикация «КМО для воспитателей „Речь как средство общения!“» размещена в разделах

В раннем возрасте, когда на смену ситуативно – личностному общению приходит ситуативно – деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, её эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребёнок не понимает, восполняют не речевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.

Большую роль играет при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно – эмоциональный, предметный и деловой характер, становятся основной и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.

При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

В жизни человека нет другого такого бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни.

В развитии детей раннего возраста необходимо предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, таких, как страх, гнев, зависть и др., и всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций – радости, любви к окружающим взрослым и детям.

Причины речевых нарушений.

1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребнок пользовался ею, связывал е с выполнением тех или иных действий в игре.

2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребнок подражает тому, что слышит.

3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажнного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.

4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нбо и др.

5. Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

7. Если у ребнка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться врачу.

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо чётко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Уровни развития речи детей на этапах своего взросления.

К 2 годам:

• Обладает запасом в 200 – 300 слов;

• Пользуется в речи двух-, трёхсложными словосочитаниями;

• Прислушивается к словам и понимает их смысл;

• Называет предметы, изображённые на картинках;

• Хорошо знает своё имя, произносит его;

• Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;

• Выражает просьбу словами, а не только жестами;

• Использует существительные в разных падежах;

• Согласует предмет и действия («машина едет», «я хочу»)

К 3 годам:

• Самым значимым отличием речи трёхлетнего ребёнка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи;

• Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребёнок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи;

• Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме;

• В речи ребёнка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твёрдые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей;

• В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова – обобщения. Ребёнок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями;

• Если родители ребёнка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он ещё не может.

• Ребёнок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

К 4 годам:

• К 4 годам словарный запас ребёнка достигает 2000 слов;

• Словарный запас уже обогащён за счёт наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;

• У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р ;

• Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей;

• В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи;

• В активной речи появляются слова второй степени обобщения;

• В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь ещё не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследственность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

К 5 годам:

• Обладает словарным запасом около 3000 слов;

• Знает свой адрес;

• Пользуется предложениями из 5 – 6 слов;

• Умеет пересказывать;

• Правильно произносит практически все звуки;

• Определяет «право – лево», у себя, но не у других;

• Знает простые антонимы (Большой – маленький, твёрдый – мягкий)

• Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;

• Считает до 10;

• Знает значение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

К 6 годам:

• Обладает словарём около 4000 слов;

• Практически все звуки произносит правильно;

• Умеет рассказывать и пересказывать;

• Помнит и может описать прошедшие события;

• Пользуется сложными предложениями;

• Употребляет все части речи;

• Использует абстрактные и отвлечённы понятия;

• Рисует, заштриховывает и обводит;

• Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги;

• Различает и дифференцирует звуки речи.

Что необходимо помнить воспитателю при развитии речи у детей.

• Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов.

• Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

• Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда.

• В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

• Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями.

Речь воспитателя является примером для детей.

• Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают.

• Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

• Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Речь является не врождённой способностью ребёнка, Приобретённой. Поэтому надо, Чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова. Ребёнок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Специфика организации общения детей в дошкольном образовательным учреждении Общение - это основное условие развития ребенка, один из важнейших факторов формирования личности, один из главных видов деятельности человека,.

Библиотека изображений:

Публикация КМО для воспитателей «Речь как средство общения!» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Добренькая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
КМО для воспитателей «Речь как средство общения!»
Опубликовано: 12 сентября 2014 в 21:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД