Получи документы

Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере

Валентина Дагбаева
Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере

Тема: Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Лекция (2 часа).

1. Вводная часть.

2. Олигофрения: понятие, причины, степени и формы.

3. Детская органическая деменция: понятие, причины и формы.

4. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (ЗПР) : понятие, причины и классификации разных авторов.

1. Вводная часть.

Публикация «Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере» размещена в разделах

К группе детей с нарушениями в интеллектуальной сфере относятся дети с клиническим диагнозом олигофрения (малоумие, детская органическая деменция (приобретенное слабоумие) и пограничные формы интеллектуальной недостаточности (ЗПР).

2. Олигофрения: понятие, причины, степени и формы.

Олигофрения (О) - недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС в пренатальный (внутриутробный, натальный (родовой, постнатальный (первые годы жизни - 2,5 года) периоды. При О органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный характер, поэтому дети -олигофрены способны к развитию, но на специфической основе.

Выделяют три степени проявления олигофрении:

- идиотия (невежда, интеллектуальный коэффициент (iQ) = 0-20);

- имбицильность (беспомощный) резко выраженная (iQ= 21-34,

умеренно выраженная (iQ= 35-49);

- дебильность (слабый, хилый, iQ= 50-70).

При идиотии отмечается резкое снижение реакции на окружающее. Ощущения относительно сохранны, восприятие неполноценно из-за отсутствия необходимых умственных операций. Речь отсутствует, воспроизводит нечленораздельные звуки, иногда отдельные слова или короткие фразы, смысл которых ему недоступен. Сознание собственной личности отсутствует, осмысленная деятельность невозможна. Эмоции элементарны и связны с общим самочувствием, с удовлетворением биологических потребностей. Отмечаются грубые дефекты физического развития: диспластичность телосложения, деформации черепа, пороки костной системы. Эти дети беспомощны, не способны жить самостоятельно, требуют ухода и надзора. Продолжительность жизни в среднем 16-20 лет.

При имбицильностиреакция на окружающее носит более оживленный, разнообразный характер. В своем развитии способны достигнуть более высокого уровня, чем при идиотии. Преобладает механическая память. Дети способны овладеть речью, но на дефектной основе: скудный словарный запас, дефекты звукопроизношения, аграмматизмы (несогласованность слов в предложении в роде, числе и падеже). Способны овладеть элементарными навыками чтения, письма и порядкового счёта (отвлечённый счет недоступен). Доступны элементарные виды труда.

В клинической картине дебильностивсегда отмечаются типичные признаки нарушения интеллекта - косность мышления, неспособность к образованию абстрактных понятий, обладают хорошей механической памятью, благодаря которой дети способны прибрести достаточный запас сведений, элементарныхнаучных знаний. Зачастую не знают смысл используемых в речи слов, так как слово не имеет обобщающей функции. Затруднен переход от чувственного познания к рациональному, от конкретного мышления к абстрактному. Им свойственны недостаточная способность к самообладанию, к подавлению влечений, импульсивность поведения, повышенная внушаемость, подражательность, низкая критичность, отсутствие творческой инициативы, самостоятельности, любознательности, способность к овладению несложной профессией (не требующей умственного напряжения, персональной и материальной ответственности) и социальной адаптации.

В клинической картине выделяют разные формы проявления олигофрении:

- неосложнённые;

- осложнённые различными синдромами;

- атипичные (сопутствующие аномалии в сенсорных органах - слуха, зрения).

3. Детская органическая деменция: понятие, причины и формы.

Деменция (Д) - стойкое приобретенное и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройством памяти, эмоционально-волевой сферы. При деменции отмечается распад психики. Причины Д:перенесённые нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, шизофрения, эпилепсия, гидроцефалия. При Д отмечается неравномерная недостаточность в познавательной деятельности, т. е. дети могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, но практически неспособны ими воспользоваться вследствие нарушений памяти, внимания, работоспособности. Для них характерны обще-двигательная расторможенность, возбудимость, недостаточная произвольность поведения. Выделяют две формы проявления деменции:

- резидуальная (остаточные явления поражения мозга, не приводящие к деградации в связи с прекращением патологического процесса в ЦНС);

- прогредиентная (отмечаются текущие патологические процессы в области головного мозга, приводящие к значительному распаду психики, вплоть до полной деградации).

Формы олигофрении, представленных в классификации В. В. Русских.

(Открыть книгу) :

1. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (ЗПР) : понятие, причины и классификации разных авторов.

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития ребенка. Уровень психического развития занимает промежуточное положение между нормой и отклонением. Причины ЗПР:

- дефекты в конституции ребёнка или гармонический психофизический инфантилизм (отставание в психическом и физическом развитии);

- соматические заболевания (хронические заболевания внутренних органов, тубинфецирование, аллергические заболевания и др.);

- психотравмы (неблагополучие в семье, школе);

-органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция);

- дефекты воспитания (социально-педагогическая или педагогическая запущенность);

- незначительные дефекты в сенсорных органах (слуха, зрения);

- речевой дизонтогенез (общее недоразвитие речи).

У детей с ЗПРотмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них церебрастении (ослабление функции мозга, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у детей с ЗПР характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слухового и зрительного восприятия. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении учебного материала. Внимание неустойчивое, память ограничена в объёме и непрочна, преобладает наглядно-действенное мышление над наглядно-образным и словесно-логическим. Отмечаются незначительные нарушения речевых функций (недосформированность звукопроизношения, их дифференциация, бедность словарного запаса, неполнота фразовой речи). ЗПР ярче проявляется в начале школьного обучения из-за недостаточности знаний, представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы и мотивации (отсутствие познавательных и преобладание игровых мотивов, несформированность произвольного поведения. Детей с ЗПР нередко ошибочно относят к детям-олигофренам. При олигофрении недоразвитие психики носит стойкий характер, а при ЗПР - временный, в связи с чем, учебные возможности намного выше и способны обучаться в общеобразовательной школе.

В настоящее время представлены классификации ЗПРразных авторов:

Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1972, 1973).

М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.

1. Неосложненный психофизический и психический инфантилизм.

2.“Вторичная” ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:

1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой).“Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста”. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность. Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения (грацильностью). Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития (А. Ф. Мельникова, 1936; Г. Е. Сухарева, 1965). Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия (Г. П. Бертынь (1970) об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов).

2. ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). “Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности”.

3. ЗПР психогенного происхождения.

Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трё х основных случаях:

- недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979 и др.). У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Лебединская отмечает отдельно, что этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации;

- гиперопека, или воспитание по типу “кумира семьи”. Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они “привязывают” ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями которые надо приложить чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность, и т. д. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма;

- развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно, такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.

При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.

Классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:

- дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);

- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);

- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха);

- ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).

Формы Состояния Причины

Дизонтогенетические - интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма;

- интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности;

- искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью. -cледствие нарушения созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом системы лобной коры, и их связей.

Энцефалопатические

- цереброастенические синдромы с запаздыванием школьных навыков;

-психоорганический синдром с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций;

- органическая интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах;

- интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдром алалии). - конституционально-генетические;

- внутриутробная интоксикация;

- легкая форма родовой патологии;

- токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни.

Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств - интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте или тугоухости;

- интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве. -cенсорная депривация;

-замедленное и искаженное развитие познавательных процессов в связи с дефицитом анализаторов (зрение и слух, которым принадлежит ведущая роль в познании окружающего мира

Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства - педагогическая запущенность;

- социально-педагогическая запущенность. - психическая незрелость родителей;

-психические заболевания у родителей;

-неадекватные стили семейного воспитания.

Публикации по теме:

«Обязанности и ответственность родителей в сфере образования». Консультация для родителей Очень часто наши с вами родители всю ответственность за воспитание детей перекладывают на плечи педагогов, но хочется им заметить, что ребенок.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Дагбаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере
Опубликовано: 25 октября 2021 в 07:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД