Папки-передвижки

Классный час «Юные герои Кубани»

Лилия Борисовна Подбельцева
Классный час «Юные герои Кубани»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 имени И. Г. Остапенко

муниципального образования Щербиновский район

село Глафировка

Классный час

Тема: «Юные герои Кубани

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

.

Тема: «Юные герои Кубани

Цели:

- развивать у школьников чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни;

Публикация «Классный час „Юные герои Кубани“» размещена в разделах

- формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;

- закрепить знания учащихся, о Великой Отечественной войне как о важнейшем историческом событии в жизни нашего народа, с использованием мультимедийных средств.

Задачи :

- содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, в формировании российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважению к государственным Праздникам России.

- формирование у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 г., осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;

- формирование активной жизненной позиции школьников, создание педагогических условий для их гражданского самоопределения, стремления к самореализации в России;

- формирование понимания сущности таких ценностей как: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья. Воспитание необходимости принятия обучающимися опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;

- мотивирование обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Ход классного часа

Чтение стихотворения учителем

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Есть события, о которых люди обязаны помнить. О них пишут книги, сочиняют стихи и песни. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. В этом году исполняется 75лет со дня Великой Победы. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа. Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени. Эту память мы будем бережно хранить и передавать из поколения в поколение, она переживет века…Именно Великой Победе мы обязаны мирному небу над головой, сохранению и возрождению духовности России.

Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, были не только ветераны, но и бывшие малолетние узники фашизма.

Ученик:

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом году.

Учитель: Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Ученик:

Чёрным было небо над Кубанью,

Нефть клубила адскую пургу.

Мальчики без воинского званья

Бились на кубанском берегу.

Не надев солдатских гимнастёрок,

Пареньки из краснодарских школ

По- солдатски вплавились в пригорок,

Как велели честь и комсомол.

Ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Звучит песня Война бывает детская

Учитель:

Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом.

В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников.

В период временной оккупации Кубани с 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место и юные герои Кубани. Они вписали замечательные, беспримерные страницы в летопись боевой славы.

Ученик:

Лены, Володи, Сережи и Коли

Мирно учились в родной своей школе

В тихих уютных кубанских станицах,

Там, где в колодцах вода серебрится,

Там, где поют соловьи на рассвете

Жили спокойно и счастливо дети,

Строили планы, влюблялись беспечно,

Жизнь им казалась такой бесконечной!

Но прогремели железные грозы,

С неба упали свинцовые слезы,

Горькою стала в колодцах вода,

Черною тучей нависла беда.

В раз потемнели и сгорбились хаты,

Папки и братья подались в солдаты,

Все изменилось в станице родной,

Даже цветы вдруг запахли войной.

Страшною стала вокруг тишина.

Кончилось детство. Настала война.

Учитель. На осознанное самопожертвование во имя достижения победы над ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети. Вспомним имена некоторых из них.

Презентация «Юные герои Кубани»

(Рассказы учеников о юных героях)

ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8-й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян

ЛЁНЯ ОБЪЕДКО. Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.

ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

ВИТЯ ГУРИН. Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».

ТОЛЯ АЛЕХИН. Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.

ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.

ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель Северского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.

ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

ФЕДЯ ТОКАРЕВ. Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.

НИНА КАМЕНЕВА. Дочь партизана. Жила в станице Новосвободной Тульского района. Ей было 15 лет. Она добывала информацию для отряда, в котором воевал отец. Нина и ее мать были схвачены, подверглись страшным пыткам и были вместе расстреляны в октябре 1942 года.

МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…

Учитель.

Я хочу рассказать вам ещё об одном эпизоде войны, чтобы напомнить вам, что такое фашизм…Это произошло в городе, который находится всего в 57 км от нашего села Глафировка

В начале Великой Отечественной войны в Ейск из г. Симферополя был эвакуирован детский дом. В нем находились дети-инвалиды. Когда его эвакуировали на Кубань, то очень долго решали, куда же его поместить. Предполагался и Краснодар, и Горячий Ключ, но в итоге решили переместить в Ейск. Потому что город тупиковый, расположен на полуострове, сюда не должны были войти немцы.

Но получилось иначе. Ейск стал первым кубанским городом, который взяли захватчики. Войска вермахта заняли его 5 августа 1942 года.

Тогда это была окраина города. Здесь редко видели солдат или полицаев. И первое время гитлеровцы не обращали никакого внимания на приют.

Воспитанники были на самообеспечении. Через дорогу от дома начинались огороды, кто мог работать, как правило, старшеклассники, тот возделывал землю, собирал урожай.

— Дети, конечно, хотели туда все пойти, потому что на подсобном хозяйстве можно было поживиться чем угодно, той же морковкой или яблоками. Или просто пожарить картошку на костре. Поэтому, конечно, туда спешили все, и из-за этого часть детей из 46 оставшихся в живых остались только лишь потому, что были на подсобном хозяйстве в это время.

Утром 9 октября 1942 года старшеклассники как обычно ушли на огороды. В детском доме осталось 215 человек. Внезапно ворота во двор распахнулись. В них въехала большая черная машина. — Машина стояла от меня в 3-4 м, повернувшись так, что я свободно мог отсюда заглянуть через открытую дверь в кузов. Как в гробу, там было сумрачно и пусто. Стенки и потолок, обитые железом, имели неопределенный цвет, а пол был настолько затоптан сотнями ног и покрыт рыжими пятнами, как в общественной уборной, что даже небольшая решетка посреди него определялась не сразу.

В дом, где жили дети, вошли офицеры подразделения СС. Персоналу интерната они приказали собрать воспитанников и погрузить в кузов машины. Свои действия объяснили: сирот необходимо увезти на лечение в Краснодар. Что это за машина, люди еще не знали. Воспитатели попытались сопротивляться, но гитлеровцы уже заталкивали детей в автомобиль.

Всего из детского дома оккупанты забрали 214 детей. В кузове душегубки их вывезли за черту города. Тела сбросили в противотанковый ров.»

В музее города Ейска есть список имен всех детей, убитых в тот день фашистами. Его составил единственный свидетель тех страшных событий Леонид Дворников. Сам он сумел убежать и спрятаться в стоящем рядом сарае. После войны Л. В. Дворников давал показания по делу палачей зондеркоманды. А в 2016 году вышла его книга «От имени погибших», посвящённая памяти погибших 214 воспитанников Ейского детского дома.

Учитель: Неправда, что время сушит слезы. Неправда, что время притупляет горечь утрат. Седые матери помнят погибших детей. Никто не заставит их позабыть. Повешены, расстреляны, погребены заживо…

Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за освобождение Родины. Но мы помним всех.

Ученик. Дети войны-и веет холодом,

Дети войны-и пахнет голодом,

Дети войны- и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания!

Минута молчания

Тяжести войны испытали и жители нашего села. Сегодня у нас в гостях Самсонова Валентина Григорьевна- мама нашего наставника Самсонова Владимира Павловича. Когда началась война, маленькой Вале исполнилось всего семь лет. Но своё военное детство Валентина Григорьевна не забудет никогда (Рассказ Валентины Григорьевны,)

Вручение памятного подарка

Ученик. Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины, девочки, достойные поэм.

Ученица.

Сколько вас, попробуй, перечисли.

Не сочтешь. А впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В сердце, в песне, постучавшейся в окно.

Дети исполняют песню «Вечный огонь». Слова Д. Чибисова Музыка А. Филиппенко.

Изготовление Вечного огня

-Ребята. На ваших столах лежат листы красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память о детях войны, не доживших до наших дней.

Учитель:

Хочу закончить наш классный час словами кубанского поэта Кронида Обойщикова.

Учись, наш друг, пока не поздно,

Лови могучие слова.

Познай, зачем нам светят звёзды,

Услышь, о чём поёт трава.

Но перво–наперво учись ты

Любить свой дом, и мать, и речь –

Чтоб этот светлый мир лучистый

От всех напастей уберечь!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

А у нас на Кубани весна! А у вас? ФотоотчетА у нас на Кубани весна! А у вас? Фотоотчет Календарная весна уже вступила в свои права. На юге весна начинается гораздо раньше, чем в других регионах России. В конце февраля и в.

День риса на Кубани (фоторепортаж)День риса на Кубани (фоторепортаж) На Кубани закончилась уборка риса. По этому поводу у нас в станице вчера прошел грандиозный праздник. На нем присутствовал наш губернатор.

Фотоотчёт о создании киноленты о детях-героях ВОВ «Юные герои давно отгремевшей войны»Фотоотчёт о создании киноленты о детях-героях ВОВ «Юные герои давно отгремевшей войны» Фотоотчёт создания киноленты о детях - героях ВОВ «Юные герои давно отгремевшей войны» С каждым годом День Победы становится всё более.

Фотозарисовка «Снег на Кубани»Фотозарисовка «Снег на Кубани» Поскольку Краснодарский Край – самый южный регион России, многие считают, что зимы здесь почти не бывает. Но это регион не только самый.

Я родом с Кубани. Мои вязаные казаки и казачкиЯ родом с Кубани. Мои вязаные казаки и казачки У каждого человека есть любовь к своему родному краю, где он родился то есть его малая Родина – родной край, который мы любим по-особенному. Я.

Конспект занятия с детьми старшей группы «Юные герои Великой Отечественной войны!»Конспект занятия с детьми старшей группы «Юные герои Великой Отечественной войны!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Грядет Великий праздник, который мы встречаем со слезами на глазах- "День Победы".

Проектная деятельность учащихся 4 классов. Презентация «Юные герои Великой Отечественной войны» Женственною, хрупкою, но твердой Героиня замерла в веках, В партизанской стеганке потертой, В стоптанных солдатских башмаках. Над винтовкой.

Стихотворение «Цветёт жердёла на Кубани»Стихотворение «Цветёт жердёла на Кубани» Есть прекрасное время на Юге России, когда зацветают плодовые деревья: жердёла. абрикос, черешня, вишня и яблоня. Воздух наполняется сладким.

Экологическая акция «Птицы Кубани» (фотоотчет)Экологическая акция «Птицы Кубани» (фотоотчет) В нашем крае проходит экологическая акция «Птицы Кубани» операция «Птицам наша забота». Когда я рассказала своим детям, что это такое,.

Знакомство с Красной книгой Кубани.Знакомство с Красной книгой Кубани. Уважаемые коллеги! В старшем возрасте наши дети знают уже много животных и пришло время говорить о том, что некоторые животные нуждаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час «Юные герои Кубани»
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 22:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классный час «Юные герои Кубани»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Борисовна Подбельцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД