Папки-передвижки

Классный час для учащихся 3–9 классов «10 шагов сказать: «Нет»

елена махмудова
Классный час для учащихся 3–9 классов «10 шагов сказать: «Нет»

Общественно значимое мероприятие в сфере образования

Классный час

«10 шагов сказать «Нет»

Стихотворение.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго,

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе?

Активно двигаться, и в меру есть и пить,

Отбросить сигарету, выбросить окурок,

И только так здоровье сохранить?

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить,

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете и себе здоровье сохранить!

Публикация «Классный час для учащихся 3–9 классов „10 шагов сказать: „Нет“» размещена в разделах

/Станислав Лец. /

Актуальность:

Умей сказать “нет”. Казалось бы, какое особое искусство нужно для произношения этого слова. Каждый из нас в обыденных ситуациях по десятку раз в день повторяет это слово, и, как правило, оно воспринимается спокойно, не вызывая эмоций и не претендуя на роль нарушителя спокойствия.

Но есть в нашей жизни сферы, в которых слово “нет” нередко производит эффект разорвавшейся бомбы, или уж во всяком случае портит настроение, приводит к разрыву отношений.

Речь идет о тех областях повседневной человеческой деятельности, которые связаны с принятием ответственных решений. Мы все, к примеру, являемся свидетелями того, как устрашающе быстро развивается наркомания и алкоголизм среди молодых людей, не сумевших сразу же сказать “нет” своим пагубным привычкам и наклонностям, своим друзьям, уже вставшим на эту дорогу.

По словам Генерального директор а ОАО “Телерадио-компания СКАТ” А. В. Русакова «У каждого человека, использовавшего право сказать “нет”, свои рецепты. Они определяются характером человека, его житейскими принципами, опытом, знанием науки управления и многими другими обстоятельствами.

После того, как кто-то из вас сказал “нет” и открыл путь новым решениям, идеям и предложениям, вздохните с облегчением».

Цели: -выявление информированности подростков по теме «Безопасное поведение»;

-выработка правил и стиля «Безопасного поведения»;

-формирование у ребят навыка противостояния групповому давлению;

-формирование культуры отказа;

- создание условий для осознания подростками необходимости защищать себя, свою жизненную позицию;

– развитие навыков личностного контроля над ситуацией, умения принимать на себя ответственность за собственную жизнь.

Реализация: -отдельным занятием;

Формы работы: диалог, беседа с обсуждением ключевых вопросов, ролевые игры, дискуссии.

Основные понятия: -выбор,

-правила отказа,

- самоуправление,

-правила поддержки.

Аудитория: учащиеся 3-9 классов.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Здравствуйте!».

Встав в круг, участники кладут руки друг другу на плечи, приветливо смотрят друг на друга и здороваются сначала с соседом справа, затем с соседом слева.

2. Вступительное слово – приветствие педагога-психолога.

Психолог: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….

- А теперь, и вы ещё раз подарите друг другу свои улыбки.

Спасибо.

3. Психологический настрой. Определение темы классного часа.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, жадность, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Наша жизнь зависит от нас самих. Мы сами выбираем дорогу, по которой идем, сами решаем, как поступить в той или иной ситуации. Сегодня мы узнаем, как люди могут давить друг на друга и принуждать к плохим делам и как можно отказать в случаях давления.

4. Ход мероприятия

- Психолог. Главное качество любого воспитанного человека — помощь другим людям. Но в жизни бывают такие ситуации, когда приходится в чем-то отказывать. Некоторым это удается легко, а другим — нет.

- Да, ребята, отказываться от заманчивых предложений действительно трудно. Научиться говорить короткое слово «нет» - целое искусство. Представьте, что вас просят на перемене не отдыхать, а решить еще одну задачу по математике. Что вы мне ответите?

- А знаете, как ответил мальчик из соседнего класса? Он сказал : «Я с удовольствием решу эту задачу, только не на перемене, а дома». Скажите, он учителю отказал или согласился?

- Нужно уметь отказывать так, чтобы не обидеть просящего. А есть случаи, когда нужно твердо сказать «нет», не боясь того, что над тобой будут смеяться.

Научиться правильно отказывать можно. Этим мы и будем сегодня заниматься. Для начала давайте разберемся, почему человек должен уметь отказывать.

1). НЕ ПОТЕРЯЙ СВОЕ Я.

- Психолог. Часто, когда вы кому-то отказываете в просьбе, то чувствуете «угрызения совести» оттого, что не оправдали надежд того человека, который к вам обратился. Почему так происходит? Мы хотим осознавать, что нужны другим людям, что они всегда могут к нам обратиться, а мы всегда можем им помочь. У каждого из вас рано или поздно проявится желание показать другим людям, что вы можете все. Если соглашаться на каждую просьбу, то не останется времени на свои собственные дела. Мы не говорим «нет», потому что не хотим обидеть человека, ведь возможно, что это его последняя надежда.

У каждого из вас есть свое любимое дело, а, если вы будете откликаться на все просьбы, поступающие вам, то на ваше занятие времени не останется. А если человек не занимается любимым делом, то он не может быть счастлив по- настоящему. Иногда чужие просьбы становятся настоящей проблемой, поэтому нужно уметь вовремя отказать. Учиться говорить «нет» нужно с младшего возраста, поскольку у взрослых людей уже сформирован характер и изменяться они в большинстве своем не хотят. Поэтому и страдают, из-за невозможности отказать другим они отказываются от себя. Давайте разберем, какие бывают в жизни ситуации, когда вы должны отказать.

2).ПРОСЬБА МЕШАЕТ ВАШИМ ПЛАНАМ.

- Психолог. Каждый из вас имеет свой распорядок дня. С утра вы просыпаетесь, завтракаете, идете в школу. После уроков направляетесь домой, обедаете и занимаетесь своими личными делами: одни идут гулять, другие делают уроки, третьи идут в секцию, в которой занимаются, и четвертые просто ничего не делают. Представьте, что ваш друг из тех, кто после школы может просто поваляться на диване, а вы — спешите в секцию. Друг просит вас зайти к нему, потому что ему скучно, а вы должны ему отказать, ведь у вас свои дела. Как вы это сделаете?

Ребята отвечают.

- Психолог. Самый простой способ отказать — это сказать короткое слово «нет». В этом случае не нужно искать каких-то изворотливых ответов. Друг, конечно же, вас поймет, и вы сможете увидеться в другое время. У каждого свои планы на вечер, поэтому нужно уважать чужие интересы и ценить чужое время.

Никогда не поощряйте лень других людей, и сами старайтесь от нее избавляться. Ведь у вас дела есть всегда: нужно и уроки приготовить, и позаниматься домашними делами, и на тренировку сходить, и, конечно, отдохнуть. А лень не только съест все ваше время, но и ваши силы, и у вас уже не будет желания вообще что-то делать.

3).ПРОСЬБА ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ.

- Психолог. Школьники — люди очень общительные. Многие из вас имеют друзей не только в школе, но и во дворе, и в других местах, которые вы посещаете. Вы, наверняка, слышали, что все пагубные привычки обычно появляются в компании. Кто-то закурил, другой сделал то же самое, и очередь дошла до вас. Вот сейчас самое время сказать твердое «нет» своим друзьям. Если им нравится травить себя, это не означает, что вы должны делать то же самое. Как вы считаете, что вы должны сделать, если ваши друзья продолжают настаивать?

Ребята отвечают.

- Психолог. Если они не понимают отказа, то лучше всего оставить эту компанию. В ней все равно ничего хорошего не получите, а вот потерять можете многое. Ваше здоровье вам дороже, чем такие друзья. Выбор они делают сами, и они должны осознавать, что этот выбор неправильный. Вы гоже выбираете сами. Ваш отказ — это ваше право. И, если ваши так называемые друзья на чем-то настаивают, то лучше действительно прекратить с ними все отношения.

4).У ВАС ПРОСЯТ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ.

- Психолог. Многие из вас любят обмениваться своими дисками или другими вещами. Это в порядке вещей, если все возвращается в руки к хозяину в оговоренные сроки. А как быть, если кто-то из ваших друзей просит у вас чужую вещь. Например, вы взяли диск с новой музыкой у своей одноклассницы надень и пообещали, что вернете в срок. А вечером к вам зашел ваш лучший друг, увидел диск и попросил дать его послушать. Что вы сделаете?

Ребята отвечают.

- Психолог. Запомните важное правило: вещи, которые вам не принадлежат, вы не имеете права отдавать кому бы там ни было. Вы же понимаете, что взяли ее вы, вот и отвечать придется вам. Поэтому лучше всего в этой просьбе другу отказать. Объясните это ему, он должен вас понять. За чужую вещь вы несете ответственность. Если это ваша общая знакомая, то ваш друг должен спросить у нее разрешения сам. Например, он может ей позвонить. Если ему разрешат, то вы вполне можете дать ему этот диск.

5).ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ.

- Психолог. Существует множество речевых формул, которые позволяют отказать человеку, но при этом не вызвать никакой обиды. Лучше всего, конечно, говорить правду, почему вы не сможете это сделать, но ведь не всегда мы хотим раскрывать настоящую причину нашего отказа. Поэтому и обратимся к формулам вежливого отказа. Давайте сейчас их и изучим.

Просто «нет». Самый простой и одновременно самый сложный способ отказа. Например: «Нет, я не приду». Вы можете на просьбу ответить только одним словом, поскольку не обязаны никому ничего объяснять.

«Нет» и объяснения отказа. Иногда недостаточно одного слова, поэтому стоит подумать, почему вы отказываете человеку. Например: «Нет, у меня сегодня приезжает бабушка».

«Нет, но.». Такой способ отказа подходит в том случае, если вы все же соглашаетесь на просьбу, но при других условиях. Например: «Я не смогу зайти к тебе в гости сегодня, но завтра с удовольствием».

«Это не мое, спроси у.». Мы уже говорили, что чужие вещи отдавать нельзя, поэтому лучше всего, чтобы с просьбой обратились именно к тому человеку, кому принадлежит эта вещь.

«Я знаю, кто может тебе помочь». Такой способ сказать «нет» предполагает, что вы помогли человеку, направив его к тому, кто лучше разбирается в данном вопросе.

«Нет, нет, нет, нет». Такой отказ соответствует вопросу. Говорить «нет» нужно столько раз, сколько вас просят об обременительной услуге.

Если вы твердо уверены, что не намерены выполнять чью-то просьбу, то никогда не говорите «может быть», поскольку это означает, что вы откладываете ответ на неопределенное время и даете человеку надежду, что вы выполните его просьбу. А когда к вам обратятся снова, то вы вынуждены будете еще раз отказывать. Иногда из-за этого вы даже можете поссориться с другом. Например, к вашему знакомому приезжает брат, который без ума от какой-то компьютерной игры. У вашего знакомого ее нет, зато она есть у вас. На просьбу дать вам диск на пару дней вы отвечаете, что «может быть, можно» или «я поищу», а потом за день до приезда гостя вы отказываете другу без всяких объяснений. А ведь за это время он мог обратиться с просьбой и к другим друзьям. Таким отказом вы очень сильно подвели друга.

6).ПРОСЬБЫ НА УРОКЕ.

- Психолог. В школьных буднях вы часто сталкиваетесь с просьбами. Самая распространенная: «Дай списать». Наверное, среди вас нет таких ребят, которые хотя бы раз не списывали или не давали списывать. Так как же нужно поступить в этой ситуации?

Ребята отвечают.

- Психолог. Дружба дружбой, а учение есть учение. В первую очередь вы учитесь для себя. Если сейчас вы будете халтурить, вместо того, чтобы самостоятельно учиться, то впоследствии вам будет очень сложно наверстывать упущенное. Кому-то учение дается легко, а кому-то сложнее. Прежде чем списать у кого-то, стоит сначала получше разобраться в предмете. Например, по математике вам задали несколько сложных примеров. Два вы сделали, а один — самый сложный — нет. А ваш сосед по парте сделал все три. Как поступить в этой ситуации: списать или нет?

Ребята отвечают.

- Психолог. Попросите соседа объяснить вам ход его решения. Может быть, вы где-то перепутали знак, и поэтому вы не находите решения. Вы даже почувствуете гордость оттого, что смогли самостоятельно решить пример, а не списали все у соседа. А как быть, если кто-то у вас просит списать домашнее задание?

Ребята отвечают.

- Психолог. Здесь тоже все зависит от человека, который просит списать. Если это единичный случай, то можно, а если одноклассник регулярно не выполняет домашнее задание и списывает у вас, то здесь нужно отказать. В этом случае очень актуально выражение «садиться на шею». Почему вы должны делать его работу за него? Сейчас он просит списать, потому что дома не смог справиться, а на контрольной как же он будет? Лучше предложите ему помочь, объяснить, а, если он от этого откажется, то и вам стоит сказать ему твердое «нет!», когда он в следующий раз будет просить списать. Если каждый раз давать своим одноклассникам списывать, то вы будете оказывать им медвежью услугу, то есть только вредить. Если они не поймут сейчас, то потом им будет намного сложнее. В любом случае им придется разобраться с неизученной темой. Так что, чем раньше они ей займутся, тем лучше же для них будет.

7).ПРОСЬБЫ ДОМА

Психолог. Как ни странно, но даже своим домашним нужно уметь в чем-то отказывать. Но здесь нужно быть особенно осторожным, чтобы не обидеть просто так своих родителей или бабушку и дедушку. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Вы пришли домой после уроков очень уставшие. Мама приготовила для вас обед, вы пообедали и направляетесь в свою комнату. Вы легли на кровать и отдыхаете. К вам заходит мама и просит вас навести в комнате порядок. Но вы так устали, что даже встать не можете с кровати, не то что начинать уборку в ней. Как вы поступите?

Ребята отвечают.

- Психолог. В этой ситуации самое важное — это выполнить мамину просьбу. Она не требует с вас ничего особенного, все в порядке вещей. Просто попросите ее немножко подождать. Например, можно сказать : «Я сейчас отдохну после школы часок и все здесь уберу». Мама должна понять, что после школы вы всегда приходите уставшими. Вы же не роботы, а простые люди, а им свойственно уставать. Только обязательно выполните эту просьбу, а не откладывайте ее на неопределенный срок, в противном случае вы нарветесь на ссору. А теперь другая ситуация: к вам в гости приехала ваша бабушка. Самое главное для них — повкуснее вас накормить. Каждый раз, когда она приезжает, вы слышите: «Ой! Какой ты худой! Тебя что здесь не кормят!». Такую фразу из вас слышали многие. Так что стараться накормить вас она будет очень тщательно. Детям для нормального физиологического состояния требуется намного меньше калорий, чем взрослым, поэтому и едят они меньше. Но вашим любимым бабушкам это понять очень сложно. Поэтому, когда вы за обедом уже наелись, а бабушка просит вас съесть еще что-нибудь, то просто скажите правду: «Я больше не хочу, я наелся». Сказать это нужно спокойным, а не повышенным тоном, чтобы никого не обидеть. Если она будет настаивать, то угодите ей. В конце концов, она к вам приезжает не каждый день, а один лишний пирожок принесет ей очень много радости.

8).ПРОСЬБЫ НА УЛИЦЕ

- Психолог. Иногда к вам с просьбой могут обратиться совсем незнакомые люди. Чаще всего это происходит в транспорте (просят подсказать, где нужная им остановка) или на улице (просят подсказать, где нужная улица, или просят перевести через дорогу). На такие просьбы ответить не составит никакого труда, поэтому, если вы знаете и можете подсказать, то обязательно так сделаете. Но иногда на улице подходят люди совсем с другими просьбами. Всегда говорите «нет!», если к вам на улице подходит незнакомый человек и просит вас:

— пойти вместе с ним куда-либо;

— подвезти;

— купить у него что-нибудь;

— дать ему денег.

Если к вам подходят на улице незнакомые люди с подобными просьбами, то вы можете даже не реагировать на них, а просто отойти в сторону.

5. Знакомство со способами давления и формами отказа.

Отказ – соглашение. человек согласен с предложением, но существуют причины по которым он не решается дать согласие,например, Спасибо за приглашение,но мне неудобно вас затруднять.

Отказ – обещание. человек согласен с предложением но не может его принять,дает понять,что при других обстоятельствах предложение было бы принято. Например, «пойдем завтра с нами на пустырь»- «С удовольствием, но завтра у меня занятие с репетитором»

Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Например, «Поехали завтра с ребятами в лес» - «Давай лучше в спортзал!»

Отказ - отрицание. Человек дает понять,что не согласится на предложение ни при каких обстоятельствах. Например, «Нет, я не буду это пробовать»

Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицания. Агрессивен. Может содержать оскорбления и угрозы. Это вид отказа эффективен в случае внешнего давления. например, «Еще чего захотел, иди и сам там стой, а будешь дальше продолжать меня просить, получишь по шее»

Разбейтесь по парам. В паре один предлагает или просит о чем либо, а другой должен отказать ему.

- Представьте, что мы все сговорились заставить одного ученика спеть, а он не хочет этого делать. Как можно его уговорить?

Дети предлагают разные варианты:

- Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой!

- Спой! Мне так нравится твоё пение.

- Если споёшь, я подарю тебе игрушку.

- Если не споёшь, я не буду с тобой играть.

- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ.

На доске появляется запись:

Способы давления:

• Лесть

• Угроза

• Обещание награды

• Дружеское давление

• Авторитет

- Я предлагаю некоторые формы отказа.

- Нет! (объяснить причину отказа).

- Нет! (предложить что-то другое).

- Не буду! Не хочу!

Уйти в сторону. Сделать вид, что не услышал.

- Точно так же, ребята, вас могут заставлять делать и другие вещи: предлагают закурить, попробовать выпить пиво или понюхать какую-то жидкость. Как же поступать в этих случаях? Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.

Для начала изучите информацию на доске.

На доске информация:

Способы отказа

НЕТ, не могу

НЕТ, нет и еще раз нет

НЕТ, я сейчас занят

НЕТ, спасибо мне не нужны деньги

НЕТ, и уход без каких либо объяснений.

Публикации по теме:

Классный час для 10–11 классов «Дружба, любовь, семья» Классный час на тему «Дружба. Любовь. Семья.» Цели и задачи: 1. Расширить представления о понятиях дружбы, преданности, любви как важнейшей.

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность» Цель: знакомство с историей развития государственных символов России- герба, флага и гимна. Задачи: - сформировать у учащихся патриотизм.

Классный час «Один дома» для учащихся 7–12 лет Направления работы: 1. Социальная ответственность и компетентность Цель: формировать представление о семье и о взаимоотношениях в ней. Развивать.

Классный час для учащихся 5–6 классов «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой» Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся. Задачи: -воспитание доброжелательного отношения.

Классный час для 1–4 классов, посвященный Дню 8 марта Классный час, посвященный Дню 8 марта для 1 – 4 классов Учитель: Талалай О. Н. Цель: воспитывать уважение к женщине, матери; к труду.

Классный час «Семья — это…» для учащихся 13–17 лет Направление работы: 1. Социальная ответственность и компетентность Цель: формировать представление о семье. Развивать коммуникативные качества.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

«Взаимоотношения в семье». Классный час для учащихся 7–12 лет Цель: формировать представление о конфликте и о видах конфликта. Развивать коммуникативные качества и умения. Возраст: 7 - 12 лет Тема:.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час для учащихся 3–9 классов «10 шагов сказать: «Нет»
Опубликовано: 18 мая 2023 в 15:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классный час для учащихся 3–9 классов «10 шагов сказать: «Нет»» (включая файлы) размещена пользователем елена махмудова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД