Получи документы

Кинезиология как метод коррекции развития дошкольников с общим недоразвитием речи

Татьяна Васильчук
Кинезиология как метод коррекции развития дошкольников с общим недоразвитием речи

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции. Под влиянием регулярной деятельности с использованием кинезиологии в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной.

Публикация «Кинезиология как метод коррекции развития дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. Оно направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Коррекционная направленность деятельности с использованием кинезиологии обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.

Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяю те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей : коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы, используемые в логопедической практике:

артикуляционные упражнения;

дыхательные упражнения;

упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);

сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук, общей моторики и артикуляционных органов);

упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Структура коррекционной деятельности

При планировании коррекционной деятельности с использованием кинезиологии ученые рекомендуют учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, Г. А. Волкова пишет о необходимости опираться на специальный принцип связи направлений кинезиологии с физическими возможностями детей, ее оздоровительной направленности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности ребенка.

В самом начале очень важен положительный эмоциональный настрой и подобранные упражнения должны отвечать этому и быть знакомы детям. Затем проводятся основные упражнения и задания с учетом вышеперечисленных требований. В центральную часть целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения во время основной части используются релаксационные упражнения. Задачей заключительного этапа является сохранение полученных навыков и положительного эмоционального заряда, состояния внутреннего комфорта. Для этого на заключительном этапе педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.

Исходя из изученной литературы, очевидно, что структура коррекционной деятельности с использованием кинезиологии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи.

Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:

1. Сначала воспитатели с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.

2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:

добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;

подключает движение языка к движениям рук;

сочетает дыхательные и двигательные упражнения;

дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).

Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально, а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).

Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём.

Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи. Мы составили комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе:

Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки:

«Лошадка». Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).

«Лягушка». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.

«Крокодил». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

«Цветок». Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.

«Всадник на лошади». Правая рука в том же положении, как и в предыдущем задании. Указательный и средний пальцы левой руки широко развести и «посадить» на указательный палец правой руки.

«Кошка». Средний и безымянный пальцы прижать согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный — вытянуть вверх.

Упражнения по развитию кинетической основы движений руки:

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений:

«Пальчики здороваются». Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

«Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

«Болото». Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

«Ножницы». Развести указательный и средний пальцы правой (левой) руки в стороны 7—10 раз.

«Футбол». Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки.

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений:

«Веселые маляры». Синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замах, затем: влево – вправо.

«Кошки-мышки».

Кошка мышку цап-царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки,

Подержала, подержала, отпустила

(кулаки одновременно разжимаются,

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук,

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону).

До свидания, мышка, до свидания

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз).

Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений:

Определение положения губ. Произнести звук «И» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.

Определение положения кончика языка (поднят или опущен). Произнести перед зеркалом звук «И» и определить местоположение кончика языка.

Различение узкого и широкого языка. Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках Н и Л, так как при их произнесении кончик языка поднят к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука Н язык широкий, а Л — узкий. Для различения узкого и широкого языка используются упражнения, аналогичные упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различное положение кончика языка (поднят или опущен).

Упражнения по формированию кинетической основы артикуляторных движений:

Статические упражнения по развитию артикуляторной моторики. Эти упражнения направлены на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Развитие статики артикуляторных движений строится с учетом работы основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы артикуляторный уклад, а также в зависимости от характера дефекта. В зависимости от вида дефектного произношения акцент в работе делается на развитие тех групп мышц, деятельность которых более нарушена.

Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений:

В процессе выполнения последовательно организованных движений:

1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».

2. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, а затем высунуть язык.

3. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.

4. Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя опущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам, сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.

В процессе выполнения одновременно организованных движений:

1. Высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх.

2. Высунуть язык вперед, одновременно опуская его кончик вниз.

Учитывая тот факт, что существует определенная связь между состоянием мимической мускулатуры и звучанием речи и, что неполноценная иннервация мимической мускулатуры может сказываться на артикуляции звуков, делая речь недостаточно выразительной, внятной, в методике выделяют упражнения, направленные на формирование способности произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль.

Например, логопед говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поедем на автобусе на прогулку (дети ставят перед зеркалом стулья и садятся). Мы едем, а нам прямо в лицо светит яркое солнышко. Его лучи очень яркие, слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте их зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открывают глаза). Едем дальше. Наш автобус повернул налево (дети разворачивают стулья, и солнышко снова ярко светит в правый глаз. Давайте его зажмурим (дети зажмуривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети разворачивают стулья, и солнышко стало светить в левый глаз. Давайте зажмурим левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по тенистой аллее, и солнышко нам не мешает. Посмотрите, в песочнице играют малыши, а один большой мальчик отобрал у малыша игрушку. Малыш плачет (логопед показывает соответствующую сюжетную картинку). Как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты. Нахмурьте брови (дети нахмуривают). А теперь посмотрите — собака убегает от кошки (демонстрируется картинка). Часто так бывает? Давайте с вами удивимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Наберем в рот воды и подержим (дети надувают щеки). Проглотим воду (дети плавно сдувают воздух и делают глотательное движение). Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку, за другую (надувают другую щеку, проглотим. Вот мы отдохнули, утолили жажду, теперь поехали домой».

Спастичность артикуляционных мышц и шейной мускулатуры может усиливаться за счет влияния шейного тонического и лабиринтного тонического рефлексов. В этих случаях надо начинать коррекционно-педагогическую работу с выбора таких специальных поз для расслабления мышц, при которых тонические рефлексы либо не проявляются вовсе, либо проявляются минимально.

Для расслабления мышц шеи рекомендуют следующие упражнения:

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине, голова несколько свешивается назад, одна рука логопеда на шее ребенка сзади, другой рукой он производит ритмические движения головы ребенка кругового характера сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Производится несколько пассивных движений, затем ребенок стимулируется к выполнению активных движений.

Упражнение 2. Ребенок в том же положении. Но его голова слегка свешивается через край стола. При этом она помещается на качающуюся дощечку. В этом положении производятся те же ритмические круговые движения головой. Вначале эти движения производятся пассивно, потом пассивно-активно. Наконец, ребенок производит активные движения. Их легче выполнять под счет или музыкальную мелодию.

Упражнение 3. Ребенок в положении на животе. Голова свисает через край стола. Проделываются те же движения.

Расслабление мышц лица.

После расслабления губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат пить через соломинку, захватывать и удерживать губами леденцы и палочки различного размера. Для проведения подобных упражнений логопед должен иметь набор стерильных палочек. Логопед должен их предварительно подогреть и поместить в сладкий сироп.

После этих подготовительных упражнений тренируются активные произвольные движения по словесной инструкции. На начальных этапах при этом используются картинки. Логопед дает инструкций: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Губы в спокойном состоянии», «Собери губы морщинками и возврати их в исходную расслабленную позицию». Предлагаются задания по имитации положения рта, представленного на картинках. Постепенно упражнения несколько усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

При атонии для развития достаточного напряжения и силы мышц лица и мышц губ используют специальные упражнения. Для этого применяют специальные стерильные салфетки, трубочки. Ребенок охватывает трубочку или салфетку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ предлагают специальные упражнения по вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений.

Одновременно с описанной ранее работой необходимо развивать опорную, хватательную, манипулятивную деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. При этом логопед воспитывает четкие пальцевые кинестезии и подготавливает руку к письму, стимулирует манипулятивную деятельность рук и формирует различные ручные навыки. Так, например, детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, складывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, раскрашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой, правильно держать карандаш, ручку.

При проведении коррекционно-педагогической работы логопеду обязательно необходимо следить за позой ребенка, чтобы голова ребенка, его ноги и руки находились в правильном положении. Руки ребенка должны быть на столе в расслабленном состоянии, ладонь и пальцы прижаты к столу.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает его ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производят в нормальном дыхательном ритме под счет: «раз» — сгибание ног, «два» — надавливание ими на подмышечные впадины, «три» — возвращение ног в исходное положение. Это упражнение способствует нормализации движений диафрагмы.

Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

Упражнение 3. Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина вдоха.

Ученые выделяют основные правила дыхательной гимнастики:

1. Нельзя переутомлять ребенка;

2. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;

3. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;

4. Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку;

5. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Логопеды советуют проводить с детьми, страдающими дизартрией, речевую дыхательную гимнастику.

1. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, пока он его не попросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

2. Ребенка просят вдыхать через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху, в течение 1-2 сек. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

3. Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого медленным и продолжительным выдохом.

Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение 5-10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед произносит различные гласные звуки. При этом он варьирует громкость и тональность голоса. Затем он просит ребенка подражать ему.

В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т. д. Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания. С различными вариациями могут быть использованы те игры, которые описаны в логопедической литературе. Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмические упражнения и игры.

Упражнения проводятся под музыкальное сопровождение. Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует общему и локальному мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений, согласованности и координации движений. Поэтому целый ряд движений, которые недоступны ребенку в обычной обстановке, могут быть им выполнены под музыкальное сопровождение.

Пассивно-активная гимнастика.

В практику проведения гимнастики введены игровые приемы, позволяющие активизировать сохранные при псевдобульбарной, мозжечковой дизартриях непроизвольные движения, осуществлять их успешный перевод в произвольную форму. По мнению ученых пассивно-активная гимнастика:

создает предпосылки для осуществления движения: добивается снятия блоков, контрактур в верхних конечностях, нормализует мышечный тонус, устраняет порочные положения кисти и пальцев;

поэтапно формирует двигательную функцию руки (опорность, захват, манипуляции, мелкую моторику).

развивает двигательные кинестезии последующим параметрам: точность, сила, устойчивость;

работает над улучшением динамического праксиса;

формирует комплекс двигательных, сенсорных и речевых

функций в ходе выполнения упражнений.

Для реализации этих задач И. И. Панченко разработал авторские упражнения.

«Пальчиковый бассейн». Его по описаниям автора легко сделать в домашних условиях. В большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательных кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

«Разноцветные прищепки». Этот прием заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов в институте физкультуры г. Москвы. Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительностью процедуры от 3-5 минут до 7-10 минут.

Творческая фантазия специалиста может подсказать различные варианты дополнительного использования этих ярких разноцветных приспособлений. Для малышей они могут выполнять роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных, обозначающих цвет («Возьми красные прищепки. Какие прищепки я посадила на пальчик?»). С их помощью у пятилетних детей можно закреплять представление о множестве, используя количественные и порядковые числительные («Сколько прищепок я посадила па пальчики? Какого цвета вторая прищепка? Сколько сняли (посадили? Сколько всего стало?»).

Рассмотрев особенности двигательных навыков и нарушений, а также особенностей дизартрии, можно сделать вывод, что важно и обоснованно использовать кинезиологию на коррекционно-педагогических занятиях. Это доказывает и данная методика, разработанная с учетом всех направлений кинезиологии и особенностей клинического проявления общего недоразвития речи. В приведённых в качестве примеров упражнениях прослеживается взаимосвязь развития двигательных навыков с развитием фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороной речи.

Сравнительные результаты диагностики устной речи дошкольников показали, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:

звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);

фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);

лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Однако, обязательное условие эффективности применения кинезиологических упражнений – это взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.

Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги.

Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи

Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа:

обогащение, уточнение, дифференциация словаря;

формирование грамматического строя речи : навыков словоизменения и словообразования;

развитие связной речи.

Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.

Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т. п.

Применяя на занятиях упражнение «Зеркало» (работа в парах, преследуем сразу несколько задач.

Логопед проводит предварительную работу по теме лексической теме, обогащая словарь словами-признаками, согласовывая прилагательные с существительными в роде, совершенствуя умение составлять описательный рассказ.

Например, описывая животного медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить.

Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему.

Например, упражнение «Змейка»». Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку:

при изучении темы «Весна» :

«К нам весна шагает быстрыми шагами.

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины по полям видны,

Верно, очень теплые ноги у весны».

при изучении темы «Овощи» :

«В огороде за забором подрастают помидоры:

Держатся за колышки, греются на солнышке»

По аналогии подбираем стихи на лексические темы, подключаем речевое сопровождение и используем кинезиологические упражнения :

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Библиотека изображений:

Публикация Кинезиология как метод коррекции развития дошкольников с общим недоразвитием речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Васильчук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Кинезиология как метод коррекции развития дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 22 декабря 2023 в 11:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД