МААМ-картинки

Кейс-технология как способ социализации младших школьников на занятиях театрального объединения

Александров Даниил Денисович
Кейс-технология как способ социализации младших школьников на занятиях театрального объединения

Кейс-технология как способ социализации младших школьников на занятиях театрального объединения

С целью развития социализации у младших школьников нами был организован формирующий этап эксперимента. Мы исходим из предположения, что применение кейс – технологий на занятиях театрального объединения позволяет создать на занятии благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых обучающимся для соблюдения норм и правил общения, умение решать конфликты, договариваться, преодолевать трудности общения со сверстниками, зажатость, скованность, позволяет активизировать творческие способности обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать собеседника и аргументировано высказать свою точку зрения.

Публикация «Кейс-технология как способ социализации младших школьников на занятиях театрального объединения» размещена в разделах

Главное, что использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволит развить социализацию у младших школьников.

Нами были определены темы и типы кейсов:

1) Кейс: «Социальный театр»

Данный кейс способствует эмоциональному раскрепощению детей, их социализации, развитию памяти и внимания, развитию речи и управлению собственными эмоциями, фантазиями.

Ярко развивается данный кейс на занятиях в театральном объединении. Сквозь пространство и время, интегрируя возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы, социальный театр воздействует на эмоциональный мир ребенка в полном объеме.

В основе театрализованной деятельности лежит кейс-технология. Ее универсальность в описании конкретных ситуаций, в нашем случае рассматриваются сюжеты сказок для точного понимания самооценки младших школьников.

Главное предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией, умение действовать в предлагаемой ситуации. При этом любая встреча с обучающимися начинается с проблемы, которая подбирается исходя из темы работы (театрализация сказки). Использование данного приема позволяет глубже изучить, узнать особенности, характерные черты персонажа и отношение детей к нему, что в свою очередь формирует у детей навыки сотрудничества и коммуникативной компетентности. После обсуждения персонажей, проблема используется для выявления отношения детей к сказке, ее поучительности и актуальности. Хочется отметить, что дети часто сами являются инициаторами в выборе сказки для театрализации. При этом они подбирают роли для себя, являются активными участниками в оформлении декораций, атрибутов, костюмов через мини-проекты. В придумывании мизансцен нам помогает кейс-техноголия.

А именно, использование кейс-технологий в работе с детьми происходит следующим образом:

1) Педагог предлагает детям сочинить произведение с помощью иллюстраций, на которых изображены игрушки, предметы обихода, национальные музыкальные инструменты, герои сказок и легенд, что является стимулом в придумывании новой сюжетной линии. Например, сюжет «Золушка» главная героиня попадает в другую сказку;

2) Педагог читает сказку «Колобок», после чего проводит беседу с детьми о поведении героев сказки в обществе. Вопросы были следующими:

1. Почему убежал колобок от бабушки и дедушки?

2. Какой герой сказки вам понравился и почему?

3. Скажите, какими качествами обладали герои сказки?

4. Как вы думаете, в обыденной жизни мы можем встретить людей с таким же характером как у персонажей сказки?

5. Если бы вы были на месте главного героя, как бы вы поступили на его месте? Совершили бы такие же ошибки?

Стоит отметить, что все дети, кроме двух ребят (респонденты 2, 5) развернуто и активно отвечали на вопросы. С данными ребятами была проведена индивидуальная беседа, в следствии которой выяснилось, что они стеснялись говорить вслух при всех свою точку зрения, поэтому они не так активно принимали участие в обсуждении.

Можно сказать, что применение данного кейса позволяет получить детям новые знания, умение отстаивать свою точку зрения, изучить своеобразие народной культуры, художественной литературы, развить любознательность, речь, память, а главное творчески самовыразиться. В результате возникает потребность в общении, заинтересованность в совместной театрализованной деятельности. Свобода и самостоятельность обучающихся при этом - не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость неразрывно связаны с культурой поведения.

2) Кейс: создание коллажа «Мы актеры».

Использование данного кейса на занятиях в театральном объединении позволяет детям эмоционально раскрепоститься и адаптироваться в окружающей среде. Уметь выходить в обыденной жизни из проблемных ситуаций, умение их решать.

Данная кейс технология проходила в три этапа:

Первый этап. Педагог рассказывает детям о профессии Актер. Дети обсуждают и выявляют качества/черты характера, которыми должен обладать настоящий актер; в ходе рассуждений приходят к выводу, что, играя роль на сцене, нужно ее проживать так, как прожили бы в обыденной жизни. У детей возникали, трудности при выявлении качеств характера актера.

Второй этап. Педагог предлагает обучающимся представить себя в роли жюри и оценить художественное чтение детей из нескольких видеороликов; после просмотра всех роликов ответить на вопрос: «Как Вы думаете, какого актера, из представленных вариантов, Вы бы пригласили на спектакль? Почему?».

Дети активно отвечали на вопрос, аргументируя примерами из полученных ранее знаний.

Таким образом, данный кейс позволяет ребенку посмотреть на проблемную ситуацию со стороны, учит самостоятельно размышлять, делать выводы.

Третий этап. Педагог рассказывает обучающимся, какие произведения необходимо исполнять для достижения высоких результатов. Предлагает детям разнообразные произведения терапевтических сказок, в которых необходимо выделить основную проблему героев и способ ее решения. К примеру, можно прочитать сказку «Роза и Ромашка», в которой ярко выражена проблема низкой самооценки, неуверенности и чувства неполноценности. Обсудить с младшими школьниками проблему задавая направляющие вопросы:

1. Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу?

2. Что значит «все цветы хороши по-своему?

3. Можно ли эту фразу сказать про людей?

В ходе обсуждения было видно, как дети переживают за ромашку, один из детей (респондент 5) привел пример личного опыта, в котором выражалась зажатость и стеснение.

Применение данного кейса позволяет получить детям новые знания, позволяет детям выходить в обыденной жизни из проблемных ситуаций, умение их решать, эмоционально раскрепоститься и адаптироваться в окружающей среде.

3) Кейс: показ спектакля «Три поросенка».

Данный кейс является основным. Он включает в себя последовательную реализацию этапов подготовки к спектаклю и развернутой драматизации: анализ спектакля, распределение ролей, подготовка костюмов, организация репетиционной деятельности и демонстрация готового спектакля с последующим анализом.

По выборе художественного материала для инсценирования, мы опирались на следующие критерии:

Соответствие литературного материала поставленной цели.

Социализация детей младшего школьного возраста.

Доступность содержания детям, соответствие личного опыта младших школьников.

Способность показывать различные модели поведения в сложных ситуаций.

Опираясь на выделенные критерии, были подобраны несколько сказок: русская народная сказка «Теремок», «Гуси-лебеди», С. Михалков «Три поросенка». После прочтения каждая была проанализирована с точки зрения социализации и самооценки детей младшего школьного возраста. Выбор детей остановился на сказке С. Михалкова «Три поросенка».

В сказке раскрывается несколько проблем социализации. Главная тема сказки- поведение человека в обществе. Три персонажа воплощают три различных линии поведения людей. Первый поросенок олицетворяет ленивого человека, второй-беспечного, который полагается на счастливый случай и чужую помощь. Третий братец Наф-Наф – олицетворение трудолюбивого, рассудительного человека, привыкшего полагаться на свои силы и доводить начатое дело до конца. Только благодаря ему братья остались живы.

Вторая тема, которую автор доносит до читателей- сила в единстве и взаимопомощи. Втроем легче и дом построить, и с неприятностями справиться. Также прослеживается в сказке завышенная самооценка волка, который считает себя самым сильным и всемогущим.

При распределении ролей, были учтены результаты диагностик детей. Ребенку с заниженной самооценкой была предоставлена возможность, сыграть роль волка с завышенной самооценкой, которая проявлялась самоуверенностью. Детям с адекватной самооценкой предоставлялась возможность проявить себя в качестве помощников режиссера, выполняя поручения педагога при подготовительной работе.

Неотъемлемой частью данного кейса являются репетиции. Как правило, каждая группа всегда находится в процессе постановки спектакля, сценарий к которому пишется специально для нее. Обычно за основу берется известная сказка или произведение, и с целью задействовать всех ребят в спектакле, добавляются персонажи. Другими словами, роли практически для всех участников пишутся индивидуально. За основу была выбрана сказка «Три поросенка» дети, играя роль, учатся тому, как нужно правильно становиться самостоятельными, вступать во взрослую жизнь, как преодолевать опасности, как можно победить и как нужно относиться к своему будущему, быть постоянно готовым к встрече с трудностями. Каждое произведение адаптируется к театральному коллективу. Начинаются кропотливые репетиции. Отрабатываются движения, интонация, мимика. И вот здесь можно наблюдать яркую картину сплочения коллектива.

Ребята понимают, что результат общего дела зависит от каждого из них. Стоит ошибиться одному, и результат труда всех будет испорчен, и совершенно не важно, какую роль ты играешь – главную или эпизодическую. В процессе репетиций дети наблюдают друг за другом, дают советы, а когда они слышат похвалу от сверстников, их глаза начинают светиться от счастья. К моменту премьеры спектакля, обычно, ребята полностью раскрепощаются и перестают стесняться. Даже самые стеснительные дети чувствуют себя уверенно. А это само по себе уже дорогого стоит.

Спектакль является своего рода результатом их деятельности, а аплодисменты зрителей, которыми чаще всего являются родители ребят, - наградой. И вот наступаем момент, когда все роли сыграны, а маленькие актеры вышли на сцену на финальный поклон. Они стоят, крепко взявшись за руки, как одно целое, но в тоже же время каждый из них индивидуален. И в этот момент понимаешь, что практически все поставленные цели достигнуты, а на сцене ты видишь активных, уверенных в себе, готовых к общению и дальнейшему развитию ребят.

Делая вывод, стоит отметить, что успешная социализация предполагает эффективную адаптацию ребенка к обществу и его саморазвитие. Мы считаем, что занятия в театральном объединении обязательно помогут ребенку в этом. И пусть обучающиеся не станут профессиональными актерами, но станут личностями, готовыми найти решение в любых ситуациях в будущем.

Публикации по теме:

Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технологияФакультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании.

Фотоотчет о тематических занятиях «День Земли» для младших школьниковФотоотчет о тематических занятиях «День Земли» для младших школьников В объединении «Умелые руки» прошли тематические занятия посвящённые празднику «День Земли». 22 апреля – Международный день Земли – праздник.

Фотоотчет о тематических занятиях «Я соблюдаю ПДД, соблюдай и ты» для младших школьниковФотоотчет о тематических занятиях «Я соблюдаю ПДД, соблюдай и ты» для младших школьников В условиях интенсивности движения транспорта по улицам и дорогам с каждым годом наблюдается все большее и большее количество несчастных.

Фотоотчет о тематических занятиях «Дорога жизни». Прорыв блокады Ленинграда» для младших школьниковФотоотчет о тематических занятиях «Дорога жизни». Прорыв блокады Ленинграда» для младших школьников Ежегодно 27 января в России отмечается День снятия блокады города Ленинграда. 79 лет назад была полностью снята блокада. Почти 900 дней,.

Фотоотчет о тематических занятиях «Великая Отечественная война. Память поколений» для младших школьниковФотоотчет о тематических занятиях «Великая Отечественная война. Память поколений» для младших школьников В 2022 году наша страна празднует 77 годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне. Прошло более полувека со дня Победы. Сменилось.

Кейс-технология «Путешествие по сказкам»Кейс-технология «Путешествие по сказкам» Кейс-технология «Путешествие по сказкам»Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Библиотека изображений:

Публикация Кейс-технология как способ социализации младших школьников на занятиях театрального объединения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александров Даниил Денисович на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Кейс-технология как способ социализации младших школьников на занятиях театрального объединения
Опубликовано: 13 января 2024 в 22:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД