Папки-передвижки

Каталог артикуляционных упражнений в стихах для дошкольников

Елена Салихова
Каталог артикуляционных упражнений в стихах для дошкольников

Каталог артикуляционных упражнений в стихах для дошкольников

Составитель каталога Салихова Е. Н.

При работе над песней музыкальный руководитель обязательно обращает внимание на чёткость произношения слов, то есть работает над дикцией. Предварительным этапом этой работы может стать артикуляционная гимнастика в стихах, выполняя которую дети учатся правильно произносить «трудные звуки».

Публикация «Каталог артикуляционных упражнений в стихах для дошкольников» размещена в разделах

Цель такой гимнастики состоит в укреплении мышц артикуляционного аппарата и улучшении подвижности артикуляционных органов, в первую очередь – языка.

Подобно утренней зарядке артикуляционная гимнастика усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Если «каша во рту», ни о каком красивом исполнении песни не может быть и речи. Поэтому артикуляционные упражнения важны для всех детей, а особенно для тех, у кого правильное, но вялое произношение звуков.

Стихотворная форма позволяет превратить артикуляционную гимнастику в игру, когда без излишнего напряжения, при максимальной фиксации внимания ребёнка или группы детей, если речь идёт не об индивидуальном, а о групповом музыкальном занятии, решаются очень важные артикуляционные проблемы.

Для своей работы я составила каталог артикуляционных упражнений в стихах. Некоторые из них я позаимствовала у коллег - логопедов, некоторые придумала сама. Теперь у меня есть возможность в нужный момент выбрать упражнение, соответствующее поставленной задаче или теме занятия.

«Улыбочка»

Растяни в улыбке губы

И пропой тихонько: «И-и-и».

Зубки все у нас видны

Сверху, снизу, посмотри!

Описание: растянуть губы в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Удерживать положение под счет до 10.

«Часики»

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик, вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Часы»

На стене часы висят

И идти вперёд спешат.

Описание: рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить язык вправо-влево.

«Обезьянка»

Обезьянка корчит рожи,

То губы трубочкою сложит,

То в улыбке их растянет,

То клыки свои оскалит.

Движенья эти повторим.

Язык и губки укрепим.

Описание: спокойные подражательные движения губами.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Лопата»

А лопата широка

Растопырила бока.

Описание: рот приоткрыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать 10 сек.)

«Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

«Надуваем шарики»

Шарик красный (синий, жёлтый) надувай,

Воздух тихо выпускай.

Описание: губы плотно сжаты, надуть щёки и удерживать воздух под счёт до 10. Воздух выпускать через губы медленно и плавно.

«Хобот»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Описание: с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Варенье» (а)

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Варенье» (б)

Мы сварили в день рожденья

Очень вкусное варенье.

Описание: рот открыть и улыбнуться. Облизать языком верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта.

«Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок,

Я копытцем постучу (цок, цок,

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

"Кукушка"

Сидит кукушка на суку

И так поёт: Ку - ку, ку - ку!

Описание: на первый слог "ку" максимально вытягивать губки, на второй слог "ку" - расслаблять.

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

Широка наша река. И улыбка широка.

Зубки все мои видны – от краёв и до десны.

Описание: улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5

«Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Мостик»

Чтобы мостик получился,

Язычок наш изловчился,

Кончик спрятал за зубами,

По нему поедут сани.

Описание: улыбнуться, открыть рот. Широкий язык выгнуть «мостиком», кончик поставить за нижними зубами. Если ребёнок не может выполнить задание, попросите его произнести «и-и-и»

«Орешки»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

«Качели» (а)

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь, а потом вниз.

Описание: улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Качели» (б)

На качели посмотрели,

Покататься захотели.

Описание: рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю.

«Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

Описание: улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Описание: открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Иголка»

Осторожно, у иголки

Кончик очень-очень колкий.

Описание: рот открыть. Максимально высунуть тонкий язык вперёд, язык напрячь. Удерживать 10 сек.

"Белки"

Белки весело скакали

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Мы за ними наблюдали:

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Описание: работать язычком, прижимая его к верхнему нёбу, а затем к нижнему. И наоборот.

«Пароход»

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

Описание: слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», двигаясь то зубов до горлышка.

«Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«Печём блинчики»

На сковородку блин бросаем

Очень быстро выпекаем.

Ах, какая вкуснота!

Та – та – та! Та – та – та!

Описание: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та.

«Заводим мотор»

Завести мотор сумеем.

Вот дрожит он всё быстрее.

Описание: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

«Чашечка»

Блинчик на губе лежал,

Вдруг поднялся, не дрожал.

Поднимал наверх края –

Это «чашечка» моя!

Описание: выполнить упражнение «Блинчик». Из этого положения поднять язык вверх, загибая боковые края, чтобы получилась форма чашки.

"Футбол"

Поиграем мы в футбол

И забьём в ворота гол!

Описание: работаем язычком вправо - влево, а затем на слово "гол" прячем его за сомкнутыми губами.

«Горка»

Эту горку во дворе

Смастерили детворе.

Описание: рот открыть. Кончик языка спрятать за нижние передние зубы. Выгнуть спинку. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать 10 сек.)

«Катушка»

Эта круглая катушка

Ниткам верная подружка.

Описание: рот открыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Бока языка зажать коренными зубами. Закрученный язык выдвигать вперёд и убирать в рот.

«Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду - ду – ду, ду - ду – ду!

Описание: с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Публикации по теме:

«Калиф-аист». Сказка-пьеса в стихах по мотивам одноименной сказки В. Гауфа для театра дошкольников«Калиф-аист». Сказка-пьеса в стихах по мотивам одноименной сказки В. Гауфа для театра дошкольников Людмила Рыбакова "Калиф-аист" Сказка-пьеса в стихах по мотивам одноименной сказки Вильгельма Гауфа для театра дошкольниковК 215-летию.

«Маленький Мук». Сказка-пьеса в стихах по мотивам одноименной сказки Вильгельма Гауфа для дошкольников Рыбакова Людмила "Маленький Мук" Сказка-пьеса в стихах по мотивам одноименной сказки Вильгельма Гауфа 29 ноября 2017 года исполняется 215.

«Тук-тук, открой дверь!» Сказка-пьеса в стихах по мотивам японской народной сказки для Театра дошкольников«Тук-тук, открой дверь!» Сказка-пьеса в стихах по мотивам японской народной сказки для Театра дошкольников Людмила Рыбакова Авторская сказка – пьеса в стихах «Тук-тук, открой дверь!» по мотивам японской народной сказки (Для театра дошкольников).

12 Месяцев. Сказка-пьеса в стихах по мотивам славянской сказки для театра дошкольников12 Месяцев. Сказка-пьеса в стихах по мотивам славянской сказки для театра дошкольников Людмила Рыбакова "12 МЕСЯЦЕВ" Сказка-пьеса в стихах по мотивам славянской народной сказки для театра дошкольников Зимняя сказка на зимний.

Физическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухеФизическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухе Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить.

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Каталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возрастаКаталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возраста Конструирование во второй младшей группе тесно связано с игрой. Используя игрушки и игровые ситуации, дети учатся применять строительные.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Перспективное планирование релаксационных упражнений для старших дошкольников Сентябрь 1 неделя. «Спящий котёнок». Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Каталог артикуляционных упражнений в стихах для дошкольников
Опубликовано: 26 января 2022 в 22:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Каталог артикуляционных упражнений в стихах для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Салихова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД