МААМ-картинки

Картотека «Удмуртские народные игры»

Светлана Гаврилова
Картотека «Удмуртские народные игры»

КАРТОТЕКА «УДМУРТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

«Вумурт» («Водяной»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Публикация «Картотека „Удмуртские народные игры“» размещена в разделах

Описание: Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. По считалке выбирается Водяной. Он закрывает глаза и садится на корточки. Дети ходят по кругу и скандируют: «Вумурт, вумурт, мар пукиськод ву пыдсын? Пот, пот ми доры вераны, к ня ни дыр!» («Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Выйди, выйди к нам, скажи который час!»). Вумурт «выходит», дети замирают внутри водоема. Кого поймал, должен узнать с закрытыми глазами. Если узнал, «вумурт» и ребёнок меняются местами.

Правило игры : Когда «вумурт» пытается определить, кто стоит перед ним, нельзя его отвлекать.

«Тябыкен шудон» («Догонялки»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Описание:

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку. Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово тябык. Пойманный выходит из игры. Правила игры. Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

«Чушкон шудон» («Игра с полотенцем»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Оборудование: полотенце с народной вышивкой – 2шт.

Описание:

Берется удмуртское полотенце, как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя разворачиваясь вокруг своей оси начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце, где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длина края больше.

«Кышетэн шудон» («Игра с платочком»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Оборудование: платочек с удмуртским орнаментом

Описание:

Игроки встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком. Правила игры. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.

«Кечпи но пуныос» («Козлёнок и собаки»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Описание: По считалке выбирается «козлёнок». Остальные дети исполняют роль собак. Козлёнок в огороде грызёт капусту. Собаки его замечают и дружно ругают: «Кечпи, кечпи, малы кубистамес сиид!» («Козлёнок, козлёнок, почему ты нашу капусту съел!»). Козлёнок, испугавшись, выбегает из «огорода». Собаки бегут вдогонку. Если поймают, снова по счёту выбирается козлёнок.

Правило игры : «собаки» должны бежать, взявшись за руки, и окружить «козлёнка», не задевая его. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге козленок не имеет права.

«Кутэн шудон» («Игра с лаптями»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Оборудование: лапоть на веревке

Описание:

Дети стоят в кругу, водящий – посреди круга. Водящий держит лапти за верёвочки и крутит, пытаясь задеть ножки детей. Дети подпрыгивают. Кого задели лапти, тот отвечает на вопросы водящего.

«Кубиста йыр» («Капустная голова»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Описание:Выбирают двух водящих по считалке.

Одни из них – сторож капусты, другой – капуста. Капуста встает на корточки на носочках, а сторож стоит рядом, положив руку на капустную голову. Остальные игроки на расстоянии 2-3 шагов уходят в сторону. Сторож делает вокруг капусты несколько кругов. Потом кричит: «Кубисьта вуиз!» (”Капуста поспела!”).После этих слов все подбегают к капусте и стараются дотронуться рукой. Сторож одной рукой держит голову капусты, другой рукой старается заляпать игроков. После того, как кого-то заляпал, кричит: «Лучкаськисез кути!» (”Вора поймал!”). Пойманный становится сторожем, а сторож – капустой. Если сторож не уберег капусту и все игроки затронули капусту, то сторож с капустой меняются местами.

«В й г ршок» («Горшок с маслом»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Оборудование: утварь

Описание:

По считалке выбираются мама и кошка. Мама ставит горшки на скамейку, называя их содержимое. Потом говорит кошке:

– Г ршокъёсты эн иса! (Кошка, не трогай горшки).

– Яралоз (Ладно, – говорит кошка.

– Чильык-чальык! (Щёлк-щёлк) – мама уходит на работу. (Кошка в это время съедает всё содержимое из горшочков).

Вернувшись домой, мама видит: все горшки пустые, опрокинутые. Кошка спит. Мама, причитая, все горшки обратно ставит на скамейку:

– Й лэз но сием й лвылэз но сием…Ох тон, кочыш! ,И молоко съела, и сметану съела… Ах ты, кошка! (Кошка просыпается и убегает. Мама гонится за ней).

Правило игры : Если мама поймает кошку, они поменяются ролями.

«Маша, тон кытын» («Маша, ты где?»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Оборудование: 2 платка

Описание:

Играющие держась за руки образуют круг. Двое, выбранных по считалке, становятся в середину круга. Один из них - Паша, другой – Маша. Им завязывают глаза. Водящих поворачивают вокруг них несколько раз. Затем Паша начинает ловить Машу. С этой целью он спрашивает «Маша, тон кытын?» Маша, бегая по кругу, отвечает «Паша, мон татын!» и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если Паша поймает Машу, они меняются ролями или выбирают новых водящих.

«Чимали» (Жмурки)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Оборудование: платок

Описание:

Водящему закрывали глаза. После слов

«Чима - чима чимали

Чималиез кут али», водящий должен закрытыми глазами ловить остальных игроков, которые бегают вокруг. Кого поймали, тот встает на место водящего.

«Удмуртские горелки»

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Оборудование: платочек с орнаментом.

Описание: Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф. Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий от-ступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось. Правила: 1. Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой. 2. Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке. 3. Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны. 4. Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.

«Ватскемен шудон» («Игра в прятки»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Описание:

Чима, чима, чимали,

Чимыостэ кынь али.

Табере тон усьты ни,

Милемыз тон утча ни.

Чима, чима, чимали (галящий,

Глазки закрой-ка.

А теперь открой

Да нас поищи.

«Небыльток» («Растяпа»)

Цель: совершенствовать двигательные и танцевальные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Описание:

Дети стоят в кругу по двое: один впереди, другой – сзади. Один ребёнок остаётся в кругу – «растяпа». Как только звучит удмуртская мелодия, «растяпа» начинает плясать. Танцуя, проходит по кругу и движениями приглашает всех впередистоящих следовать за ним, повторяя его движения. Каждый приглашённый заходит в круг и начинает танцевать. Оставшиеся в наружном кругу, хлопают в ладоши. Музыка внезапно останавливается, и каждый, кто танцевал, старается занять место за стоящими в наружном кругу. Кто остался

без пары, встаёт в середине круга. Остальные дружно скандируют: «Небыльток, экты!» («Растяпа, спляши!»). Всё повторяется сначала.

Правило игры : Место в наружном кругу занимать только при полной остановке музыки.

«Сяська бичаса» (Собирая цветы)

Цель: совершенствовать двигательные и певческие навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Описание:

Дети стоят в кругу, водящий приглашает одного и в центре круга кружится с ним под руку сначала в одну сторону, затем в другую. Потом они приглашают одного из круга и в маленьком хороводе выполняют припадания втроем. Затем проходя в воротики, образованные двумя игроками, водящий снова выбирает себе пару, и т. д. как бы собирает цветы.

«Капка улт потаса» («Ворота»)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;

- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;

- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.

Описание:

Дети, взявшись за руки, парами образуют круг. 1 пара встаёт в середине круга. Включается плясовая мелодия. Пара, оставшаяся в середине круга, под музыку бегает к «воротам» (стоящие в паре поднимают сцеплённые руки, образуя ворота, пробегает под «воротами», остаётся на месте «ворот». А та пара, которая изображала ворота, бежит к другим «воротам». Таким образом, бегают до остановки музыки. Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет. Далее всё начинается сначала.

Правило игры : Как только останавливается музыка, ворота закрываются.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Народные игры родителей с ребенком 3 лет»Фотоотчет «Народные игры родителей с ребенком 3 лет» «Народные игры родителей с ребенком 3 лет» С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром.

Народные игры зимой Башкирская народная игра «Липкие пеньки». Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают.

Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные»Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные» Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Знакомство с народными.

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

Консультация «Возродим народные игры» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Сейчас большинство людей молодого поколения,.

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Народные игры для дошкольниковНародные игры для дошкольников Ребенок, придя в этот мир впитывает в себя все человеческие способы общения,поведения,отношения,используя для этого собственные наблюдения,выводы.

Подвижные народные игрыПодвижные народные игры Потяг (белорусская народная игра) Игра с перетягиванием есть почти у каждого народа, но в Белоруссии она проводится по-особому и называется.

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки» Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)[/b] В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Удмуртские народные игры»
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 21:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека «Удмуртские народные игры»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гаврилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД