Папки-передвижки

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Речевая ситуация «Какие птицы?»

Задачи. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о птицах.

Разговор.

— Дети, птицы бывают разные: перелётные, кочующие, зимующие. Птиц вспоминаем, какие птицы определяем, общее слово подбираем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.

Лексический материал.

1. Ласточки, журавли, кукушки, соловьи – какие птицы? – … (перелётные).

Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Зимующие птицы“» размещена в разделах

2. Воробьи, вороны, голуби, сороки – какие птицы? – … (зимующие).

3. Снегири, синицы, свиристели, поползни – какие птицы? – … (кочующие).

4. Глухари, рябчики, тетерева, куропатки – какие птицы? – … (зимующие).

— Отлично, дети! Общее слово подобрали, какие птицы рассказали.

Речевая игра «Назови одним словом»

Задачи. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о животном мире.

Игра.

— Дети, живой мир богат и разнообразен: люди, звери, птицы. В игру «Назови одним словом» играем, обобщающее слово называем.

Игровое правило: хором отвечаем, одно слово называем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.

Лексический материал.

1. Клюв, крылья, две лапки, перья – кто это? – … (птица).

2. Четыре лапы, хвост, клыки, шерсть – кто это? – … (зверь, животное).

3. Голова, волосы, две ноги и две руки – кто это? – … (человек).

4. Четыре ноги, хвост, копыта, грива – кто это? – … (зверь, животное).

— Отлично, дети! Загадки разгадали, обобщающее слово подобрали.

Речевая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Три признака птицы»

(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).

Задачи. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими птиц. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

— Дети, зимующих птиц вспоминаем, красивые слова подбираем, описание птицы из трёх слов составляем. Размер птицы определяем, цвет разных частей тела замечаем, характер птицы отмечаем.

Игровые правила.

• Цветок даю, птицу назову.

• Птицу называй, три признака перечисляй.

• Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птиц, дети перечисляют три признака. Педагог контролирует, чтобы дети называли три признака, согласовывали прилагательные с существительным. При необходимости педагог подсказывает как правильно произнести слово, ребёнок повторяет слово правильно.

Лексический материал.

1. Воробей какой? – … (воробей маленький, коричневый, бойкий, проворный).

2. Голубь какой? – … (голубь большой, сизый, остроклювый, важный, смелый).

3. Ворона какая? – … (ворона крупная, чёрно-серая, хитрая, умная, ловкая).

4. Сорока какая? – … (сорока крупная, белобокая, чернокрылая, длиннохвостая).

5. Синица какая? – … (синица маленькая, желтогрудая, проворная, любопытная).

6. Снегирь какой? – … (снегирь небольшой, красногрудый, яркий, осторожный).

7. Щегол какой? – … (щегол маленький, пёстрый, подвижный, лёгкий, ловкий).

8. Свиристель какой? – … (свиристель крупный, бурый, хохлатый, звонкоголосый).

9. Дятел какой? – … (дятел большой, пёстрый, красноголовый, длинноклювый).

— Зимующие птицы – это … Педагог ещё раз перечисляет птиц, называя признаки, названные детьми, и добавляет свои.

— Прелестно, дети! Зимующих птиц вспоминали, красиво называли.

Игровая ситуация «Кормушка»

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей о зимующих птицах.

Игра.

Красны девицы да добры молодцы, подходите!

В круговорот со мной поиграть вы хотите?

Становитесь в круг смелей,

И игру начнём скорей.

Дети встают по кругу.

— Дети, кормушки посещаем, зимующих птиц покушать приглашаем.

Дети и педагог идут по кругу. Останавливаются, руки вперёд, шевелят пальчиками. Дети отвечают на вопрос. Движение продолжают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Лексический материал.

1. Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, больших птиц пригашаем. Дети, какие большие птицы на кормушку прилетели? … (большая ворона, большая сорока, большой голубь, большой свиристель, большой дятел).

2. Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, маленьких птиц пригашаем. Дети, какие маленькие птицы на кормушку прилетели? … (маленький воробей, маленькая синица, маленький снегирь, маленький щегол).

3. Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, лесных птиц пригашаем. Дети, какие лесные птицы на кормушку прилетели? … (лесная синица, лесной снегирь, лесной свиристель, лесной щегол, лесной дятел, лесной поползень, лесной клёст).

4. Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, городских птиц пригашаем. Дети, какие городские птицы на кормушку прилетели? … (городской воробей, городской голубь, городская ворона, городская сорока).

— Прекрасно, дети! Зимующих птиц назвали, слова правильно подобрали

Речевая ситуация «Кто благодарит?»

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к глаголу. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Разговор.

— Дети, голоса птиц различаем, быстро отвечаем, кто за корм благодарит, по птичьи говорит. На вопрос правильно отвечаем, слово нужное подбираем.

Педагог произносит глагол, выделяя голосом окончание глагола. Дети отвечают хором. Педагог контролирует, чтобы дети согласовывали существительное с глаголом. Если ответы разные, педагог повторяет правильное существительное, поясняя, одна или много птиц.

Лексический материал.

1. Каркает кто? … (ворона).

2. Каркают кто? … (вороны).

3. Чирикает кто? … (воробей).

4. Чирикают кто? … (воробьи).

5. Стрекочут кто? … (сороки).

6. Стрекочет кто? … (сорока).

7. Воркуют кто? … (голуби).

8. Воркует кто? … (голубь).

9. Рюмит кто? … (снегирь).

10. Рюмят кто? … (снегири).

11. Свиристят кто? … (свиристели).

12. Свиристит кто? … (свиристель).

13. Тенькают кто? … (синицы).

14. Тенькает кто? … (синица).

— Прекрасно, дети! Слова подобрали, кто благодарит, назвали.

Речевая ситуация «Зимующие птицы».

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Разговор.

— Дети, о зимующих птицах расскажем, какие они разные покажем. Я назову слово, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу.

Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог повторяет правильный ответ.

Лексический материал.

1. Перелётные птицы на юг улетают, а с нами остаются птицы … зимующие.

2. Большие и … маленькие.

3. Трусливые и … смелые.

4. Слабые и … сильные.

5. Глупые и… умные.

6. Летят птицы высоко и… низко.

7. Далеко и… близко.

8. Зимой птицам не тепло, а… холодно.

9. Зимующие птицы не сытые, а… голодные.

— Дети голодных птиц кормит не забываем, в кормушки корм насыпаем. Великолепно, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.

Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Волшебный русский язык». «Крылатые слова о вороне»

Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать детскую любознательность.

Беседа.

— Богат и разнообразен волшебный русский язык. Есть в нашем языке крылатые выражения. Дети, как вы думаете, что это такое «крылатые слова»? (предположения детей).

— Крылатые слова – это слова, образные, меткие, легко запоминаются и передаются от одного человека к другому, словно летят на крыльях. Прилетели они к нам из далёких, далёких времён. Дети, вы слышали, такое крылатое выражение «считать ворон». Как вы думаете, что оно означает? (предположения детей).

Педагог выслушивает мнение всех детей, побуждает малоактивных детей участвовать в разговоре: … (имя ребёнка, а ты как думаешь? … (имя ребёнка, а твоё мнение? … (имя ребёнка, а ты как считаешь?

— Когда человек невнимателен, рассеян, его спрашивают: «Ворон считаешь?» Дети придумайте, пожалуйста, предложения, с крылатыми словами «считать ворон». Например, Маша ворон не считай, задание выполняй. (Ответы детей).

— Превосходно, дети! Предложение сочиняли, крылатые слова вставляли. Дети, писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.

Интеллектуальная разминка «Зимующие птицы»

Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о зимующих птицах.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

1. Клюв, крылья, две лапки, перья – кто это? – … (птица).

2. Овощи – это растение, птицы – это. (животные).

3. Люди – ходят, птицы – … (летают).

4. Рыба плавает в воде, а птица летает – … (в воздухе).

5. Сколько крыльев у птиц? … (два крыла).

6. Чем птица клюёт? … (клювом).

7. Перелётные птицы перелетают, а зимующие – … (зимуют).

8. Журавль – перелётная птица, синица – … (зимующая птица).

9. Воробей – городская птица, а снегирь – … (лесная).

10. Сорока стрекочет, а ворона – … (каркает).

11. Снегирь рюмит, а свиристель – … (свиристит).

12. Перелётные птицы на юг улетают, а с нами остаются птицы … зимующие.

13. Зимой птицам не тепло, а… холодно.

14. Зимующие птицы не сытые, а… голодные.

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …

Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!

Публикации по теме:

Художественная деятельность детей по теме «Зимующие птицы»Художественная деятельность детей по теме «Зимующие птицы» Работа по теме «Зимующие птицы» ведётся в нашей группе на протяжении всей зимы. На занятиях рассматриваем с детьми на иллюстрациях зимующих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект интегрированной ООД «Зимующие птицы» для детей младшей группыКонспект интегрированной ООД «Зимующие птицы» для детей младшей группы Воспитатель: Ребята, вы помните какое сейчас время года? Дети: Осень. Воспитатели: А какие изменения в природе происходят осенью? Дети:.

Конспект НОД для детей первой младшей группы «Зимующие птицы»Конспект НОД для детей первой младшей группы «Зимующие птицы» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе «Зимующие птицы» Цель:проведение НОД "Зимующие.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Самоанализ НОД по «Формированию целостной картины мира» в средней группе «Зимующие птицы» Самоанализ НОД по «Формированию целостной картины мира» в средней группе «Зимующие птицы»Образовательная область: «Познавательное развитие».

Стихи к развлечению «Зимующие птицы» для детей старшей группы Стихи к развлечению «Зимующие птицы», для детей старшей группы 1. Зимой живется трудно птицам, Мороз трескуч, кругом снега. Сидит на дереве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Зимующие птицы»
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 15:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД