Лучший педагог года

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»

Чтение с детьми 6 – 7 лет. Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Осень в лесу» (в сокращение).

Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Развивать память, внимание детей. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам.

Чтение.

Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Грибы“» размещена в разделах

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писатель Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Осень в лесу». Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Вопросы к детям.

Дети, о каком времени года рассказывает писатель? (ответы детей).

Что интересного заметил писатель осенью в лесу? (ответы детей).

— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описывает свои впечатления.

Какое было лето, по словам автора? (знойное лето).

Какая наступила осень? (золотая осень).

Подосиновики какие? (красноголовые).

Сыроежки какие? (зеленоватые и розовые).

Грузди какие? (скользкие).

Рыжики какие? (душистые).

Опята какие? (тонконогие).

Болота в лесу какие? (моховые).

— Моховые, значит покрытые мхом.

Клюква на болоте какая? (румяная).

Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные прилагательные.

Дети, какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? (Ответы детей).

— Дети, как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.

Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «Раз, два, три – за мной повтори»

Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Поддерживать интерес к грибам.

Игра.

— Дети, в игру играем за мной слова повторяем. Я скажу: «Я в лесу гуляю», вы ответите: «Мы гуляем».

Игровые правила:

раз, два, три – за мной повторяем, слова изменяем;

хором отвечаем.

Лексический материал.

• Я в лесу гуляю — … (мы гуляем).

Грибы собираю… (мы собираем).

• Под деревьями ищу — … (мы ищем).

• Грибы ножом срезаю — … (мы срезаем).

• В лукошко кладу — … (мы кладём).

• Лукошко домой несу — … (мы несём).

• Дома грибу чищу — … (мы чистим).

• Хорошо мою — … (мы моем).

• Грибы на печке сушу — … (мы сушим).

• В кастрюле варю — … (мы варим).

• Грибы на сковородке жарю — … (мы жарим).

• В морозилке замораживаю — … (мы замораживаем).

• Грибы в банки мариную — … (мы маринуем).

• В бочки грибы солю — … (мы солим).

• Зимой гостей угощаю — … (мы угощаем).

Педагог контролирует, чтобы дети правильно изменяли слово, при необходимости, подсказывает правильное слово.

— Восхитительно, дети! По лесу гуляли, грибы собирали, слова изменяли.

Игровая ситуация «Лес и сад»

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей о дарах природы.

Игра.

Красны девицы да добры молодцы, подходите!

В круговорот со мной поиграть вы хотите?

Становитесь в круг смелей,

И игру начнём скорей.

—Дети, в путешествие приглашаю, дары природы собираем. На вопросы отвечайте, слова «лесной» или «садовый» говорить не забывайте.

Дети и педагог идут по кругу. После вопроса остановка, дети отвечают на вопрос. Движение продолжаем. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Лексический материал.

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные ягоды найдём. Что нашли? … (лесная земляника, лесная клубника и так далее).

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в сады России попадём, садовые ягоды найдём. Что нашли? … (садовую землянику, садовый крыжовник и так далее).

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные грибы найдём. Что нашли? … (лесной боровик, лесная лисичка и так далее).

— Прекрасно, дети! Слова правильно подобрали, о дарах природы рассказали.

Занимательная беседа с детьми 6 – 7 лет «Секреты русского языка». «Слова-близнецы. Шляпка да ножка»

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умение детей составлять предложения. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Картина «Шляпка да ножка».

Беседа.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку. Шляпка, да ножка, вот и весь Антошка. (Ответы детей).

Педагог показывает картинку «Шляпка да ножка».

— Шляпка – это верхняя расширенная часть чего-либо. Например, шляпка – головной убор ребёнка или женщины. Шляпка, верхняя расширенная часть гвоздя, по которой ударяют молотком. Шляпка – верхняя часть гриба. Шляпка – цветок подсолнуха. Дети, слово «шляпка» – многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой шляпке вы рассказываете. Дети выполняют задание.

Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.

• Девочка надела красивую шляпку.

• Я ударила молотком по шляпке гвоздя.

• У маслёнка шляпка маслянистая.

• На полях поникли золотые шляпки подсолнухов.

— Шляпка, да ножка. Дети, как вы думаете, слово «ножка» – многозначное слово или нет? (ответы детей).

— Дети, объясните, пожалуйста, какие ножки вы видите? (ответы детей).

— Ножка ребёнка, ножка жука, ножка стола или стула, ножка фруктовницы, ножка циркуля, ножка гриба и ножка подсолнуха. Ножка – опора, которая поддерживает что-то. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой ножке вы рассказываете. Дети выполняют задание.

Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.

• Девочка прыгала на одной ножке.

• Жук поджал под себя ножку.

• Одна ножка стула была сломана.

• Фруктовница стояла на столе на изящной ножке.

• Ножка циркуля отошла в сторону.

• Ножка у боровика толстая, крепкая.

• Крупная шляпка подсолнуха раскачивалась на тонкой ножке.

— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слова «шляпка, да ножка» поясняйте.

Интеллектуальная разминка с детьми 6 – 7 лет «Грибы»

Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о грибах.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем, на вопросы отвечаем.

• Лисички, маслята, рыжики, опята – это … (грибы).

• Брусника – ягода, а боровик – … (гриб).

• Ягоды срывают, грибы … (срезают).

• Вместо корней у грибов — … (грибница).

• Человек, который собирает грибы — … (грибник).

• Лисица – животное, лисичка – … (гриб).

• Подберёзовик растёт под … (берёзой).

• Маслёнка – посуда, маслёнок – … (гриб).

• Подосиновик растёт под – … (осиной).

• Лисички – жёлтые, а рыжики – … (рыжие).

• Волнушки – съедобные, поганки – … (несъедобные, ядовитые).

• Какие опята несъедобные? … (ложные опята).

• Суп из грибов — … (грибной).

• Чего больше в лесу: маслят или грибов? … (грибов).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …

Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 17:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД