Получи документы

Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Овощи»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Овощи»

Речевая игра «Сколько овощей»

(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Поддерживать интерес детей к овощам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, вы любите овощи? (ответы детей).

— Дети, в игру играем, сколько овощей, называем.

Игровое правила.

Публикация «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет, Лексическая тема „Овощи“» размещена в разделах

Цветок даю, овощ назову.

Овощи называй, один, два, много считай.

Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя овощи, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

• Баклажан – … (один баклажан, два баклажана, много баклажанов).

• Кабачок – … (один кабачок, два кабачка, много кабачков).

• Огурец – … (один огурец, два огурца, много огурцов).

• Чеснок – … (один чеснок, два чеснока, много чесноков).

• Помидор – … (один помидор, два помидора, много помидоров).

• Капуста – … (одна капуста, две капусты, много капуст).

• Репа – … (одна репа, две репы, много реп).

• Тыква – … (одна тыква, две тыквы, много тыкв).

• Свёкла – .. (одна свёкла, две свёклы, много свёкл).

— Прелестно, дети! Овощи считали, слова правильно изменяли.

Речевая игра «Наши овощи»

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Поддерживать интерес к овощам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

Урожай я соберу

И в корзину положу.

Очень много витаминов

В овощах моих любимых.

— Дети, в игру играем, овощи собираем.

Игровое правило:

Цветок даю, овощ назову.

Овощи собирай, твой, мой, наши называй.

Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя овощи, дети составляют словосочетания с местоимениями. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

• Баклажан – … (твой баклажан, мой баклажан, наши баклажаны).

• Редиска – … (твоя редиска, моя редиска, наши редиски).

• Кабачок – … (твой кабачок, мой кабачок, наши кабачки).

• Огурец – … (твой огурец, мой огурец, наши огурцы).

• Помидор – … (твой помидор, мой помидор, наши помидоры).

• Тыква – … (твоя тыква, моя тыква, наши тыквы).

— Великолепно, дети! Овощи собрали, слова правильно изменяли.

Речевая игра «Волшебники»

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес к овощам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, волшебниками стать предлагаю, волшебство совершить призываю. Ласково об овощах расскажите, волшебство совершите. Вырастут овощи быстрее, станут овощи слаще, вкуснее. Например, баклажан гладкий — баклажанчик гладенький.

Игровые правила:

Овощ назову, цветок даю.

Волшебство соверши, ласково скажи.

Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют ласково. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

• Помидор круглый — … (помидорчик кругленький).

• Огурец длинный — … (огурчик длинненький).

• Морковь сладкая— … (морковочка сладенькая).

• Репа вкусная — … (репочка вкусненькая).

• Капуста зелёная — … (капусточка зелёненькая).

• Редиска красная — … (редисочка красненькая).

— Чудесно, дети! Волшебство совершали, овощи ласково называли.

Ситуация общения «Свёкла»

Задачи. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Развивать фонематический слух детей.

Разговор.

— То ли свёкла, то ль свекл, непонятно мне, друзья! Расскажите, помогите, слово правильно скажите. Дети предлагают свои варианты, произношения слова. Если они выбирают неверный ответ, педагог предлагает обратиться к источнику правильной информации: орфографическому словарю.

— В словаре все слова собрали, правильно написали. Посмотрим! Правильно сказать «свёкла». О свёкле дети расскажите, за речью своей следите. Дети рассказывают, педагог не сам исправляет речь ребёнка, а предлагает детям, контролировать речь друг друга.

— Потрясающе, дети! Слова хитрые запоминайте, правильно говорить не забывайте.

Игровая ситуация «Поварята»

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Поддерживать интерес детей к овощам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в поварят играем, полезные блюда из овощей называем. Я сделаю вам заказ вкусного блюдо, а вы назовёте это блюдо по-другому.

Игровые правила:

Блюдо назову, цветок даю.

Блюдо назови, по-другому скажи.

Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание по-другому. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

• Салат из помидоров. Какой салат? – … помидорный салат.

• Салат из огурцов. Какой салат? –… огуречный салат.

• Суп из овощей. Какой суп? –… овощной суп.

• Суп из лука. Какой суп? –… луковый суп.

• Пюре из моркови. Какое пюре? –… морковное пюре.

• Пюре из картофеля. Какое пюре? –картофельное пюре.

• Котлеты из капусты. Какие котлеты? –… капустные котлеты.

• Котлеты из овощей. Какие котлеты? –… овощные котлеты.

• Паста из томатов. Какая паста? – … томатная паста.

• Соус с томатами. Какой соус? – … томатный соус.

• Соус с чесноком. Какой соус? – … чесночный соус.

• Икра из кабачков. Какая икра? – … кабачковая икра.

• Икра из баклажанов. Какая икра? – … баклажанная икра.

• Запеканка из моркови. Какая запеканка? – … морковная запеканка.

• Запеканка из капусты. Какая запеканка? – … капустная запеканка.

• Сок из томатов. Какой сок? – … томатный сок.

• Сок из моркови. Какой сок? – … морковный сок.

— Чарующе, поварята! Блюда вкусные назвали, слова правильно подобрали.

Речевая игра «Осенние заготовки»

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные и причастия от глаголов. Поддерживать интерес детей к овощам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, овощи на зиму запасаем, осенние заготовки начинаем. Слова объединяем, заготовки по-новому называем.

Игровые правила:

Овощ назову, цветок даю.

Заготовки назови, по-другому скажи.

Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание по-другому. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

• Помидоры солим. Какие помидоры? – … солёные помидоры.

• Солим огурцы. Какие огурцы? – … солёные огурцы.

• Капусту квасим. Какая капуста? – … квашенная капуста.

• Морковь маринуем. Какая морковь? – … маринованная морковь.

• Маринуем чеснок. Какой чеснок? – … маринованный чеснок.

• Овощи сушим. Какие овощи? – … сушёные овощи.

— Обворожительно, дети! Слова изменяли, осенние заготовки правильно назвали.

Ситуация общения «Приставки огородные»

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к овощам.

Разговор.

— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встают. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «копали», и стали к нему приставать.

Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.

Лексический материал.

• Приставка пере- – … перекопали.

• Приставка за- – … закопали.

• Приставка вы- – … выкопали.

• Приставка на- – … накопали.

• Приставка от- – … откопали.

— Удивительно! Вместе с приставками слово «копали» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Огород перекопали, весной семенной картофеля закопали, осенью картофель выкопали. Много картофеля накопали. А ещё мы клад искали, и его откопали.

— Дети, приставки пристали к слову «льём». Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Переливаем, заливаем, выливаем, наливаем, отливаем, поливаем, доливаем).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.

Речевая игра «Я, ты, он, она, изменяем мы слова – овощи»

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к овощам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в игру «Я, ты, он, она…» играем, слова изменяем.

Игровые правила:

Цветок даю, слово назову.

Задание выполняй.

Цветок ведущему возвращай.

— Дети, предложение «Собирать овощи». Новое слово добавляем, слово «собирать» изменяем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя местоимения. Дети составляют предложение с местоимением. При необходимости педагог подсказывает второе слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал.

• Я – … Я собираю овощи.

• Ты – … Ты собираешь овощи.

• Он – … Он собирает овощи.

• Мы – … Мы собираем овощи.

• Вы – … Вы собираете овощи.

• Они – … Они собирают овощи.

— Замечательно, дети! Слово изменяли, по-новому предложение сказали.

Ситуация общения «Писатели об овощах»

Задачи. Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к овощам.

Разговор.

— Дети, кто такие писатели? (ответы детей).

— Писатель – это человек, который рассказывает о разных событиях, делиться своими мыслями с читателями. А помогают ему в этом слова. Мы с вами сегодня писатели. Придумываем красивые слова, чтобы наш рассказ был интересным.

Рассказ. Мы собрали помидоры и положили их в миску.

К слову «помидоры» какие красивые слова мы придумаем? (Красные, жёлтые, спелые, сочные, большие, сладкие). Педагог называет слова, которые не назвали дети.

К слову «миска» подберём красивые слова? (Большая, пластмассовая, зелёная). Педагог называет несколько своих слов.

— Рассказ наш украшаем, красивые слова добавляем. Например. Мы собрали изумительные помидоры и положили их в фарфоровую миску.

— Дети, повторите, пожалуйста, наш рассказ: Мы собрали помидоры и положили их в миску. Но не забудьте украсить рассказ красивыми словами.

Дети произносят распространённые предложения. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли предыдущие предложения, а использовали свои определения.

— Замечательно! Вы превосходно справились с этим заданием.

Дидактическая игра «Какой овощ лишний?»

(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).

Задачи. Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к овощам.

Игра.

— Дети, в игру играем, лишний овощ определяем.

Игровые правила.

Внимательно смотрите, овощи мысленно назовите.

Лишний овощ быстро определяйте.

Полным предложением отвечайте.

Почему овощ лишний всем объясняйте.

— Например, помидор, перец, огурец, морковь. Лишний огурец, потому что он зелёный. Дети, отвечает тот, на кого я рукой покажу. Внимание! Игра начинается.

Лексический материал.

Репа, морковь, редька, свёкла. – Лишняя морковь, потому что она не круглая, овальная.

Картофель, огурец, баклажан, кабачок. – Лишний картофель, потому что он корешок (корнеплод).

Лук, яблоко, тыква, помидор. – Лишнее яблоко, потому что оно фрукт.

— Дети, к этим словам можно придумать другое предложение, что ещё лишнее.

Лук, яблоко, тыква, помидор. – Лишний лук, потому что он корешок.

Лук, яблоко, тыква, помидор. – Лишний лук, потому что он горький.

Лук, яблоко, тыква, помидор. – Лишняя тыква, потому что она большая.

— Молодцы, дети! Вот ещё одна загадка.

Перец, лук, чеснок, помидор. – Лишний помидор, потому что он сладкий, вкусный.

Педагог контролирует, чтобы ребёнок отвечал полным предложением, использовал союз «потому что», помогает строить высказывание.

— Здрово, дети! Лишний овощ правильно назвали, полным предложением отвечали.

Ситуация общения «Почему я люблю овощи»

Задачи. Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения. Поддерживать интерес детей к овощам.

Игровой материал: флажок.

Разговор.

Дети, стоят (сидят) по кругу.

— Дети, вы любите овощи? (ответы детей).

— Овощей много. Одни овощи нам нравятся больше, другие меньше. Расскажите, пожалуйста, одним предложением, какой овощ вы любите и почему. Вот у меня в руке флажок, я рассказываю одним предложением о своём любимом овоще. Затем передаю флажок рядом сидящему ребёнку. Он рассказывает о своём любимом овоще, и передаёт флажок дальше. Остальные дети внимательно слушают товарищей и стараются не повторять их предложения, а придумать своё.

— Итак, игра начинается! Я люблю баклажаны, потому что они питательные.

Педагог передаёт флажок ребёнку-соседу. Контролирует, чтобы дети полностью произносили сложное предложение.

— Прелестно, дети! У нас получился удивительный рассказ об овощах.

Занимательная беседа с детьми 6-7 лет «Секреты русского языка». «Сложные слова».

Задачи. Познакомить детей с образованием сложных слов. Развивать любознательность. Поддерживать интерес к овощам.

Беседа.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

— В нашем языке есть сложные слова. Два слова объединяем, сложное слово получаем. Дети, загадку решить мне, пожалуйста, помогите, ответ подскажите. Какие слова объединили, сложное слово получили.

Лексический материал.

Овощерезка – (овощи + резать).

Соковыжималка – (сок + выжимать).

Картофелесажалка – (картофель + сажать).

Картофелекопатель – (картофель + копать).

Картофелечистка – (картофель + чистить).

Овощехранилище – (овощи + хранить).

— Замечательно! Спасибо, дети! Сложные слова расшифровали, загадки отгадали.

— Дети, есть такие люди – селекционеры. Они выращивают новые сорта овощей. В одной сказочной стране, один овощевод-селекционер вырастил необычный урожай. Дети, в удивительный огород приглашаю, необычные овощи посмотреть предлагаю.

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук, и репуста.

Наталья Кончаловская

— Дети, как вы думаете, какие овощи соединил овощевод-селекционер, чтобы получить…

Лексический материал.

Огурбузы – (огурцы + арбузы).

Помидыни – (помидоры + дыни).

Редисвёкла – (редис +свёкла).

Чеслук – (чеснок + лук).

Репуста – (репа + капуста).

— Чудесно, дети! Сложные слова расшифровали, загадки селекционера отгадали.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Овощи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Овощи»
Опубликовано: 3 сентября 2020 в 12:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД