Получи документы

Картотека проблемных ситуаций по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Липсюк
Картотека проблемных ситуаций по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани «Д/с №6 «Рябинка»

Картотека проблемных ситуаций по экологии

для детей старшего

дошкольного возраста

Разработчик:

Липсюк Светлана Васильевна,

воспитатель

1 квалификационной категории

г. Нягань, 2023

Задача №1 «Как Дельфин вовремя заметил опасность»

Воспитатель Дети

Публикация «Картотека проблемных ситуаций по экологии для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дельфины - это морские млекопитающие. Видят дельфины очень плохо. Ориентируются в пространстве, испуская ультразвуки. Как вы думаете, проблемы могут возникнуть у дельфинов, если у них плохое зрение? Они могут акулу не увидеть, не увидят, куда они плывут, дельфин может пораниться, может попасть в ловушку – сети рыбаков. Его могут поймать рыбаки, в дельфинарий забрать.

Да, дельфина могут подстерегать опасности, а особенно много хищников.

Главным врагом дельфинов являются акулы. Как вы думаете, как можно вовремя заметить опасность дельфину? По звуку, он может, как – то почувствовать.

Дельфин то ведь должен вовремя заметить опасность, почему?

А в то же время дельфин не может вовремя заметить опасность, почему?

Да, он плохо видит, пока ультразвук дойдет до акулы и обратно, а глазами то он не

видит. Чтоб его не съели, он хочет жить.

Он плохо видит.

А хорошо было бы, если дельфин сам замечал вовремя опасность. Да, хорошо было бы, чтобы ему кто-то подсказал бы.

Действительно, может быть что-то может помочь дельфину?

А если акула одна и у нее нет детеныша? Может быть, у акулы есть детеныш, а он на стороне дельфина. И он подскажет, что его подстерегает опасность.

А ему краб может подсказать. Он подплывет к нему и скажет.

Ребята, а дельфин плавает на поверхности, а краб ползает где?

Ну-ка на минуточку закройте все глазки. Вы ничего не видите. Что вам может помочь почувствовать что-то? А еще как?

А может это плывет рядом не акула, а большая рыба?

А кто в море еще может подать сигнал об опасности дельфину?

Ребята, открою вам секрет: рядом с дельфином плавают маленькие рыбки, которые ему помогают, подают сигнал. Как вы думаете, как?

Они хорошо видят, рыбки увидят акулу и быстро уплывают…

Дельфин почувствует, что рыбки то уплыли…

Внизу, на дне.

Можно почувствовать по запаху.

Можно по звуку услышать. Вода будет шуметь или акула зубами стучит.

Не надо от дома далеко уплывать, тогда тебя акула не съест или вообще дома сидеть.

Может морская черепаха или нет.

Они быстро плавают.

Дельфин почувствует опасность.

И дельфин тоже уплывет вместе с рыбками.

Скажите, пожалуйста, чем мы занимались на занятии?

Напомните мне, какое противоречие у нас получилось?

Как дельфин вовремя замечает опасность?

Да, ребята, дельфин почувствует, что рядом рыбок нет, и уплывает. Мы решали проблему дельфина – как вовремя почувствовать опасность.

Дельфин должен заметить опасность, и не может, т. к. он плохо видит.

С ним рыбки маленькие плавают. Они увидят опасность и уплывут.

А дельфин вместе с ними уплывет

Задача №2 «Как спасти кур от хорьков»

Воспитатель Дети

Ребята, вы знаете, кто такие хищники?

А каких вы знаете хищных животных? Правильно, молодцы.

А сегодня я вам расскажу про одного хищного зверька (показываю картинку хорька) Посмотрите ребята, это хорек. Хорек охотится ночью. Он приносит пользу земледельцам – уничтожает грызунов на полях.

Но если хорьки поселятся рядом с деревней, то они воруют там кур. Да, это животные, которые питаются другими животными.

Волк, лиса, тигр.

Скажите мне, пожалуйста, какая проблема из-за этого возникает у людей?

Как быть человеку? Что делать? Хорек всех кур съест,

Нужно хорька поймать, нужно сторожить кур.

Ребята, если человек избавится от хорьков, то это хорошо, почему?

А что в том плохого?

Правильно, если человек избавится от хорьков, он останется без урожая.

А если человек не избавиться от хорьков, то, что в этом хорошего?

А что в этом плохого?

Смотрите, ребята, что получится. Куры должны остаться живыми и урожай должен быть хорошим.

Значит, человек должен избавиться от хорьков, и в тоже время не должен этого делать. У него куры целые останутся.

Жалко хорьков, животных убивать нельзя, они же пользу приносят.

Хорьки живые будут, они мышей на поле будут ловить, и урожай будет хороший.

Кур хорьки съедят.

А хорошо было бы, если хорек сам ушел от дома человека?

А как этого добиться?

А если хорек ночью не увидит пугало или хорек с другой стороны побежит?

Но ведь свет в курятнике на всю ночь оставлять тоже нельзя, куры же должны спать.

Хорошо, но тогда нужно будет прятать куда-то кур, а вдруг хорек учует, где спрятаны куры.

Да, но ведь хорьки ночью охотятся. Хозяин ночью спит, вдруг он не успеет дойти вовремя до курятника.

Хорошо, человек поймает, приучит хорька, а если еще хорьки придут?

А какие должны быть отверстия? Можно хорька напугать, пугало поставить, хорек подумает, что это человек и не пойдет в курятник.

Нужно свет включить в курятнике. Они же боятся света.

Тогда перед входом или вокруг курятника нужно повесить фонари.

А еще можно вместо живых кур посадить пластмассовых кур хорьки попробуют их – они не вкусные и больше не пойдут в курятник.

А нужно просто сторожить курятник ходить вокруг него или собаку завести, а еще лучше видеокамеру поставить. Зайдет хорек в курятник, а хозяину сигнал поступит.

А хорька можно поймать и дрессировать. Приручить его не есть кур.

Кур надо в клетки с отверстием посадить, чтобы куры оттуда не вылезали, и хорек туда не вылезли, и хорек туда не залезет

Молодцы! Скажите мне, пожалуйста, какую проблему мы с вами решили?

А какое противоречие у нас получилось?

Вы придумали много способов, которые могут помочь хозяину спасти кур. Но мне больше всего понравился вариант с фонарями. Как хозяину защитить кур от хорьков.

Хозяин должен избавиться от хорьков и не должен от них избавляться.

Задача №3 «Скворец»

Воспитатель Дети

-Ребята, скажите, каких птиц вы знаете?

-Много птиц вы назвали сегодня, а поговорим мы с вами о скворцах

-У скворцов в перьях заводятся насекомые-паразиты

-Как вы думаете, какая проблема возникает из-за этого у скворцов?

-Значит, что у нас получается? Скворец должен избавится от блох сам и не должен

- Как достичь этого?

-Хорошо. А если луж нет?

Скворцов рядом других тоже нет?

- С помощью чего можно отпугнуть блох?

Чтобы они сами ушли.

-Ребята, что люди придумали, чтобы отпугнуть насекомых от животных, например: кошек.

- А скворец где возьмет ошейник?

Хорошо. Вы много дали советов. На самый идеальный какой?

-А знаете, какой выход находят скворцы?

Они, летая в лесу, «купаются» в муравьиных кучах. Муравьи забирают специальную кислоту, которая отпугивает блох.

- Какую проблему мы решали сегодня?

- Какие способы вы предлагали?

- Какой способ самый идеальный?

-Молодцы. -Воробьи, сороки, вороны, голуби, зяблики, дятлы,

скворцы, синицы, снегири.

-птицам плохо, их кусают блохи

-когда скворцы начинают чистить перышки от блох, они отвлекаются, их может схватить кошка

- когда птицы чистят перья, они их могут выдернуть

- птицам больно

- меньше перышек становится

- скворцам надо чаще купаться в лужах, тогда блохи убегут от сырости

- объединится кучками, помогать друг другу, чистить перышки

-Блохи должны сами уйти.

-Чем-нибудь обработать скворцов

-Кошке специально надевают обработанный ошейник.

От него идет запах, блохи боятся этого запаха и убегают

- Блохи сами должны уйти от скворцов.

-Как скворцам избавится от блох.

-Когда муравьи помогают скворцам.

Задача №4 «Как заманить волка в ящик»

Воспитатель Дети

Ребята, сейчас я вам расскажу одну сказочную историю.

В одной бедной семья у матери было девять сыновей. Младшего из них звали Иваном. Шло время, мать состарилась и умерла.

Отправились дети по белу свету.

Шли они, шли и дошли до леса. А на опушке этого леса жил король. Постучали братья, попросили хлеба. Но король сказал им: - Я вам дам работу. Выполните ее – награжу, не выполните – в тюрьму посажу. Живет в этом лесу большой волк. И если вы его поймаете – просите чего пожелаете. Сделали братья большой ящик на колесах, и Иван отправился в лес. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть у Ивана?

Действительно, ребята, что же делать Ивану, как заманить волка в ящик?

Если Иван будет заманивать волка, то, что в этом хорошего?

А плохого?

Если Иван не будет заманивать волка, то, что в этом хорошего?

А что в этом плохого?

То есть Иван должен заманить волка, и не должен этого делать.

-Он может заблудиться.

-Его может волк поймать и съесть

-Ему нужно волка поймать

- Иван награду получит, в тюрьму не попадет.

-Вдруг волк съест Ивана

-Волк не съест Ивана

-Иван в тюрьму попадет, награду не получит.

А что было бы самым лучшим для Ивана. -Чтобы волк сам залез в ящик.

Ребята, а как сделать так, чтобы волк сам залез в ящик?

Но ведь братья были бедные, у них даже кусочка хлеба с собой не было, а уж мяса подавно нет.

А если птичка улетит что делать?

А вдруг Иван не успеет спрятаться?

А вдруг волк совсем убежит, и тогда не видать Ивану и брату награды.

Это хорошо, но как все-таки заманить волка?

Очень хорошее решение, но вот красок под рукой у Ивана не оказалось… -Нужно в ящик мясо положить, волк залезет в ящик, а Иван крышку захлопнет.

-Тогда нужно зайца или птичку поймать и в ящик посадить.

-Нужно тогда самому в ящик залезть, а когда волк прыгнет в ящик, быстро убежать.

-Нужно медвежью шкуру на себя надеть и волка напугать.

-Можно ящик клеем намазать, волк прилипнет.

- Нужно сделать чучело человека и в ящик положить.

-А можно еще камень покрасить в красный цвет, волк может подумать, что это мясо.

- Нужно волка обмануть!

Сказать, что в ящике курица или овечка лежит в подарок, волк запрыгнет в ящик, а Иван его там закроет.

Молодцы, ребята!

Так какую проблему мы сегодня решали?

А как вы думаете, какое решения самое экономичное. -Как заманить волка в ящик.

-Чтобы что-то пообещать волку, обмануть его.

Задача №5 «Как сделать так, чтобы яйцо не замерзло».

Воспитатель Дети

Ребята, в мире много разных птиц, но мы с вами сегодня поговорим о пингвинах. Вы знаете, где живут пингвины? Они живут в Антарктиде – это материк, где очень холодно (показываю на глобусе Антарктиду). Откуда появляются детеныши у пингвинов?

Взрослые пингвины хорошо переносят холод, но для того, чтобы появился детеныш, яйцо не должно замерзнуть.

Там, где холодно.

Они появляются из яиц.

Как сделать так, чтобы яйцо не замерзло? Его нужно согреть

Ребята, значит, яйцо не должно замерзнуть, почему?

Но яйцо может замерзнуть, почему? Чтобы птенец появился.

Потому что очень холодно, лед кругом.

Выходит так, что пингвин сам не должен дать замерзнуть яйцу.

Какие ресурсы есть у пингвина?

Действительно, у пингвина есть специальные кожные складки, которыми он накрывает сверху яйцо, а еще у пингвинов особое строение лап. Яйцо он кладет на лапы, а не на лед. Теплый пух, теплое тело.

Но пингвин не может постоянно держать яйцо на лапах, как вы думаете, почему?

Как же быть пингвину в таком случае? Он устанет, ему есть захочется, а идти не удобно.

Можно по очереди маме с папой яйцо высиживать, или попросить других пингвинов подержать яйцо.

Ребята, какую проблему мы решали?

Какое у нас получилось противоречие?

Что использует пингвин, чтобы согреть яйцо? Т. е. пингвин использует свои ресурсы.

Какая новая проблема появилась у пингвина?

Как пингвину не дать яйцу замерзнуть.

Яйцо не должно замерзнуть, чтобы из него появился детеныш, но оно может замерзнуть, потому что очень холодно.

Свой пух, свое тепло.

Ему нужно поесть, а яйцо то оставить нельзя.

Задача №6 «Как Ване спуститься с дерева».

Воспитатель Дети

Однажды мальчик Ваня залез на высокое дерево, а слезть с него не может, стал Ваня кричать, звать на помощь. Прибежали мужики, стали думать, как Ване помочь.

Ребята, какая проблема возникла у Вани?

Что мешает мальчику спуститься с дерева? Ему нужно спуститься с высокого дерева.

Он боится, дерево то высокое, вдруг он упадет.

Дерево должно быть высоким, почему?

Но оно должно быть низким, почему? Оно таким выросло, все деревья вырастают и становятся высокими.

Чтобы Ваня спустился.

А как вы думаете, что было бы самым лучшим для Вани?

Значит, дерево должно быть и высоким и низким, т. е. менять свой размер. Чтобы дерево стало низким, чтобы оно его само опустило на землю.

Как этого добиться?

Хорошее решение, но где ему взять такие очки, ведь у него с собой их наверняка нет? Что же делать Ване?

Это тоже хорошее решение, но ведь Ваня устанет сидеть целый день на ветке, да и неудобно, наверное, там сидеть. К тому же мы все знаем, что ночью деревья не наклоняются. Как быть?

Волшебник это хорошо, а вдруг волшебник уменьшит не только дерево, но и Ваню? Нужно очки специальные надеть, которые все уменьшают. Тогда Ваня не будет бояться и спустится сам.

Нужно ночи дождаться, ночью же все спят, дерево тоже уснет. Оно согнется, ляжет на травку, ветки свои опустит и Ваня спустится.

Нужно волшебника Увеличения-Уменьшения позвать, он уменьшит дерево, и Ваня спустится с него.

Тогда нужно еще позвать волшебника Дробления. Он отделит Ваню от дерева, а волшебник Уменьшения уменьшит дерево.

Молодцы. Мне очень понравились все ваши решения. Напомните мне, пожалуйста, какую проблему мы решали?

Какое противоречие у нас получилось?

Какое решение вам больше всего понравилось, почему?

Как сделать так, чтобы дерево оказалось низким, для того, чтобы Ваня спустился с него.

Дерево должно быть высоким, и должно быть низким, чтобы мальчик спустился с него.

Ответы детей.

Задача №7 «Умная крыса».

Воспитатель Дети

- Показываю картинку с изображением крыс. Кто это?

- Крысы довольно умное животное, хотите, расскажу вам о них?

- В курятниках часто заводятся крысы. Крысы едят все. Как их можно назвать? В том числе они едят яйца кур. Для того, покормить своих детенышей, крыса подбирается к курам и ворует из гнезда яйца.

- Как вы думаете, какая проблема может возникнуть у крысы?

- Крыса должна донести яйцо до норы? Почему?

- Но она не может этого сделать. Почему?

- Значит, ребята, крыса должна донести яйцо до норы так, чтобы оно не разбилось. Как быть крысе?

Показываю игрушку крысы, и рассматриваем части тела крысы.

- Какая часть тела может помочь донести крысе яйцо до норы?

- Но яйцо хрупкое, может разбиться.

- А если крыса его прокусит?

- Но ведь крыса передвигается на четырех лапах…

- Как же она будет передвигаться, если крыса ляжет на спину и возьмет в лапы яйцо?

- Как же поможет ей другая крыса?

Молодцы.

- Ребята, скажите, какую проблему мы решали?

- Как сами крысы решают эту проблему?

- Крысы.

- Да.

- Всеядные.

- Крысе нужно донести яйцо до норы.

- Ей нужно накормить своих детенышей.

- Яйцо может разбиться, оно хрупкое.

- Крыса может яйцо носом катить.

- Нужно яйцо крысе в зубы взять.

- Тогда в лапы пусть яйцо возьмет.

- Тогда нужно лечь на спину, а в лапы взять яйцо.

- Нужно позвать другую крысу на помощь.

- Она возьмет крысу за хвост и потянет крысу в нору.

- Как донести крысе яйцо в нору, не разбив его.

- Они берут яйцо в лапы, ложатся на спину, а другая крыса тянет ее за хвост в нору.

Задача №8 «Хитрая лиса»

Воспитатель Дети

- Ребята, скажите, кто из вас видел крапиву? Что такое крапива?

- Если крапиву взять в руки…

- А что потом остается на руках?

- Я вам сейчас расскажу сказку про волка, у которого в огороде росло много крапивы.

-Жил-был волк. Он был очень ленивый, поэтому у него в огороде на грядках выросло много крапивы. Хотел волк прополоть грядки, а крапива «кусается». Решил волк обхитрить кого-нибудь. Встретил он как-то раз лису и попросил ее прополоть огород, но с условием – чтобы ни разу не почесаться, а за это пообещал ей дать корову. Лиса согласилась.

- Какая проблема возникла у лисы?

Как быть?

- Ребята, если лиса не почешется при выполнении задания волка, то что в этом хорошего?

А что в этом плохого?

Если лиса почешется, то в чем плюс?

А минус?

- Смотрите, что у нас получается: лиса должна почесаться, и не должна.

А как это ей сделать?

А если волк ей не поверит?

- Но ведь лиса еще больше исколется, а вдруг волк все равно увидит.

Молодцы! А хотите узнать, как это было на самом деле в сказке?

Лиса сказала волку, что хочет получить в награду корову пятнистую, и стала показывать на себе где у коровы должны быть пятна (за ухом, на боках, на спине). Волк не догадался, что она на самом деле чешется. А лиса так прополола весь огород и награду получила.

- Это трава, сорняк

- Ей можно обжечься, она жгучая.

- Красные пятнышки, которые чешутся.

- Убрать крапиву так, чтобы ни разу не почесаться.

- Нужно одежду защитную надеть, варежки, обхитрить как-то волка.

- Лиса получит в награду целую корову.

Ей будет не приятно, больно.

Лисе не будет так больно.

Она не получит награду.

- Лиса должна почесаться так, чтобы волк не заметил.

- Можно почесаться, а волку сказать, что чешется из-за комаров, а не из-за крапивы.

- Нужно в крапиву залезть, спрятаться в ней и почесаться, волк же туда не полезет.

- Тогда лиса может притвориться, что у нее что-нибудь заболело. Почесать «больные» места, приговаривая как у нее лапы, хвост, голова и все остальное, что чешется, болит.

Задача № 9 «Богатый подарок»

Воспитатель Дети

- Ребята, я сегодня расскажу вам одну историю. Послушайте:

- Жил-был боярин. Однажды он поймал бедного крестьянина, который на его поле воровал морковку. Решил боярин его казнить. Взмолился тут крестьянин: «Не вели казнить, боярин, богатым подарком откуплюсь!». Согласился боярин, но дал он крестьянину срок в два дня и приставил к нему двух солдат для охраны, чтобы не сбежал.

- Как вы думаете, какая проблема возникла у крестьянина?

- Как же быть крестьянину, что делать?

- Ребята, крестьянин должен отдать богатый подарок боярину, почему?

- Но крестьянин не может этого сделать, почему?

- Т. е подарок должен быть богатым и не должен быть богатым.

Как такое может быть?

- А если у крестьянина не окажется золотой краски?

- Но ведь дело то было ранней осенью, погода теплая, лед ведь может растаять, пока крестьянин его несет.

- Вдруг боярин со своей свитой разбирается в драгоценных камнях, он увидит, что это подделка и казнит крестьянина.

- Хорошее решение, но вдруг боярин проверит это на ком-нибудь из своей свиты…

- Молодцы, вы придумали очень много хороших решений! Напомните мне, пожалуйста, какую проблему мы решали? Какое противоречие у нас получилось? Какое решение самое выгодное для крестьянина?

- Крестьянину нужно подарить боярину богатый подарок, но крестьянин же бедный, где он возьмет денег на подарок?

- Нужно попросить у кого-нибудь денег в долг. А вдруг крестьянин знает, где клад зарыт? А еще можно стражу обмануть и сбежать.

- Он пообещал боярину, если крестьянин не отдаст богатый подарок, то его казнят.

- Потому что он бедный.

- Крестьянин может взять камень, покрасить его золотой краской, а боярину сказать, что это кусок золота.

- Тогда можно изо льда сделать камушек драгоценный.

- А если его из стекла сделать?

- Что если боярину подарить пустую коробку, красивую такую, но при этом сказать, что в этой коробочке лежит сокровище такой красоты, что тот, кто на него посмотрит, сразу ослепнет. А для убедительности приоткрыть самому коробочку и притвориться, что ослеп. Боярин увидит это и отпустит крестьянина.

- Нужно в коробочку положить что-нибудь, например камень, подарить ее боярину и сказать, что в этой коробочке очень дорогой подарок, но если на него посмотрит жадный человек, то оно сразу же превратиться в камень. Боярин отпустит крестьянина, а сам откроет коробочку, а там – камень…

Ответы детей.

Задача №10 «Гепард»

Воспитатель Дети

- Ребята, посмотрите на картинку. Кто это? Гепарды живут в пещерах. Весной у них рождаются котята. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть у мамы-гепарда?

- Когда мама-гепард уйдет за добычей, что с котятами может произойти?

- Да, ребята, котята действительно могут выйти из дома. Как же быть маме, что делать?

- Если детеныши выйдут из дома, то что в этом хорошего?

-А что в этом плохого?

- Если котята не выйдут из дома, в чем плюс?

- А в чем минус?

- Ребята, какое противоречие у нас получается?

- Т. е. котята должны гулять и не должны гулять.

- Что нужно сделать для этого маме-гепарду?

- Но котятам будет темно в пещере и страшно, они не смогут там поиграть.

- А котята очень любопытные, им очень хочется погулять.

- С собой брать опасно.

- Можно сделать так, чтобы котята гуляли, не выходя из пещеры?

- А если другой пещеры нет?

- Как?

- Ребята, а какое приспособление придумал человек, для того, чтобы маленький ребенок мог играть в определенном месте в квартире?

- Это – манеж. Может мама-гепард сделать манеж для своих котят?

- Молодцы! А какая новая проблема может возникнуть у мамы?

- Как быть маме в этом случае?

- Ребята, скажите, какую проблему мы решали сегодня? Какое противоречие у нас получилось? Какая новая проблема появилась? - Гепард.

- Котят нужно кормить, следить за ними, охранять, учить всему, заботиться о них.

- Котята могут выйти из дома, заблудиться, на них могут напасть хищники и съесть их.

- Нужно дверь в пещере поставить, сказать котятам, чтобы они не выходили на улицу.

- Они свежим воздухом подышат, играть им интереснее будет, много нового узнают.

- Котята могут потеряться, на них хищники могут напасть.

- Они живые останутся, не потеряются, мама похвалит, за то, что они не вышли из дома.

- скучно котятам будет в пещере, мало места, чтобы им погулять.

- Котята должны выйти из пещеры, чтобы погулять и не должны.

- Нужно вход в пещеру загородить камнем, тогда котята не выйдут на улицу, будут гулять по пещере.

- Тогда котят нужно отвлечь, положить в пещере много игрушек, для того, чтобы они не выходили из дома.

- Мама может брать с собой котят.

- Тогда должен дом быть большим по размеру, котятам нужно много места. Можно найти маме другую пещеру, большую по размеру.

- Можно тогда расширить эту пещеру.

- Пошире ее сделать, когтями вырыть.

- Это такая загородочка из сетки, а внутрь сажают ребенка, чтобы он не уползал, у меня такое тоже было.

- Да, ей нужно в пещере широкую яму вырыть, посадить туда котят и спокойно идти охотиться. Только яма должна быть глубокой, чтобы котята не выпрыгнули.

- В пещеру могут залезть враги-хищники, они могут съесть котят.

- Нужно пещеру как-то замаскировать.

Ответы детей.

Задача №12 «Цапля».

Воспитатель Дети

Провожу классификационную Да-нетку. Объект - цапля.

- Да, ребята, это цапля. Цапля питается рыбой, ловить рыбу она может только в мелких местах (на мелководье). Но на мелководье рыба заплывает редко. Как быть цапле, что делать?

- Цапля должна поймать рыбу? Почему?

- Но она не может это сделать, почему?

- А что же было бы идеальным для цапли?

- А как этого добиться?

- Как?

Какие ресурсы есть у цапли?

- Вспомните, пожалуйста, почему цапля, когда стоит, потряхивает головой?

- А как это «что-то» может помочь приманить рыбу?

- Да, ребята, в хохолке у цапли находится перхоть. Когда она трясет головой, перхоть падает на воду, рыба думает, что это корм и сама подплывает к цапле.

Скажите, какую проблему мы решали? Какое противоречие у нас получилось? Как цапля решает эту проблему?

Отгадывают объект.

- Ей нужно подождать, поискать рыбу, поглубже зайти.

- Чтобы поесть

- Рыба плавает в глубоких местах.

- Чтобы рыба сама к ней приплыла.

- Рыбу нужно как-то приманить.

- Рыбаки подкармливают рыбу хлебом, всяким зерном, червями. Цапля тоже может поймать червяка.

- Длинные ноги, клюв, голова, хохолок на голове.

- У нее из хохолка что-то падает.

- Рыба подумает, что это корм и подплывет поближе.

Задача №13 «Луковые слезы».

Воспитатель Дети

- Ребята, посмотрите, нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что нам прислали. Смотрите, в посылке записка.

- Настя, прочитай, пожалуйста, что в ней написано.

- Ребята, вы все поняли?

- И я ничего не пойму. Давайте расшифруем эту «загадалку». (Мама на кухне порезала лук, и из-за этого у нее потекли слезы).

- Смотрите, а в посылке еще и лук.

- Скажите мне, пожалуйста, какая же проблема возникла у мамы?

- Как же быть маме, что делать?

- Хорошо, давайте попробуем сделать так, как делает твоя мама, Катя. Сейчас я намочу нож в воде и буду чистить лук. Ой, слезы все равно текут, наверное, воды мало.

- Тогда я очень долго буду резать лук…

- Попробуем, в тазике с водой чистить лук неудобно, да и слезы все равно текут.

- Ребята, а вы мне предлагали очки одеть, какие?

Пробую резать лук в очках, слезы все равно текут.

- Ребята, так какой же можно сделать вывод?

- Действительно, при резке лука появляется запах, запах попадает куда?

В носу начинается пощипывание (раздражение, из-за этого появляется резь в глазах и текут…

- То есть запах лука должен попадать в нос, почему?

- И запах лука не должен попадать в нос, почему?

- А что было бы идеальным для мамы?

- Как этого можно достичь?

- Тогда лук нельзя будет резать одной рукой.

- Прищепкой больно.

- Неудобно будет, плохо видно.

- А если на улице зима, мама может простудиться.

Что можно использовать маме, «вместо» форточки?

Молодцы! А если у мамы нет вытяжки или вентилятора, как тогда быть?

Какую проблему мы решали? Какое противоречие у нас получилось? Как вы думаете, какое решение самое выгодное для мамы?

- Она где-то что-то порезала и из-за этого у нее потекли слезы.

- Нет.

Отгадывают фразу.

- Ей нужно порезать лук, а у нее текут слезы.

- Нужно отвернуться, очки защитные надеть, глаза закрыть, можно кухонный комбайн использовать. А моя мама нож в воде мочит, а потом и лук моет.

- Нужно почаще нож в воде мочить.

- Можно в тазике с водой прямо лук чистить.

- Защитные, для плавания, чтобы они плотно глаза закрывали.

- Слезы текут из-за запаха лука.

- В нос.

- Слезы.

- Потому что лук пахнет, нос не закрыт.

- Чтобы слезы не текли.

- Чтобы запах сам не попадал в нос.

- Можно нос зажать рукой.

- Нужно нос прищепкой зажать.

- Маску надеть, или лучше противогаз.

- Можно форточку открыть, чтобы ветер уносил запах на улицу.

- Вентилятор включить, можно вытяжку, тогда запах точно не будет попадать в нос.

- Можно просто дышать не носом, а ртом.

Ответы детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Красная книга России»Дидактическая игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Красная книга России» Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному.

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста Игра «Кто поможет малышу?» Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Правила игры: Ведущий выбирает картинку.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель произносит.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки,.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цели: уточнить знания детей о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека проблемных ситуаций по экологии для детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Липсюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека проблемных ситуаций по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2024 в 14:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД