МААМ-картинки

Картотека опытов и экспериментов

Татьяна Мосолова
Картотека опытов и экспериментов

(для работы с детьми старшего дошкольного возраста при исследовании необходимых условий для выращивания овощных культур)

Опыты играют важную роль в процессе ознакомления детей с природой. Они позволяют детям наблюдать и изучать различные явления и процессы, которые происходят в окружающей их природной среде. Опыты развивают наблюдательность, логическое мышление и умение делать выводы, формируют у детей экологическое сознание и ответственное отношение к окружающей среде.

Опыт «Из чего состоит почва»

Цель: определение состава почвы

Публикация «Картотека опытов и экспериментов» размещена в разделах

Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.

Ход опыта. Воспитатель. В стакан с водой добавляем почву, и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.

Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.

Опыт «Влияние состава почвы на рост растений»

Цель: выявить свойства земли (черного цвета, рыхлая, сыпучая, её отличие от песка, глины. Определить в какой почве растение растет, а в какой гибнет.

Материал: 3 емкости, земля, песок, глина, пророщенные семена овса.

Ход опыта. Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой — песок. «Посмотрим,— говорит педагог,— в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают все посевы. Первое рассматривание следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время рассматривания детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее рассматривание проводится, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках. Воспитатель формулирует вывод о зависимости растения от состояния почвы.

Эксперимент «Человек-растение»

Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

Материал: 2 стаканчика с землей, проросшие семена болгарского перца, леечка с водой.

Ход опыта. Дети с помощью воспитателя садят семена в стаканчики. Один стаканчик периодически поливают, а второй нет. Наблюдают и делают вывод, что без ухода, растение гибнет.

«Наблюдение за прорастанием семян гороха, бобов»

Опыт №1 (воздух-вода)

Цель: определить и доказать, что для прорастания семян необходим воздух и вода.

Материал: пустой стакан, стакан с землей, стакан с водой, семена гороха и бобов.

Ход опыта.

Стакан № 1 оставляем сухим.

Стакан № 2 заполняем водой до краёв (т. е. без доступа воздуха).

В стакан № 3 наливаем воды столько, чтобы она смочила семена, но не покрывала их полностью.

Смотрим результат:

Стакан № 1 — остался без изменения;

Стакан № 2 — семена набухли, но не проросли;

Стакан № 3 — семена дали ростки.

Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и вода.

Опыт № 2: (тепло)

Цель: сформировать представление, что для роста семян необходимо соблюдать температурные условия.

Материал: 2 стаканчика с землей, проросшие семена фасоли, вода.

Ход опыта.

Берем 2 стакана, заполняем землей, сажаем в них проросшие семена фасоли, поливаем водой. Стакан № 1 оставляем в комнате (t=23—25). Стакан №2 ставим в холодильник.

Стакан № 1 - фасоль проросла.

Стакан № 2 - остался без изменений.

Следовательно, для роста растений необходимо тепло.

Опыт № 3: (свет)

Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у замоченных семян. Определить значение света в жизни растений.

Материал: 2 стаканчика с землей и проросшей фасолью.

Ход опыта.

Берем стакан №1 и №2, заполняем землей, сажаем в них проросшие семена фасоли, поливаем водой.

Стакан № 1 ставим в комнате на окне. Стакан № 2- в темное место, то есть, без доступа света.

Смотрим результат:

В стакане № 1 фасоль проросла. Растение нежно - зеленого цвета. Растение в стакане № 2 - бледное, очень вытянулось в поисках света.

Следовательно: В темноте, семя прорастет, но для нормального роста растений необходим свет.

Опыт «Для чего нужны корни?» (на примере лука)

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений.

Материал: луковица, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта: рассмотрите луковицу, выясним, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле, всасывают ли они воду. Проведем опыт: поместите растение в прозрачную емкость, отметьте уровень воды. Определите, что произошло с водой спустя несколько дней? (воды стало мало) Какими стали корни? Вывод: идет процесс всасывания воды корнями

Опыт «Как растение пьет воду» (на примере листа салата)

Цель: дать представление о том, что растение пьет воду. Жилки листьев служат трубопроводами. По ним вода поднимается до верха листа, окрашивая его.

Материал: китайская капуста, пищевой краситель, банки, стаканы, вода.

Ход опыта: насыпьте краску в стаканы и залейте холодной водой. Хорошо перемешайте. Поставьте в стаканы листья капусты. Наблюдайте. Через полчаса листья начнут окрашиваться. Если их оставить на ночь, то они станут еще ярче.

Вывод: листья окрасились, значит, вода движется по растению.

Опыт «Лабиринт»

Цель: установить, как растение ищет свет.

Материал: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта; в одном углу картофельный клубень, в другом отверстие.

Ход опыта. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления в отверстии ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, искривленные). Оставив коробку открытой, продолжают наблюдать за изменением цвета ростков и направлением роста (они позеленели, тянутся в разные стороны). Формулируется вывод: на свету растение лучше растет.

Опыт: с ветками (выявление потребности растений в тепле).

Цель: выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Показать необходимость тепла для роста и развития растений.

Материал: ветки сирени, 2 вазы.

Ход опыта.

Дети вместе с воспитателем срезают веточки сирени, вносят ветки в групповую комнату, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят в более теплое место. Затем наблюдают за распусканием веток. Первое рассматривание проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих в теплом месте. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях. В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась

Список литературы:

1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М- 2004

4. Обухова. – М. : ВАКО, 2010. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем.

5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000

6. Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет / авт. – сост.

М. Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 251 с.

Публикации по теме:

День опытов и экспериментов с водой в средней группеДень опытов и экспериментов с водой в средней группе Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он.

Фотоотчет «День опытов и экспериментов «Удивительное рядом»Фотоотчет «День опытов и экспериментов «Удивительное рядом» Цель: учить детей рассуждать, анализировать и делать выводы, проводить несложные опыты с помощью подручных средств; развивать любознательность.

Конспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группыКонспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группы День науки в России. Конспект день опытов и экспериментов для детей 2мл. гр. Дети очень любят экспериментировать исследовать вызывает у.

Фотоотчёт о тематической неделе «Путешествие в мир опытов и экспериментов» в разновозрастной группеФотоотчёт о тематической неделе «Путешествие в мир опытов и экспериментов» в разновозрастной группе «Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого ребенка. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,.

Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка.

Картотека опытов и экспериментов с почвой на прогулке для детей 5–7 лет Тема: «Почва» 1. Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Картотека опытов и экспериментов в зимнее время Картотека опытов и экспериментов: Младшая группа. 1. «Свойства снега». Продолжать знакомить детей со свойствами снега, учить выявлять их.

Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека опытов и экспериментов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Мосолова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека опытов и экспериментов
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 07:38
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД