МААМ-картинки

Картотека наблюдений за окружающим миром на прогулке

Архипова Алёна
Картотека наблюдений за окружающим миром на прогулке

Прогулка №1

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : умение видеть изменения в природе с приходом весны

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Вешний цветик в травке новой

Щурит ласковый глазок.

Сел щегленок на кленовый

Зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой:

В ясном блеске вышина,

Светит солнце, радость всюду, —

Здравствуй, милая весна!

«Дети, а как мы можем понять, что наступила весна?» (Ответы детей)

2. Основной этап

Публикация «Картотека наблюдений за окружающим миром на прогулке» размещена в разделах

«Предлагаю посмотреть и рассказать, что изменилось на нашем участке? (Ответы детей)

Почему это произошло? (Ответы детей)

Какие еще изменения в природе происходят весной? (Ответы детей)

Какие приметы весны вы знаете? (Ответы детей)

А послушайте, какие приметы знаю я:

Ранняя весна сулит сильный разлив рек.

Ясень позеленел раньше дуба – жди затяжные ливни, а коль наоборот – близится похолодание.

Грачи вернулись на старые гнезда – весна будет теплой.

Жаворонок летит – тепло будет, зяблик – ожидаются холода и стужа.

Реки весной маловодные – к жаркому лету.

Холодная весна – к дождливому лету с градом.

Дикие утки упитанные – быть весне холодной и долгой.

Летят гуси высоко – талой воды будет мало, а коль низко – много.

Зацвели одуванчики ранней весной – жди лето короткое.

Муравейники оттаивают с юга – лето выдастся прохладным.

Близ деревьев снег тает, оставляя острые края – грядут затяжные ливни.

Ласточки прилетели – жди первой грозы.

Наступление ранней весны обещает и зиму раннюю.»

3. Заключительный этап

«Предлагаю пройтись по территории нашего сада и посмотреть какие еще признаки весны»

Прогулка №2

Тема: «Наблюдение за воробьями»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : умение видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

У темной ольхи я встала,

Смотря из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть.

Задорный, лихой воробьишка —

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он голод и стужу,

Забыл, как поземка мела,

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собирается в шумные стайки.

Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны?

Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

2. Основной этап

Давайте вспомним, чем питался воробей зимой?

А летом и осенью?

А весной?

Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.

Из чего воробьи строят гнезда?

А для чего воробьям гнезда?

Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.

Пока птенцы маленькие, кто их кормит?

Чем родители кормят своих малышей?

3. Заключительный этап

Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

Прогулка №3

Тема: «Наблюдение за капелью»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : умение видеть изменения в воде в зависимости от температуры воздуха

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна,

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И замедляя хитрый бег,

Идя по снегу в бор,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса у лунки пьет.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель.

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед.

2. Основной этап

С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой?

Почему?

В морозный день сосулька растет или уменьшается?

А в солнечный день?

С какой стороны сосульки тают быстрее?

Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.

А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.

3. Заключительный этап

Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.

Прогулка №4

Тема: «Наблюдение за ивой»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : умение различать деревья и кустарники

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Еще в лесу туманно, глухо,

Но над рекою, под обрывом

Оделась золотистым пухом

И распустила кудри ива.

Как будто облако спустилось

С небес на маленькие почки,

Зазеленело, превратилось

В живые теплые комочки.

2. Основной этап

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие разновидности ивы вы знаете?

Когда зацветает ива?

Как выглядят ее соцветия?

У какого дерева быстрее распускаются почки?

На что они похожи?

Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до Пасхи?

3. Заключительный этап

Исследовательская деятельность

Сравнить вербу и иву. По каким признакам можно их отличить?

Прогулка №5

Тема: «Наблюдение за облаками»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : умение различать облако от тучи, устанавливать взаимосвязь между движением облаков и направлением ветра

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

2. Основной этап

Воспитатель задает детям вопросы.

Посмотрите на небо, что вы видите?

Какие сегодня облака?

Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?

В каком направлении плывут облака?

3. Заключительный этап

Воспитатель предлагает попробовать детям изобразить облака, протоптав их на заснеженном участке

Прогулка №6

Тема: «Наблюдение за перелетными птицами»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : применить знания о перелетных птицах

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Синичка-сестричка,

Тетки-чечетки,

Краснозобные снегирюшки,

Щеглята молодцы,

Воры-воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите.

2. Основной этап

В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее прилета совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом лед разбивает».

Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых. Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.

Трясогузка, трясогузка —

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем саду.

И за ставенкой резной

Свей гнездо свое весной.

3. Заключительный этап

Исследовательская деятельность:

Сравнить трясогузку с воробьем.

Прогулка №7

Тема: «Наблюдение за таянием снега»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : продолжать учиться устанавливать связь в природе

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

2. Основной этап

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходи, это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

3. Заключительный этап

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

Прогулка №8

Тема: «Наблюдение за работой дворника»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : продолжать учиться устанавливать связь в природе

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Выходит дворник из ворот

И, словно кисть, метлу берёт.

И эту улицу и ту

Метлой раскрасит в чистоту!

2. Основной этап

Воспитатель:

«Что делает дворник?

Зачем?

Как зовут нашего дворника?

Где мы еще можем увидеть работу дворника?

Как мы можем помочь нашему дворнику?

Дети, вы хотите помочь нашему дворнику?»

3. Заключительный этап

Трудовая деятельность:

Воспитатель предлагает детям расчистить площадку возле веранды от снега и оценить результат.

Прогулка №9

Тема: «Наблюдение за растениями и кустарниками на участке»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : умение различать кустарники

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Выходит дворник из ворот

И, словно кисть, метлу берёт.

И эту улицу и ту

Метлой раскрасит в чистоту!

2. Основной этап

Воспитатель:

«Что делает дворник?

Зачем?

Как зовут нашего дворника?

Где мы еще можем увидеть работу дворника?

Как мы можем помочь нашему дворнику?

Дети, вы хотите помочь нашему дворнику?»

3. Заключительный этап

Трудовая деятельность:

Воспитатель предлагает детям расчистить площадку возле веранды от снега и оценить результат.

Прогулка №10

Тема: «Наблюдение за разгрузкой грузовика»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : знакомство с профессией экспедитор (курьер)

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Курьером быть довольно сложно,

Ответственность большая на тебе,

Доставить все как можно срочно,

По адресам бесчисленным успеть.

2. Основной этап

Воспитатель:

«Что делает экспедитор (курьер?

Зачем?

Где мы еще можем увидеть работу экспедитора?

Где экспедиторы берут товары, которые привозят?

Как вы думаете, это хорошая профессия?»

3. Заключительный этап

Предлагаю поиграть в игру «Склад»

Прогулка №11

Тема: «наблюдение за рябиной»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : повторение и получение новых знаний о рябине

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

2. Основной этап

Воспитатель:

Когда зацветает рябина?

Как выглядят ее соцветия?

Кто переносит пыльцу рябины?

Почему рябину называют неприхотливым деревом?

Какие звери любят ягоды рябины?

Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю?

Что дает рябина людям?

3. Заключительный этап

Предлагаю пройти по территории сада и поискать рябину

Прогулка №12

Тема: «наблюдение за камнями»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : ознакомление с разнообразием камней и их свойствами

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.

Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара.

Но не уйду я от реки,

Наверно, до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет.

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один — как мамины глаза —

Прозрачно-голубой;

Как виноградная лоза

Зелененький — другой.

А третий — солнышка светлей,

А вдруг это алмаз!

Я отнесу его в музей,

Учительнице в класс.

2. Основной этап

Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.

Кто из вас находил камни?

Где это происходило?

Какие они были?

Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?

3. Заключительный этап

Найти камни на участке детского сада: серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.

Прогулка №13

Тема: «наблюдение за мухой»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : ознакомление с особенностями внешнего вида мухи, ее жизненными проявлениями

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

С хоботом, а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха.)

2. Основной этап

Как выглядит муха?

Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами

Вверх ногами.

Ходит — не страшится,

Упасть не боится.

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)

Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)

Чем кушают мухи? (Хоботком.)

Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

Где и как муха проводит зиму?

3. Заключительный этап

Подвижная игра «Мухи»

Прогулка №14

Тема: «Наблюдение за высотой стояния Солнца»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся. (Солнце.)

2. Основной этап

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же еще происходит в природе? Где восходит, где заходит солнце?

3. Заключительный этап

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Прогулка №15

Тема: «Наблюдение за за вороной и сорокой»

Возрастная группа: подготовительная

Цель (для детей) : ознакомление с характерными особенностями вороны и сороки

Ход наблюдения:

1. Организационно-мотивационный этап:

Пёсик скачет по двору,

С кем затеял он игру?

Его парочка ворон

Атакует с двух сторон:

Одна псинку отвлекает,

А другая корм таскает. (Ворона)

У сороки – белобоки

Все костюмы очень строги:

Чёрный верх и белый бок –

Цвет любимый у сорок!

Не напутай, мой дружок!

Чёрный верх у белобок!

2. Основной этап

Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.

Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке.

Что вы знаете о ней?

Какая она по характеру?

За что не любят ворону?

Что в ней положительного? Ворону называют серой разбойницей. Многие не любя? ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет У нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться —- берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон — самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона — совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон — птица лесная. Во многих сказках ворона называет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет.

А вы знаете вороньих родственников?

Какая сорока?

В чем сходство и различие между вороной и сорокой?

3. Заключительный этап

Сороку-белобоку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах— насторожились, притаились звери и птицы. «Опасность, опасность!» -стрекочет сорока, и всем понятен ее язык.

Публикации по теме:

Картотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на август месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на август месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на январь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека наблюдений за окружающим миром на прогулке (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Архипова Алёна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека наблюдений за окружающим миром на прогулке
Опубликовано: 15 января 2024 в 15:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД