Лучший педагог года

Картотека логических игр для развития речи

Ольга Мацнева
Картотека логических игр для развития речи

Данная подборка логических игр позволит совершенствовать психические процессы детей: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству. Логические игры помогут разнообразить деятельность детей на занятиях по развитию речи, пополнить словарный запас. Для детей с нарушением звукопроизношения рекомендуется использовать эти игры на заключительном этапе автоматизации звуков.

Игра «Догадайся, что это?»

Цель: узнавание предметов по заданным признакам.

Публикация «Картотека логических игр для развития речи» размещена в разделах

Назови предмет, про который можно сказать:

• желтый, продолговатый, кислый;

• продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

• пушистый, ходит, мяукает;

• гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

• высоким или низким;

• холодным или горячим;

• твердым или жидким;

• узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

• «День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»

Игра «Третий лишний»

Цель: проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком; объяснить ход рассуждений.

• ночник, торшер, свеча;

• слива, яблоко, персик;

• брюки, шорты, юбка;

• корова, лошадь, лев;

• елка, береза, сосна;

• картофель, морковь, огурец;

• петух, гусь, воробей;

• коза, свинья, корова.

Игра «Найди ошибку»

Цель: полно и связно объяснить, в чем ошибка, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа — огромный рост,

У слона кривые рожки

И большой пушистый хвост.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на елку

И грызет орешки там.

Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: найти ошибку и исправить цвет, форму, величину, вес и пр. (Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный, или яблоко сладкое, а лимон кислый).

Вата легкая, а гиря черная.

Зебра полосатая, а леопард злой.

Холодильник белый, а ковер мягкий.

Ваза хрустальная, а стаканчик легкий.

У гуся длинная шея, а цыпленок маленький.

У зайца длинные уши, а медведь коричневый.

Морковь оранжевая, а огурец растет на земле.

Игра «Назови отличия»

Цель: назвать отличия двух слов друг от друга.

(Например, самолет и птица. Птица живая, а самолет — неживой; у птицы есть голова, у самолета — нет; птица машет крыльями, а самолет — нет; птица покрыта перьями, а самолет — нет.)

Самолет и птица.

Кукла и девочка.

Ваза и банка.

Коляска и санки.

Книга и альбом.

Нож и ножницы.

Столб и дерево.

Платье и сарафан.

Кастрюля и сковородка.

Шкаф и тумбочка.

Велосипед и автобус.

Трамвай и метро.

Зонт и крыша.

Солнце и луна.

Река и озеро.

Игра «Назови отличия»

Цель: подробно рассказать об ассоциациях, вызываемых каждым словом.

(В случае затруднений взрослый использует наводящие вопросы, чтобы научить ребенка наиболее полно формулировать понятия. Например, определение ребенка: «Лужа — это такая ямка в земле». Вопросы взрослого: «А на асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно купаться?» и т. п. После ряда аналогичных вопросов ребенку предлагается дать обобщенное определение)

Праздник

Приз

Открытка

Песочница

Почтовый ящик

Дворец

Шалаш

Клетка

Скворечник

Гроза

Стужа

Телевизор

Бассейн

Душ

Балкон

Дружба

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.

(Например, дождь. Дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождем можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.)

Дождь.

Снегопад.

Листопад.

Охота.

Гимнастика.

Путешествие.

Долгий сон.

Рубка леса.

Солнечные ванны

Купание в реке.

Поездка на дачу.

Прогулка по лесу.

Ремонт в квартире.

Пребывание на пляже.

Празднование дня рождения.

Просмотр телевизора.

Игра «Что не так?»

Цель: найти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного высказывания.

Ручеек шире реки.

Муравейник выше дома.

Тигр слабее кошки.

Черепаха ползет быстрее змеи.

Самолет движется медленнее машины.

Луна ярче солнца.

Трехэтажный дом ниже одноэтажного.

У зайца ушей больше, чем у медведя.

Туча ниже деревьев.

Стол квадратнее окна.

Стул деревяннее тумбочки.

У Кати кукол больше, чем игрушек.

Петя собрал поганок больше, чем грибов.

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира.

Папа моложе сына, но старше дедушки.

Игра «Чем похожи?»

Цель: найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов).

.(Например, половник и отвертка. Половник и отвертка — металлические предметы. С помощью и половника, и отвертки мы достаем что-то (суп из кастрюли, шуруп из стены). У половника и у отвертки есть ручка.

Половник и отвертка.

Шкаф и холодильник.

Вата и облако.

Мука и песок.

Кран и жираф.

Снеговик и пирамидка.

Грабли и расческа.

Волосы и трава.

Дверь и окно.

Часы и градусник.

Мыло и лед.

Кофеварка и самовар.

Зонтик и гриб.

Муравейник и детский сад.

Батарея и гармонь.

Игра «Что же это значит?»

Цель: на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение

Все дети растут. Катя пока маленькая.

Значит… она растет (вырастет и т. п.).

Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое.

Значит.

Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку.

Значит…

Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин.

Значит…

Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы.

Значит.

Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку.

Значит.

Игра «Придумай рассказ»

Цель: объединить три далекие по смыслу понятия в небольшом рассказе.

(Например, каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу. Чем меньшее предложений войдет в рассказ, тем лучше.)

Каша — листья — рыба.

Весы — дом — берег.

Часы — плита — море.

Попугай — ветер — пила.

Кран — торшер — облако.

Дерево — гвоздь — озеро.

Лес — парта — бегемот.

Шишка — помидор — дождь.

Портфель — скакалка — елка.

Лодка — карандаш — муравейник.

Публикации по теме:

Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Шмигиривская Елена г. Королев Скороговорка — короткая,.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Картотека игр для развития внимания и памятиКартотека игр для развития внимания и памяти Картотека игр на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным.

Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека логических игр для развития речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Мацнева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека логических игр для развития речи
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 23:48
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД