Лучший педагог года

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Дары осени — фрукты»

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Дары осени — фрукты»

Утренняя гимнастика:

«Во саду ли, в огороде»

Лексика :

I. Яблоко, банан, груша, лимон, фрукты.

Красный, желтый, зеленый, большой – маленький.

Собирать, срывать.

II. Яблоко, банан, лимон, апельсин, фруктовый сад, урожай, фруктовое дерево, фрукты.

Желтый, красный, оранжевый, зеленый, круглый, овальный, большой – маленький, кислый – сладкий.

Срывают, собирают, заготавливают.

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Дары осени — фрукты“» размещена в разделах

III. Сад, фрукты, дерево, ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, банан, груша, слива, апельсин, лимон.

Красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый.

Собирать, срывать, укладывать.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под.

Общие речевые навыки:

Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом Язычке»

«Подуй на яблочки» - учить детей выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Инструкция. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося звук «Ф», подуй на яблочки.

«Сбор урожая» - развитие речевого дыхания.

Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция: стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»

Общая и мелкая моторика:

I-II «Помогаем Винни-Пуху и Пяточку»

В саду фрукты мы срывали,

В ящики их собирали:

Груши, яблоки и сливы.

Дети имитируют сбор фруктов.

Будем мы трудолюбивы!

Хлопают в ладоши.

«Яблочко»

В ручки яблочко возьму,

Пальцами его сожму.

Меж ладошек покатаю,

Вверх подброшу и поймаю.

Дети выполняют соответствующие тексту движения.

III «Компот»

Будем мы варить компот

Маршируют.

Фруктов нужно много. Вот:

Образуют круг.

Будем яблоки крошить,

«Крошат».

Грушу будем мы рубить,

«Рубят».

Отожмем лимонный сок,

«Отжимают».

Слив положим и песок.

«Кладут».

Варим, варим мы компот.

Приседают.

Угостим честной народ.

Хлопают в ладоши.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Опять «варят» и «мешают».

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. «Что нам Пятачок принес?» - уточнение и расширение номинативного словаря по теме, использование в речи форм винительного падежа существительных единственного числа, формирование понятия «фрукты».

«Изобрази фрукты» - развитие мимических движений, воображения.

- Покажем, какие фрукты приносил Пятачок. Втянем щеки. Станем похожими на банан.

- Наморщим нос и сдвинем брови, превратимся в кислый лимон.

- Превратимся в круглое, сладкое яблоко. Надуем щечки и улыбнемся.

«Найди фрукты» - развитие номинативного словаря по теме, зрительного внимания.

Разложите фрукты по тарелкам. На первую тарелку положите яблоко и грушу, на вторую – грушу и банан, на третью – яблоко и банан. Попросите ребенка показать тарелку с яблоком и бананом и т. д. Уточните, что лежит в тарелке. Затем предложите найти тарелку, где нет банана, груши и т. д. Уточните, чего нет в тарелке.

II. «Попробуем яблоко» - учить детей отвечать на вопросы, расширять лексический запас по теме.

Педагог обращается к детям:

- Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)

- Оно красное или зеленое?

- Оно круглое или квадратное?

- Яблоко растет на грядке или на дереве?

- Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)

- Оно растет высоко или низко?

- Яблоко сладкое или кислое? (режет яблоко на дольки и угощает детей.)

- Миша, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?

- А тебе Таня?

- Сколько у яблока долек (много или мало?

- Что у яблока внутри?

- Чем я вас угощала?

«Угостим зверюшек» - практическое усвоение категории дательного падежа.

Педагог выставляет на стол игрушки-зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо фрукт. Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику». И т. д.

«Что сделаешь с фруктом - расширение словарного запаса по теме.

Педагог показывает детям какой-либо фрукт и дает вариантов ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко». «Я разрежу яблоко». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко на стол» и т. д. Дети выбирают варианты ответов или придумывают свои.

«Посчитай фрукты» - учить пересчитывать предметы в пределах пяти и называть итоговое число.

«Большой - маленький» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Один - много» - употребление существительных в единственном и множественном числе.

III. «Назови цвет, форму» - согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая) - синяя, овальная.

Лимон (какой) -.

Абрикос (какой) - и т. д.

«Посчитай» - согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3. , 4. , 5 лимонов.

1 слива, 2. , 3. , 4. , 5.

1 абрикос, 2. , 3. , 4. , 5.

1 груша, 2. , 3. , 4. , 5.

И т. д.

«Один - много» - употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин - много апельсинов.

Одна груша - много груш.

«Закончи предложение» - употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели

яблоки. На тарелке не осталось ни одного. (яблока). Мы съели все. (яблоки).

Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной. (груши). Мы съели все. (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной. (сливы). Мы съели все. (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной. (вишни). Мы съели все. (вишни).

«Назови варенье» - учимся образовывать относительные прилагательные.

Варенье сварили из яблок, оно будет называться.

Варенье сварили из груш, оно будет называться.

Варенье сварили из персиков, оно будет называться.

Варенье сварили из вишни, оно будет называться.

Варенье сварили из слив, оно будет называться.

«Какие будут фрукты - учимся образовывать отглагольные прилагательные.

- Если фрукты сварить, то они будут - вареные.

- Если фрукты заморозить, то они станут.

- Если яблоки запечь, тогда они получатся.

- Если груши посушить, тогда они станут.

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. «Яблоки большие и маленькие»

На доске выкладываются яблоки большие и маленькие. Дети повторяют стихи.

Вот яблоко какое,

Вот яблоко большое.

Поднимают руки вверх.

Вот яблочки маленькие,

Опускают руки вниз.

Листиком качают,

С ребятами играют.

Качают головой.

Далее дети показывают жестами чередование больших и маленьких яблок под звучание металлофона.

«Ежики» (Железнова)

Подвижная игра – песенка «Мы танцуем» (Железнова)

II. «Наш сад». Педагог читает стихотворение. Дети должны запомнить названия фруктов.

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок,

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

И солнышку помашем,

«Спасибо, осень - скажем.

«Угадай слово» : сли, яб, ли, гру, ба, пер, апель, ман… (по картинкам и без них)

«Повтори чистоговорки»

Ва-ва-ва – слива.

Ша-ша-ша – груша.

Ко-ко-ко – яблоко.

Мон-мон-мон – лимон.

Син-син-син – апельсин.

Речевая подвижная игра «Апельсин». Четыре удара на строчку.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежат,

Эта долька – для ужат,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда.

Разбегайтесь кто куда!

III. Выполнение многоступенчатых инструкций педагога:

- Яблоко положи в корзину, а сливу - в вазу.

- Яблоко положи в корзину, сливу - на стол, а мандарин возьми в руку.

- Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.

- Расскажи, что ты делал.

«Отстучи»

На доске пять картинок : яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.

Связная речь:

II. Мнемотаблица «Яблочко с кулачок»

III. Рифмованный рассказ «В саду»

Оборудование: корзина, два апельсина, два яблока, одна груша, картинка с изображением сада.

Девочка Маринка пришла в сад,

Там на деревьях фрукты висят.

Дедушка сорвал Маринке

Оранжевые апельсинки,

Дал Маринке в кулачки

Красные яблочки.

Дал Маринке желтую грушу:

- Ты, Маринка, фрукты кушай.

Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.

Художественная литература:

Стихи о фруктах

Я. Аким «Яблонька»

Л. Квитко «Новая яблоня», «Жалоба деревьев»

Ю. Коринец «Последнее яблоко»

С. Кутанин «Сад»

У. Рашид «Наш сад»

И. Токмакова «Яблонька»

Русская народная сказка «Гуси - лебеди»

Свинцов В. «Сказка про яблоньку»

В. Каратай «Уборка урожая»

В. Сутеев «Мешок яблок»

К. Ушинский «История одной яблоньки»

Л. Толстой «Старик сажал яблони»

Просмотр м/ф. : «Мешок яблок», «Три банана», Веселая карусель № 8 «Мы делили апельсин»

Игры с природными материалами:

I. «Мы играем дружно»

Перекатят шишки

Друг другу ребятишки.

Мы играем дружно –

Это очень нужно.

II. Игра с песком «Цветные заборчики»

Попросить ребенка построить из них забор. Для начала он будет синим, потом можно усложнить задание, попросив чередовать палочки разного цвета.

Дидактические игры:

I. «Красный, желтый, зеленый» - уточнить представление детей об основных цветах.

«Круглый, овальный» - уточнить представление детей об основных геометрических фигурах.

II. «Разложи фрукты» - учить раскладывать фрукты правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы фруктов и пользоваться понятиями «поровну», «больше», «меньше».

«Где растет?» - дифференцировать овощи и фрукты по месту произрастания.

«Отгадайте на вкус» - учить детей различать по вкусу овощи, развивать речь; воспитывать внимание.

III. «Вкусная отгадка на мою загадку» - обратить внимание на характерные признаки фруктов : цвет, форму, вкус.

«Числовое фруктовое домино» - развитие наблюдательности, внимания, памяти.

«Что сначала, что потом?» - развитие умения делать умозаключение, развитие связной речи.

Сюжетно-ролевая игра:

«Заготовки на зиму»

Подведение итогов по теме «Овощи- фрукты».

Повторение понятий «один - много», «большой - маленький», «поменьше - побольше».

Формирование цветового, слухового, тактильного, вкусового восприятия.

Развитие слухового и зрительного внимания.

формирование операций сравнения, анализа, обобщения, ориентировки в пространстве.

Формирование целенаправленных последовательных действий, удержание инструкции.

Соблюдение правил игры, формирование вежливого отношения к окружающим.

Развитие общей и мелкой моторики, чередование мышечного тонуса и релаксации.

Театрализованные игры:

«Мыльные пузыри» - развитие эмоций.

- Осторожно, пузыри!

- Ой, какие!

- Ой, смотри!

- Раздуваются!

- Блестят!

- Отрываются!

- Блестят!

- Мой со сливу!

-Мой с орех!

- Мой не лопнул дольше всех!

Русская народная сказка «Гуси - лебеди»

Конструктивные игры:

I. Конструирование из счетных палочек «Деревья» - учить строить по образцу, воспитывать самостоятельность.

II. «Скамейка для кошечки» - учить детей делать перекрытие на устойчивой основе; закрепить усвоенное в быту слово «скамейка».

III. «Сад» - учить детей подбирать детали для постройки в соответствии с ее назначением, замыслом, обыгрывать постройку, при необходимости вносить коррективы, дополнять строение различными деталями.

Подвижная игра:

II. «Ежик и барабан» - развивать чувство ритма и динамическое восприятие.

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Идут по кругу, спрятав руки за спину.

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Останавливаются, разводят руками.

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

Руки на поясе, прыжки на месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Прыжки.

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.

III. «Яблоня» - координация речи с движением, развитие мелкой моторики, овладение вопросительной интонацией.

- Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька».

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок – «яблонька» отрицательно качает головой.

Куда они пропали?

Разводят руками, пожимают плечами.

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети загибают по одному пальцу на правой руке.

Дети оборвали!

Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает».

Игра малой подвижности:

I. «Воздушный шар» - развивать внимание, быстроту реакции.

Раздувайся наш шар,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся!

Дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг. По сигналу педагога: «Шарик лопнул!» дети приседают или медленно идут к центру круга и произносят: «Ш-ш-ш-ш».

II-III. «Угадай-ка» - развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Дети образуют круг, берутся за руки. По сигналу педагога, стоящего в центре круга, начинают движение в правую сторону, произнося следующий текст:

Угадай-ка, угадай-ка,

Ну-ка с нами поиграй-ка!

Твои загадки отгадаем,

Мы овощи и фрукты знаем.

Педагог подает команду «Стоп!», дети останавливаются. Педагог называет чье-либо имя, определяя, кто из детей будет отгадывать название овоща или фрукта по описанию педагога.

Педагог. Саша, угадай! Этот овощ зеленого цвета, у него много одежек и все без застежек, внутри находится белая, сладкая кочерыжка.

Саша. Это капуста.

Педагог. Света! Этот овощ растет в земле, он красного цвета, с длинным хвостиком, кругленький, как маленький мячик.

Света. Это редис.

(И так далее.)

Примечания. 1. Педагог может взять для игры набор дидактических картинок с изображениями овощей и фруктов, необходимых для игры. 2. Если ребенок затрудняется с ответом, необходимо помочь ему, дополнить свое описание нужными уточнениями. 3. Помощь других детей при ответе допустима.

Психогимнастика:

«Садовник». Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т. д.

Упражнение для мышц шеи :

«Яблоко – груша». Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.

Мимическое упражнение :

«Фруктовое дерево». Дети изображают удовольствие от сладкого вкуса, реакцию на кислое, сочное, мягкое, твердое. Показывают объем, форму фрукта.

Чудо-дерево стоит,

Очень странное на вид.

Фрукты все на нем растут :

Груш и яблок много тут,

Апельсины и лимоны,

Виноград и абрикосы,

Вишни, сливы и гранаты

Нас сорвать их с веток просят.

Упражнения для губ и щек :

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Слива. Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:

«Твердая груша». Жуем твердую грушу.

Самомассаж:

«Дождик» (самомассаж спины)

Дождик бегает по крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дети похлопывают друг друга по спине.

По весёлой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Постукивают пальцами.

Дома, дома посидите,-

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите.

Бом! Бом! Бом!

А уйду- тогда гуляйте.

Бом! Бом! Бом!

Поколачивают кулачками.

Дождик бегает по крыше-

Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Поглаживают.

Загадки:

* Бывает зеленой, бывает желтой,

Овальной формы.

(Груша)

* Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки.

(Апельсин)

* Хоть жжет его солнце,

Одет он в суконце.

А сукно золотистое,

Тонкое и чистое.

(Персик)

* Вкусны – оближешь пальчики –

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

А с охотой их съедаю.

(Мандарины)

* Круглое, румяное,

С дерева упало –

Любе в рот попало.

(Яблоко)

* Для начинки пирога

Подойдет нам курага.

А какой душистый плод

Людям курагу дает?

(Абрикос)

* Отгадай мою загадку:

Плод душистый, мягкий, сладкий,

Чуть изогнутый на вид,

Желтой кожурой покрыт.

Лакомство для обезьян,

Мы зовем его…

(Банан)

* Небольшой, овальный, желтый,

А на вкус он кисловат.

Помогает при простуде,

Витаминами богат.

(Лимон)

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Фотоотчет о продуктивной деятельности в рамках реализации тематической недели «Дары осени. Фрукты» в средней группеФотоотчет о продуктивной деятельности в рамках реализации тематической недели «Дары осени. Фрукты» в средней группе С 14.09 по 18.09.20 года в средней возрастной группе (4-5 лет, была реализована тематическая неделя «Дары осени. Фрукты». В рамках ее реализации.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вкусные дары щедрой осени. Овощи и фрукты»Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вкусные дары щедрой осени. Овощи и фрукты» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Объединение «АБВГДейка». Подготовка детей к школе. Тема: «Вкусные дары щедрой осени.

Тематическое планирование «Дары осени. Фрукты» в средней группе (четверг) ТЕМА НЕДЕЛИ: «Дары осени. Фрукты»Первая половина дня:РМ приём детей: Задачи ОО СКР: -Создать спокойный, психологический комфортный настрой.

Тематическое планирование «Дары осени. Фрукты» в средней группе (пятница) ТЕМА НЕДЕЛИ: «Дары осени. Фрукты»Первая половина дня:РМ приём детей: Задачи ОО СКР: -Создать спокойный, психологический комфортный настрой.

Тематическое планирование «Дары осени. Фрукты» в средней группе (понедельник, вторник) ПОНЕДЕЛЬНИКТЕМА НЕДЕЛИ: «Дары осени. Фрукты»Первая половина дня:РМ приём детей: Задачи ОО СКР: -Создать спокойный, психологический комфортный.

Тематическое планирование «Дары осени. Фрукты» в средней группе (среда) ТЕМА НЕДЕЛИ: «Дары осени. Фрукты»Первая половина дня:РМ приём детей: Задачи ОО СКР: -Создать спокойный, психологический комфортный настрой.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека игровых упражнений по лексической теме «Дары осени — фрукты» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Дары осени — фрукты»
Опубликовано: 20 ноября 2021 в 17:30
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД