МААМ-картинки

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Синягина
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

1. Игра «Кому что нужно для работы?».

Поварешка нужна. (повару).

Письмо нужно. (почтальону).

Метла нужна. (дворнику).

Указка нужна. (учителю).

Топор нужен. (плотнику).

Ножницы нужны. (портному). И т. д.

2. Игра «Закончи предложение».

Пером пишут, а иглой. (шьют).

Ложкой едят, а косой. (косят).

Ножом режут, а пилой. (пилят).

Серпом срезают, а топором. (рубят).

Метлой метут, а лопатой. (копают).

Рубанком строгают, а молотком. (забивают). И т. д.

3. Игра «Кто чем?».

Плотник рубит (чем). (топором).

Публикация «Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Маляр красит (чем). (кистью).

Садовник обрезает ветки (чем). (секатором).

Пол подметают (чем). (веником).

Столяр строгает (чем). (рубанком).

Портной режет (чем). (ножницами).

Портниха шьёт (чем). (иголкой).

Траву косят (чем). (косой).

Гвозди забивают (чем). (молотком). И т. д.

4. Игра «Подскажи словечко».

Дровосеки рубят бор - есть у каждого. (топор). Папе гвоздь забить помог деревянный. (молоток). Пыль на полу - подайте. (метлу). Возле школы все ребята убирают снег. (лопатой).

5. Игра «Из чего – какой?».

Из ситца - ситцевый, из льна - льняной, из шелка - шелковый, из шерсти - шерстяной, из меха - меховой, из кожи - кожаный, из пуха - пуховый и др.

6. Игра «Угадай профессию»

Кто сваривает трубы? - Сварщик.

Кто вставляет стекло? - Стекольщик.

Кто работает на кране? - Крановщик.

Кто укладывает кирпичи? - Каменщик.

Кто красит стены? - Маляр.

Кто работает на экскаваторе? - Экскаваторщик.

7. Игра «Назови действия».

Лопатой - копают, пилой -. , топором -. , кистями -. и др.

8. Игра «Не ошибись».

- Я буду называть предмет или действие, а вы название профессии:

Кран - крановщик.

Камень - каменщик.

Красит - маляр.

Сваривает - сварщик.

Штукатурит - штукатур.

Кисть - маляр.

Доски - плотник. И др.

9. Игра «Кто знает, продолжает»

– Я художник, а ты. (художница).

– Я продавец, а ты. (продавщица).

– Я учитель, а ты. (учительница).

– Я проводник, а ты. (проводница).

– Я писатель, а ты. (писательница).

– Я певец, а ты. (певица). И т. д.

10. Игра «Подбери слово»

Мороз (что делает). (трещит, щиплет);

Метель. (вьется, воет, метет);

Снег. (идет, летит, падает);

Дети. (гуляют, катаются, веселятся, играют). И т. д.

11. Игра «Почему так назван?».

Конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей, фигурист (занимается фигурным катанием) и др.

12. Игра «Кому что нужно?».

Клюшка нужна хоккеисту.

Коньки нужны. конькобежцу.

Санки нужны. саночнику.

Лыжи нужны. лыжнику.

Шайба нужна. хоккеисту.

И т. д.

13. «Кто кем был?».

Корова была. теленком. Коза была. козленком. Утка была. утенком.

Гусь был. гусенком. Индюк был. индюшонком. Кролик был. крольчонком.

Собака была. щенком.

Лошадь была. жеребенком.

Свинья была. поросенком.

Кошка была. котенком.

Курица была. цыпленком.

Овца была. ягненком.

14. «Кто где живет?».

Свиньи живут в. свинарнике.

- Коровы живут в. коровнике, в хлеву, на ферме.

- Козы живут в. сарае, в хлеву.

- Овцы живут в. овчарне.

- Лошади живут на. конюшне.

- Кошки живут в. доме.

- Собаки живут в. конуре, будке, доме.

15. Игра «Длинные слова»

Образование сложных прилагательных.

У зайца короткий хвост. Какой заяц? - Короткохвостый.

У лисы длинный хвост. Какая лиса? -Длиннохвостая.

У зайца тонкие лапы. Какой заяц? - Тонколапый.

У ежа короткие лапы. Какой ёж? - Коротколапый.

У медведя толстые лапы. Какой медведь? - Толстолапый.

У зайца длинные уши. Какой заяц? -Длинноухий.

У белки острые уши. Какая белка? - Остроухая.

«Какой? Какая? Какое?»

Какая лиса? (Рыжая, хитрая, ловкая, быстрая.)

Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, большой.) Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, быстрый.) Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.) Какой ёжик? (Колючий, смелый, умный.)

16. Игра «Скажи какой?» (Образование относительных прилагательных).

Дерево - деревянный Молоко - молочный

Стекло - стеклянный Гриб - грибной

Кожа - кожаный Мясо - мясной

Железо - .железный Творог - творожный

Пластмасса - пластмассовый Соль - соленый

Бумага - бумажный Морковь - морковный

Резина - резиновый Рыба - рыбный

Кирпич - кирпичный Вафли - вафельный

Ситец - ситцевый Картофель - картофельный

Шёлк - шёлковый Малина - малиновый

Мех -- меховой и т. д.

17. Игра «У кого кто?».

У львицы - львенок, львята.

У тигрицы - тигренок, тигрята.

У слонихи - слоненок, слонята.

У зебры - зебрёнок, зебря-та.

У кенгуру - кенгурёнок, кенгурята.

У жирафа - жирафёнок, жирафята.

У пантеры - детеныши пантеры.

У носорога - детеныши носорога.

У обезьяны -детеныши обезьяны. И т. д.

18. Игра «Назови признак».

- Солнце (какое) - яркое, теплое, ласкоовое, весеннее, лучистое, блестящее, веселое, большое, радостниое, нелепое и др.

Слова: листочки, травка, весна, небо и др.

19. Игра «Составь предложение».

Ракета, космос, лететь, в.

Яркие, небо, большие, на, звёзды.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Мы, Земля, живём, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются. И т. д.

20. Игра «Закончи предложение».

Учитель учит (кого).

Врач лечит (кого).

Доярка доит (кого).

Конюх поит (кого).

Пастух пасет (кого).

Птичница кормит (кого).

И т. д.

21. Игра «Поймай большое слово» (Хлопнуть в ладоши).

Рыба, рыбка, рыбища, волчонок, волчище, точильщик, зуб,зубищи, носильщик, лапищи, лапка, холодища, сапог, сапожище и др.

Словесное упражнение.

Например: ножищи - это очень большие ноги. Глазищи, лапищи, холодища, рыбища, комнатища, ведрище и др.

22. Игра «Чего много?»

- Чего много в корзине? (Огурцов, помидоров, кабачков, баклажанов.)

- Чего много в шкафу? (Вилок, ложек, тарелок, чашек, стаканов.)

- Чего много в кабинете? (Столов, шкафов, карандашей, тетрадей.)

- Чего много в спичечной коробке?

23. Игра «Закончи предложение».

На грядке много огур. (цов). Около болота много лягу. (шек). На лугу много бабо. (чек). В спальне нет игру. (шек). В коробке много каранда. (шей). В книге много карти. (нок).

24. Игра «Из чего что сделано?».

Икра сделана из кабачков.

Томат сделан из помидоров.

Салат сделан из огурцов.

Икра сделана из баклажанов. И т. д.

25. Игра «Кого нет?» (Волка, волков, кошки, кошек, мальчика, мальчиков, девочки, девочек, человека, людей, комара, комаров и др.)

26. Игра «Собираем урожай».

Я сорвал одно яблоко. Я сорвал два яблока. И т. д. до 10.

27. Игра «Добавь слово «хлеб».

Я знаю пословицу о. (хлебе). Мама купила пшеничный. (хлеб). Дети едят суп с. (хлебом). Ваня пошел в магазин за. (хлебом). Я не люблю есть суп без. (хлеба). У меня дома нет. (хлеба).

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 2Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. «Каждый знает». Повторить начало фразы и добавлять новое слово. Каждый знает, что желтым бывает… Каждый знает, что сильным бывает….

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 1Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 1 1. «Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик». Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Конспект НОД по развитию речи «Новогодняя ёлка» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Новогодняя ёлка». Развитие речи. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.

Квест — игра по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗКвест — игра по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Добрый вечер, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию квест-игру для воспитанников подготовительной к школе группы. Главными задачами.

НОД по развитию речи «В лес осенний мы идем» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 августа 2023 в 10:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД