Получи документы

Картотека игр по развитию грамматической стороны речи

Тумашевская Олеся Ивановна
Картотека игр по развитию грамматической стороны речи

«Чего не стало?»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных.

Игровой материал: игрушки.

Ход игры: Взрослый предлагает детям рассмотреть игрушки. Затем предлагает детям закрыть глаза, убирает одну игрушку. Дети называют игрушку, которой не стало.

Для старшего возраста игра может проводиться без предметного сопровождения.

«Где сейчас машина?»

Цель: учить понимать предложные конструкции.

Игровой материал: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Публикация «Картотека игр по развитию грамматической стороны речи» размещена в разделах

Ход игры: Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т. д.

«1, 2, 5»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными.

Игровой материал: предметные картинки, картинки с цифрами 1,3,5.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с цифрой и предметную картинку. Ребенок должен правильно назвать картинку, согласовывая с цифрой, указанной на карточке.

«Один – много»

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Игровой материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

«С какого дерева лист?».

Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».

«Чей хвост?»

Цель: закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (силуэты) и хвостов, приклеенные на прищепки.

Ход игры: Дети самостоятельно ищут, где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха - меховые

Таз из меди - медный

Ваза из хрусталя - хрустальная

Рукавички из шерсти - шерстяные

«Кто кем был?»

Цель: закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуб – жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой Сильный – слабым

Дом – кирпичом Взрослый – ребёнком

Лягушка – головастиком Бабочка – гусеницей

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных и мест их обитания.

Ход игры: Дети ищут и проговаривают места обитания животных.

«Белка живет в дупле».

Мышь, лиса, бобер, пчела и т. п.

Оденем куклу

Цель: Согласование имен прилагательных с именами существительными.

Ход игры: Взрослый предлагает детям подобрать кукле одежду в одном цвете. Дети подбирают предметы одежды, называя цвета (красное платье, красные ботинки, красная шляпка).

«Жадина»

Цель: Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными в роде и числе.

Ход игры: Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать: «моя», «моё», «мои», «мой».

«Еж и яблоки»

Цель: Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Материалы: Изображения ежа и яблок.

Ход игры: Педагог предлагает детям посчитать яблоки, которые собрал еж. (Одно яблоко, два яблока, пять яблок).

«Принцесса Цифирь»

Цель: закреплять умение согласовывать порядковые числительные с существительными.

Ход игры: В одном сказочном царстве-государстве жила необыкновенно красивая принцесса Цифирь. Она была очень строга и пунктуальна. Все в ее королевстве считалось и подсчитывалось, была учтена каждая пылинка и травинка. Несколько сот придворных ходили по государству и считали, считали, считали.

Рядом с этим царством было другое. Оно называлось Хаос. В нем все предметы были свалены в кучу, и никто не знал, сколько чего есть.

Из-за грязи и полного отсутствия порядка в этом государстве разразилась жуткая эпидемия, после которой все его жители, как-то не блиставшие математическими способностями, напрочь разучились считать. Болезнь была так заразна, что перебралась через границы царства принцессы Цифирь. Сама принцесса, к счастью, не заболела, а вот придворные все как один свалились в тяжком недуге. Когда они смогла подняться на ноги, то обнаружили, что разучились употреблять числительные. Приходя на доклад к Цифири, они говорили: «Первая советник ещё болеет»; «Второй блюдо сегодня подгорело»; «Третья день идет дождь»; «Четвертый люстра в бальной зале не горит»; «Пятый ступенька парадной лестницы скрипит»; «Шестая зеркала в ванной комнате разбилось»; «Седьмое книга на полке потерялась»; «Восьмая цветок на клумбе завял»; «Девятое котенок вашей любимой кошки убежал»; «Десятый дерево в вашем парке упало».

Слушая это, принцесса топала ногами и приказывала всех придворных заточить в темницу, где они должны будут заново научиться считать и правильно согласовывать слова. Только после этого они смогут выйти на свободу.

Бедных придворных ожидала страшная участь.

Дети, вы ведь не хотите, чтобы несчастные придворные всю жизнь провели в тюрьме? Давайте поможем им и научим правильно говорить!

«Подумай и назови».

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.

Ход игры: Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день.

Если на улице шум, то улица.

Если человеку сопутствует удача, то человек.

Если у человека талант, то человек.

Если весь день идет дождь, то день.

Если корова приносит людям пользу, то корова.

Если у человека есть здоровье, то человек.

«Я – мы»

Цель: Закрепление изменения глаголов по числам.

Ход игры: Педагог называет глагол 1 лица ед. ч., ребенок предлагает форму в 1 лице мн. ч.

Я бегу – мы бежим Я вижу - …

Я стою - … Я плачу - …

Я играю - … Я смотрю - …

Я читаю - … Я пою - …

«Длинные слова»

Цель: образование сложных слов.

Ход игры: у Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий, и т. д.

Магазин

Цель: образование относительных прилагательных.

Варенье из яблок - …яблочное варенье.

Пирог из яблок -… конфета из яблок -… сок из абрикосов - …

Варенье из слив -… порог из слив -… конфета с клубникой - …

Варенье из малины -… пирог из малины -… конфета из малины-…

Варенье из груш -… пирог из груш -… конфета из груш -…

Варенье из вишни -… пирог из вишни -… конфеты из вишни-…

«Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

Ход игры: Воспитатель говорит, что ему нужна помощь, нужно попросить одного из детей выполнить поручение: нужно спеть.

- Как попросить Ваню, чтобы он спел? (Спой).

Играть - … Спать - …

Ехать - … Бежать - …

Брать - … Копать - …

Прыгать -… Решать - …

Звонить - … Смотреть - …

«Назови ласково»

Цель: Закрепление умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает вам мяч и заканчивает фразу так, чтобы они звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая.

Лиса хитрая - лисичка хитренькая.

Заяц белый - зайчик беленький.

Сапоги чистые - сапожки чистенькие.

Ветка короткая - веточка коротенькая.

Шишка длинная - шишечка длинненькая.

Снег белый - снежок беленький.

Перчатки теплые - перчаточки тепленькие.

Щеки розовые - щечки розовенькие.

Солнце теплое - солнышко тепленькое.

Маша-растеряша

Цель: Закрепление использования предлогов в речи.

Материалы: Сюжетная картинка или заранее подготовленное пространство.

Ход игры:

- Ребята, к нам пришла кукла Маша-растеряша. Вечером она раздевалась, всю одежду разбросала. Помогите Маше найти одежду.

«Кто что делает?»

Цель: Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду, врач… (лечит людей, учитель… (учит детей, строитель… (строит дома, художник… (рисует картины, пианист (играет на пианино, писатель (пишет книги, портниха (шьет одежду, прачка (стирает одежду, уборщица (моет полы, продавец (продает товар, фотограф (фотографирует людей, воспитательница (воспитывает детей, машинист (ведет поезд, контролер (проверяет билеты) и т. д.

«Правильно или нет?»

Цель: учить находить грамматические ошибки.

Ход игры: «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

Публикации по теме:

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речиЛогопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речи Предлагаю вашему вниманию игру для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-непоседы», с помощью которой можно эффективно работать над.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека игр по развитию грамматической стороны речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тумашевская Олеся Ивановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека игр по развитию грамматической стороны речи
Опубликовано: 30 октября 2022 в 10:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД