МААМ-картинки

Картотека игр по ОБЖ

Мастренко Елена Петровна
Картотека игр по ОБЖ

Младшая группа

Игра-тренинг «Я потерялся.»

Цель: учить правильно себя вести, если потерялся на улице.

Материалы и оборудование: игрушка-мишка.

Описание игры. В гости к детям приходит мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т. д.

Игры «Опасно — не опасно», «Найди опасный предмет»

Публикация «Картотека игр по ОБЖ» размещена в разделах

Цели: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных предметов.

Описание игры: педагог предлагает выбрать карточку, напить изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.

Мероприятия и материалы для родителей: папка- передвижка «Опасные предметы».

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель:

• закреплять понятие «опасность»;

• закреплять умение различать цвет и форму предмета.

Материалы и оборудование: большие карточки красного,

желтого, зеленого, синего цветов, в центре каждой карточки — окошечко разной формы с нарисованной внутри мышкой; маленькие карточки такого же цвета и формы, как и окошечки в больших карточках.

Описание игры. Педагог раздает детям большие карточки и говорит, что мышке угрожает опасность — за ней гонится кошка. Дети должны помочь мышке спрятаться от кошки. Педагог показывает маленькие карточки разного цвета и формы, дети выбирают свою и закрывают ею окошечко на большой карточке.

Дидактическая игра «Отгадай загадку по картинке»

Цели:

• тренировать в запоминании основной группы опасных предметов;

• развивать внимание.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями опасных предметов.

Описание игры. Педагог загадывает детям загадки об опасных предметах (спички, иголка, ножницы, утюг и др., а дети должны отгадать и найти соответствующую отгадку на картинке.

Средняя группа

Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар?»

Цели:

• развивать двигательные умения;

• закреплять правила пожарной безопасности.

Материалы и оборудование: стульчики — на один меньше,

чем детей; игрушка-огнетушитель, медаль.

Описание игры. По кругу стоят 5 стульев, на каждом стуле — огнетушитель-игрушка. Играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу, с окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому не достался огнетушитель — выбывает из игры. Кто завладел самым последним огнетушителем — получает звание «Лучший пожарный» и медаль.

Игра «Да — нет»

Обсуждаются различные ситуации (игра на балконе; игра в кубики, с режущими и колющими предметами; звонок в дверь: «Я ваша соседка (почтальон, телемастер, подруга мамы и др.)». Дети должны найти из них выход, аргументировать его и показать соответствующую карточку («нет» — красная, «да» — зеленая).

Дидактические игры

Цель закреплять правила безопасного поведения в быту.

Материалы и оборудование кукла, кубики, пирамидка,; книжка, мячик, игрушечные инструменты (отвертка, пила, молоток, гонор); спички, ножницы, иголка, таблетки и другие опасные предметы, карточки с их изображением.

«Четвертый — лишний»

Описание игры. Педагог показывает карточку, где изображены 4 предмета, один из которых лишний. Дети должны назвать; его и объяснить, почему они так считают. Например: мяч, юла, кукла, иголка (лишняя иголка — это опасный предмет, а остальные предметы — игрушки).

«Продолжи ряд»

Описание игры. Педагог показывает карточку, где изображены 2—3 предмета, а далее идут пустые окошечки. Дети должны назвать другие предметы по определенной теме. Например: пылесос, телевизор. (холодильник, компьютер, фен, утюг) — это электроприборы.

Игра «Раз, два, три — опасность назови»

Цели: закреплять знание опасных и безопасных предметов дома и в группе; развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают в круг, в середине педагог — ведущий. Он бросает каждому ребенку по очереди мяч и произносит слово (например, «кухня», «ванная комната», а ребенок напевает опасные предметы, которые находятся в данном месте.

Обыгрывание ситуаций «Достань игрушку (книгу) с полки», «Подай ножницы» и др.

Цели:

• учить находить безопасный выход из сложной ситуации;

• систематизировать правила безопасного поведения дома.

Материалы и оборудование: стул, игрушка, книга, ножницы.

Игра «Что для чего?»

Педагог показывает на карточках электроприборы, а дети рассказывают об их назначении (электроплита служит для приготовления еды; утюг — для глажения белья, фен — для сушки волос и т. д.).

Игра «Загадки — отгадки»

Цели:

• развивать умение отгадывать загадки, находить отгадку среди множества иллюстраций;

• активизировать в речи слова — названия электроприборов.

Материалы и оборудование: набор иллюстраций на тему

«Бытовые электроприборы».

Описание игры. Педагог загадывает загадки об электрических приборах (пылесос, утюг, телевизор, холодильник и др., а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке.

Дидактическая игра «Можно — нельзя»

Цель: закреплять знания о возможной опасности бытовых электроприборов и мерах предосторожности при обращении с ними.

Материалы и оборудование: светофорчики — кружки из картона красного и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог-ведущий показывает картинку с изображением электроприбора и называет какое-либо действие с ним (например, тянуть за шнур). Дети показывают красный кружок, если это делать опасно, зеленый — если это делать разрешается.

Игра «Береги живое»

Цели:

• учить правильному поведению во время пребывания на природе;

• закреплять знание правил безопасного поведения за городом.

Материалы и оборудование: «Береги живое: в лесу, на лугу» (игровой дидактический материал, I и II части).

Игра «Хорошо — плохо»

Цели:

• уточнять знания об опасностях в природе;

• побуждать к бережному и ответственному отношению к природе.

Материалы и оборудование: фишки красного и зеленого цветов, мяч.

Описание игры

1 вариант: педагог с мячом в руках стоит к центре круга, бросает детям мяч, задавая вопросы на тему – «Хорошо или плохо?» :

Разводить в лесу костер.

Кормить зимой птиц.

Есть незнакомые грибы и ягоды.

Забирать детенышей животных из леса домой? (И т. д.)

Дети ловят мяч и отвечают.

2 вариант: дети сидят полукругом, педагог показывает карточки с изображением различных ситуаций правильного и неправильного поведения на природе, дети дают соответствующую оценку — хорошо или плохо.

Развивающая игра «Как избежать неприятностей»

Цель: развивать умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций во время пребывания на природе.

Материалы и оборудование карточки со стихотворным сопровождением.

Описание игры. Педагог раздает игрокам карточки с изображением опасных ситуаций во время пребывания на природе к зачитывает стихотворение. Дети узнают по содержанию стихотворения свою карточку, показывают ее и объясняют, как выйти из данной опасной ситуации, как не попасть в нее снова.

Игра «Вершки — корешки»

Цель: формировать представления о ядовитых растениях и грибах.

Материалы и оборудование: предметные картинки по теме.

Игры-тренинги «Если случился пожар в квартире.», «Разговор по телефону „01"»

Цель: расширять знания о правилах поведения при пожаре.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением огнеопасных предметов, электроприборов, игрушка-телефон, плакат «Правила поведения при пожаре.

Подвижная игра «Огонь — вода»

Цели:

• закреплять правила пожарной безопасности;

• учить соблюдать правила игры.

Материалы и оборудование: ленты синего и красного цветов.

Описание игры. Детям сзади за пояс прикрепляют ленточки двух цветов — красного и голубого. Дети с красными ленточками — это огонь, с голубыми — это вода. По сигналу «Раз, два, три — огонь, гори!» дети с красными ленточками разбегаются по залу («начался пожар»). По сигналу «Раз, два, три — огонь быстро затуши!» нети с голубыми ленточками должны догнать детей с красными и собрать все ленточки, изображающие огонь, т. е. «потушить пожар». Дети с голубой ленточкой должны стараться увернуться и убежать, чтобы их не догнали и не забрали ленточку.

Вывод: огонь распространяется очень быстро, и не всегда его удается его затушить.

Эстафета «Пожарные»

Цели:

• закреплять правила пожарной безопасности;

• учить соблюдать правила игры.

Материалы и оборудование: 2 стульчика, покрытые красным материалом, 2 ведерка.

Описание эстафеты. Дети делятся на 2 команды. На определенном расстоянии от детей ставятся 2 стульчика — они изображают огонь. Участник каждой из команд добегает с ведром до стульчика, имитирует тушение огня — опрокидывает ведро и бежит обратно. Побеждает команда, которая быстрее «потушит огонь».

Игра «Хорошо — плохо» (ТРИЗ)

Цели:

• обсуждать понятия «огонь», «спички» : какую они приносят пользу и какой причиняют вред при неосторожном обращении;

• развивать творческое начало.

Материалы и оборудование: карточки красного и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог произносит: «Огонь — это хорошо». Дети называю! его положительные стороны, выкладывая при этом на мольберт карточки зеленого цвета. Когда педагог говорит: «Огонь — это плохо», дети называют его отрицательные стороны, выкладывая на мольберт карточки красного цвета. В конце делают вывод.

То же с понятием «спички».

Старшая группа

Игра «Съедобное — несъедобное» («Хорошо -- плохо»)

Цели: закреплять знания о ядовитых и съедобных ягодах, грибах, растениях, о том, какие действия человека вредят природе, а какие — помогают.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, называя при этом съедобные (яблоко, сыр, мороженое и др.) и несъедобные (книга, стол, дом и др.) предметы. Если это съедобный предмет, дети ловят мяч, если нет — отбрасывают его.

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь», «Служба спасения»

Цели:

• формировать интерес к ЗОЖ;

• развивать игровые навыки.

Материалы и оборудование: жилеты с надписью «МЧС», каски, сумки с набором «Игрушечный доктор», телефон, игрушки — инструменты и огнетушители, детские машины разного назначения, кубики, детская мебель.

Игра «Я начну, а ты продолжи»

Цель: формировать навыки самоконтроля за выполнением правил личной гигиены.

Материалы и оборудование: мяч, фишки.

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, произнося начало фразы. Дети ловят мяч и заканчивают фразу.

Утром мы обязательно. (делаем зарядку).

После прогулки надо. (мыть руки).

Перед сном необходимо. (чистить зубы). (И т. д.)

Игровые ситуации «Как справиться с инфекцией», «Отношение к больному человеку», «Могут ли овощи навредить здоровью?»

Цели:

• формировать знания об инфекционных заболеваниях, о способах заражения ими и их лечении; воспитывать заботливое отношение к больному.

Материалы и оборудование: предметные картинки : овощи,

фрукты, продукты питания, в которых содержатся витамины А, С, В; картинки с изображением здорового и больного человека.

Игра «Свой, знакомый, чужой»

Цель: формировать более точное понимание того, кто является «своим», «знакомым», «чужим».

Материалы и оборудование: мяч, фишки черного и белого

цветов.

Описание игры. Педагог называет: «Мама, папа, телемастер, доктор, бабушка, милиционер, подружка, соседка, сестра мамы и др.» Дети, если это близкий человек или знакомый, поднимают белую фишку, если чужой — черную. При этом они объясняют свои действия.

Дидактическая игра «Опасно — не опасно»

Цель: развивать наблюдательность, память, речь.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог-ведущий называет ситуацию и просит детей определить степень угрозы для жизни и здоровья в ней. Если есть опасность — дети отбрасывают мяч, если опасность не угрожает — ловят.

Примеры ситуаций: прыгать с высоты, читать книгу, кашлять на других, играть в куклы, лазать по лестнице, одеваться не по погоде, собирать пирамидку, играть спичками, раскачивать лодку и т. д.

Дидактические игры «Выбери предмет», «Оцени поступок»

Цели:

• развивать умение определять предметы, которые могут привести к порезам, ожогам, электротравмам;

• учить умению выбрать правильный поступок и умению объяснить, как можно поступить;

• воспитывать внимательность.

Материалы и оборудование: сюжетные и предметные картинки.

Развивающие игры на тему «Опасность в доме»

Цели:

• знакомить с причинами возникновения опасных ситуаций в доме, учить тому, как их можно избежать;

• развивать внимание, речь.

Материалы и оборудование: настольные игры с самоконтролем «Чрезвычайная ситуация в доме», «Будь осторожен!»

Игры «Опасно — не опасно»

Цель: закреплять знание опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог просит детей определить опасность для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации, которая может возникнуть дома. Если ситуация опасная — дети отбрасывают мяч, если не опасная — ловят.

Примеры ситуаций: выглядывать в открытое окно, открывать крышку горячей кастрюли, помогать маме, вставлять ножницы в розетку, смотреть с мамой телевизор, поджигать бумагу, рисовать и т. д.

Дидактическая игра «Магазин»

Цели:

• учить узнавать инструменты (молоток, пила, клещи, топор, гвозди, отвертка) и электроприборы (утюг, холодильник, телевизор, компьютер, стиральная машина, фен, пылесос и др.) по описанию;

• закреплять знания о назначении инструментов и электроприборов, правилах обращения с ними.

Материалы и оборудование: предметные картинки по темам.

Игры-тренинги «Незнакомец за дверью», «Что ты будешь делать, если позвонили в дверь (зазвонил телефон и т. д. ?»

Цель: способствовать укреплению навыков личной безопасности.

Материалы и оборудование: телефон.

Игры-ситуации «Я потерялся», «Новый приятель», «Заброшенный дом», «Один дома» и т. п.

Цели:

учить видеть потенциальные опасности вокруг себя, учить тому, как их избежать;

• помогать обрести уверенность в себе, победить страх, уметь найти выход из опасной ситуации.

Материалы и оборудование: иллюстрации по темам по выбору педагога, плакат «Если ты потерялся на улице».

Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные»

Цели:

• закреплять знания о работе пожарных; учить выполнять взятую на себя роль;

• воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества.

Материалы и оборудование: жилеты с надписью «01», каски, игрушки — инструменты, огнетушители, кубики, шланги, лопаты, ведро, рация, игрушечные машины разного назначения.

Подготовительная группа

Дидактическая игра «Запрещается — разрешается»

Цели:

закреплять правила поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале;

• воспитывать чувство взаимопомощи.

Материалы и оборудование: светофорчики — карточки с изображением кружков зеленого и красного цветов (по количеству детей, схематическое изображение правил поведения при землетрясении на отдельных карточках или на плакате.

Описание игры. Педагог называет ситуацию и предлагает детям показывать красный кружок, если это делать запрещается, и зеленый — если разрешается.

Примеры ситуаций: бросать горящие спички; кричать и звать на помощь взрослых; включать газ; защищать голову от падающих предметов; пользоваться лифтом; прятаться под столом, под кроватью; успокоиться самим и успокоить других; не паниковать; стоять возле окон, зеркал; стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами и т. д.

Словесная игра «Да — нет»

Цель: закреплять правила поведения при землетрясении.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Проводится аналогично игре «Запрещается — разрешается», только педагог называет ситуацию и бросает детям мяч, а они отвечают словами «да» или «нет».

Игра «Лови — бросай, правило называй»

Цель: активизировать в игре правила поведения при наводнении.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга. Бросая по очереди детям мяч, задает вопросы или предлагает закончить предложение.

Например: что нужно сделать, чтобы выбраться из воды? (Не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место — чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; чтобы заметили спасатели, размахивать тряпкой, ночью светить фонарем; если уже попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и т. д.)

Игра «Выбери предмет»

Цель: закреплять перечень предметов, которые необходимо взять с собой в случае наводнения.

Материалы и оборудование: иллюстрации, предметные картинки, продукты, одежда.

Сюжетно-ролевая игра «Мы — спасатели»

Цели: способствовать созданию благоприятной атмосферы в игре, стремлению к коллективному взаимодействию; формировать игровые действия с воображаемыми предметами; воспитывать уважение к труду спасателей.

Материалы и оборудование: накидки, кепки спасателей, аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Игра-ситуация «Внимание всем!»

Цель: обсуждать правила поведения во время ожидания наводнения.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображениями предметов, которые нужно взять с собой в зону спасения (запасные продукты питания, но не быстропортящиеся, документы, деньги, аптечка е лекарствами, запасная теплая одежда, обувь, туалетные принадлежности).

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цели:

• учить развивать сюжет на основе личного опыта;

• закреплять знания о простудных заболеваниях и о помощи, которую оказывает врач при таких заболеваниях;

• воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Материалы и оборудование: куклы, кушетка, халаты,

колпаки, бутылочки, вата, бинты, игрушки — градусник, фонендоскоп, шпатель и др. ; дидактический материал: игра «Если малыш поранился» (об оказании элементарной первой медицинской помощи из серии «Забавы в картинках»).

Игра-инсценировка «Спасатели»

Цели:

• побуждать к выполнению в игре определенных действии (например, оказание первой медицинской помощи);

• учить пользоваться игрушками-заменителями, сопровождать свои действия словами.

Материалы и оборудование: накидки и кепки спасателей аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Кто из вас будет выполнять роль пострадавших? (Выбирают детей.) Во время землетрясения вы попали под завалы. Назовите, какие у вас могут быть травмы?

Дети. Ссадины, резаная, колотая раны, перелом кости, ноги, ожоги и др.

Педагог. Кто хочет быть спасателем? (Выбирают детей.) Вы спасли пострадавших из завала, доставили в пункт оказания первой медицинской помощи.

Дети играют, выполняют нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии.

В конце игры спросить, кто кому и как оказывал помощь. Проверить действия детей по карточкам из игры или предложить старшей медсестре дать оценку действиям детей.

Дидактическая игра «Что делать?»

Цель: отрабатывать навыки действий в экстремальных ситуациях.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центр! круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы: «Что делать, если.» (Звонят в дверь; вы почувствовали запах газа; землетрясение застало вас на улице; вы узнали о наступающем наводнении; если незнакомый человек предлагает прокатиться с ним на машине и т. д.)

Дидактическая игра «Назови предмет»

Цель: закреплять знания о средствах, необходимых для оказания первой медицинской помощи.

Материалы и оборудование: кукла, бинт, вата, йод, зеленка и пр.

Игра-тренинг «Как вызвать „скорую помощь"?»

Цели:

• закреплять умение набирать номер «скорой помощи», правила общения по телефону с работниками этой службы;

• воспитывать готовность прийти на помощь пострадавшему.

Материалы и оборудование: два телефона, табличка «03», куклы.

Игра «Загадки — отгадки»

Цели:

» формировать умение отгадывать загадки;

• учить объединять предметы в группы.

Материалы и оборудование: картинки, закрепленные на доске, на темы «Электроприборы», «Инструменты».

Описание игры. Педагог загадывает детям загадки о предметах на данные темы, а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке. Затем картинки, которые расположены на доске, объединить в группы по определенной теме (телевизор, магнитофон и др. — электроприборы; отвертка, пила — инструменты).

Дидактическая игра «Так — не так»

Цели:

• закреплять умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных;

• развивать внимание;

• прививать желание соблюдать правила безопасности.

Материалы и оборудование: две карточки : одна — с красным, другая — с зеленым кружком; картинки с изображениями опасных и неопасных действий.

Описание игры. Детям предлагаются картинки с ситуациями, угрожающими и не угрожающими жизни и здоровью. Они оценивают их соответствующими цветными карточками, находят выход из предложенной ситуации: «Опасность возникнет, если я сделаю так.», «Опасности не будет, если я сделаю так.»

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.

Картотека физкультминуток от А до Т КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ОТ А ДО Т АА в лесу растет черника А в лесу растет черника, Земляника, голубика, Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже.

Картотека игр «Лошадки»Картотека игр «Лошадки» Картотека игр «Лошадки» 1. «Лошадки-игрушки» «Много игрушек-лошадок есть у ребят, но бывают и лошадки-качалки. Вот как эта… (Показ кукольной.

Картотека игр с колокольчикамиКартотека игр с колокольчиками Картотека игр с колокольчиками 1. Колокольчик, динь-динь-динь Колокольчик, динь-динь-динь, Звенит, заливается, А потом вдруг замолчит,.

Картотека коммуникативных игрКартотека коммуникативных игр Картотека коммуникативных игр 1. "Оригинальное знакомство"Все участники игры сидят или стоят в кругу. Сделав шаг вперед или поднявшись со.

Картотека народных игрКартотека народных игр Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.

Картотека считалок Считалка – жанр устного детского фольклора. Считалки – тексты в шутливой стихотворной форме, имеющие рифмо-ритмическую структуру. История.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять подсистемные связи. «Что это, если у него есть?»Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять надсистемные связи. Игра: «Где живёт» (с 4 – х лет)Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения сравнивать системы. Игра «Теремок» (с 4-х лет)Правила игры: У детей в руках различные предметные картинки. Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по ОБЖ
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 09:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по ОБЖ» (включая файлы) размещена пользователем Мастренко Елена Петровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД