Получи документы

Картотека игр, направленных для развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Евгения Титова
Картотека игр, направленных для развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Публикация «Картотека игр, направленных для развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Социально – коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально - культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений

Игра «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»

Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы.

Содержание: Дети встают в круг и берутся за руки. Поиграем в игру, которая называется "Доброе животное". Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.

Игра «ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО…»

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

 Содержание: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом, говоря: «Встаньте (похлопайте, потопайте, подпрыгните и т. д.) все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки, а теперь поднимут руки мальчики, попрыгают те, кто в брюках, у кого есть сестренка, обнимут себя, у кого есть брат, похлопают в ладоши и т. д.)

Игра «НОС К НОСУ»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг  к другу.

Содержание: дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя. Например: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху», «Спина к спине» и т. д.

Игра «ТОРТ»Цель. Развитие навыков телесных контактов, расслабление. Подготовка.  Дети рассказывают, как надо печь торт, какие продукты надо использовать и в какой последовательности. Содержание.  Взрослый просит ребенка лечь на коврик и говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать тортик». Один участник — мука, другой — сахар, третий — молоко, четвертый — масло и т. д. Взрослый замешивает тесто. Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — «сахар» посыпает тело, и немного соли — «соль» чуть-чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. Потом кладет тесто в печь, там оно поднимается — ровно и спокойно дышит. Наконец торт испекся. Чтобы он был красивым, повар предлагает украсить его: все участники, прикасаясь к торту, «дарят» ему свой цветок, фигурку, описывая их словами. Рекомендации.  Взрослый следит в процессе игры за выражением лица лежащего ребенка (оно должно быть довольным).

Игра «ДОТРОНЬСЯ ДО…»

Цель: игра нацелена на снятие телесных барьеров, умение быстро ориентироваться внутри группы, помогает развитию визуальной памяти и включению зрительных анализаторов

Содержание: Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до

того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и дотронуться до него.

Игра «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ, РУКИ ССОРЯТСЯ, РУКИ МИРЯТСЯ»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Содержание: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игра «КРИЧАЛКИ — ШЕПТАЛКИ — МОЛЧАЛКИ»[/i

]Цель. Помощь воспитателю регулировать поведение возбужденных детей, успокаивать их, развитие у детей наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Инвентарь. Три «ладошки» из картона красного, желтого, зеленого цветов. Подготовка. Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, зеленый. Это сигналы. После изготовления ладошек взрослый спрашивает детей, встречали ли они в жизни подобные знаки-сигналы? Как правило, дети говорят, что по этому же принципу работает светофор, который помогает регулировать безопасное движение транспорта и пешеходов. Содержание. Когда взрослый поднимает зеленую ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо пере-двигаться и шептаться, на сигнал «молчанка» — краснаяРекомендации. Игра помогает регулировать поведение детей на занятиях, на мероприятиях. Главное условие: дети должны быть уверены, что обязательно будет включена зеленая ладошка. Если игра используется в целях релаксации

Игра «Я ВИЖУ»

.Цель. Повышение групповой сплоченности, развитие внимания, умения выполнять инструкции, разучивание различных движений. Содержание.  Ведущий говорит детям: «Я вижу, что.» Дети спрашивают: «Что вы видите?» Взрослый отвечает: «Я вижу детей, которые кричат и прыгают вокруг меня». Дети выполняют действия, названные ведущим, пока он снова не скажет «Я вижу, что.». Дети должны остановиться и снова спросить: «Что вы видите?» Взрослый называет что-то новое (я вижу воробушков, они прыгают и клюют хлебные крошки, детей, которые лежат на коврике; девочек и мальчиков, которые улыбаются; детей, которые скачут на лошадках; порхающих вокруг меня прекрасных бабочек; перепрыгивающих с кочки на кочку лягушек и т. д.).Рекомендации. Если после игры детям предстоит серьезная работа или отдых, желательно закончить игру в спокойном темпе.

Игра «ДРУЖОК ПОЙМИ МЕНЯ» 

Цель: развивает воображение, образное мышление, мыслительную функцию обобщения и, конечно же, речь детей.

Содержание: дети становятся в одну линию и надевают наушники (ребята не должны слышать ответы своих товарищей).

Первому игроку воспитатель называет слово, обозначающее предмет (например, «корова»). Игрок обращается к своему соседу слева — второму игроку команды, просит снять наушники, послушать и отгадать загаданное слово-предмет по называемым признакам, например: «Это домашнее животное, у него есть рога и копыта, оно дает молоко.»). Если второй игрок отгадывает слово, то он, в свою очередь, объясняет значение этого слова следующему игроку и т. д.

Игра «ОБЪЯСНЯЛКИ»

Цель: развивает воображение, образное мышление, мыслительную функцию обобщения и, конечно же, речь детей. Четкие и стандартные правила игры способствуют формированию и развитию внеситуативно-личностного общения в группе сверстников.

Содержание: один ребёнок выходит к доске, где ему показывают картинку любого предмета, например предмета бытовой техники. Задача: за 1 минуту описать этот предмет, не называя его, так, чтобы остальные дети побыстрее угадала название.

Игра «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ БУКЕТ ЦВЕТОВ»

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные цветочки для каждого ребенка.

Содержание: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

ИГРА - СИТУАЦИЯ

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Содержание: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

7. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

8. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

Игра «БЕЗ МАСКИ»

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Содержание: Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

Игра «РАДИО»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду.) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.

Игра «Хор животных».

Цель: игра помогает взаимодействию отдельных объединений детей, сплачивает детский коллектив и приносит много радости и удовольствия от необычного исполнения знакомых песен. Участникам предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря!» Продолжают коровки: «Му-му-му-му-му-му-му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими, как котята: «Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу!». Ведущий по очереди показывает на каждую группу она продолжает пение, потом говорит: «Поем все вместе», и общий хор животных заканчивает песню.

Игра «ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗИК»

Цель: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.

Активизация словарного запаса (называние

определений).

Содержание: ведущий является паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и

держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»)

Пробраться через «дремучий лес

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера

(«Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути

Упражнение «ДРУЖЕСТВЕННАЯ ЛАДОШКА».

Цель: развитие дружеских отношений в группе Содержание: Участникам раздаются листки бумаги. Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение, нарисуйте на ладони ваше настроение. Если у вас хорошее настроение, поделитесь им с другом.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Настольные игры — ходилки для социально-коммуникативного развития дошкольниковНастольные игры — ходилки для социально-коммуникативного развития дошкольников Настольная игра «Ходилка», это самая азартная и интересная игра для детей всех возрастных групп. Она помогает не только скоротать досуг,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека игр, направленных для развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Титова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека игр, направленных для развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 19:20
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД