МААМ-картинки

Картотека игр на развитие самостоятельности

Екатерина Комарова
Картотека игр на развитие самостоятельности

Картотека игр на развитие самостоятельности у младших дошкольников

Приветствую всех! Я работала с детьми разного возраста и сама являюсь мамой двух сыновей, поэтому из своего опыта могу сделать несколько выводов:

- чтобы ребенок становился самостоятельным, нужно сначала помогать и подсказывать, а потом ваше участие должно сводиться к минимуму

Публикация «Картотека игр на развитие самостоятельности» размещена в разделах

- похвала и добрые слова гораздо больше помогут вашему ребенку/воспитаннику стать самостоятельным, нежели претензии что он что-то не так делает, не правильно, не «по-вашему»

- самостоятельность проявляется с раннего возраста и чем меньше ребенок, тем больше родителям хочется все сделать за него. Самостоятельность начинается с «носочка», один носочек наденете вы, а второй малыш наденет сам и так во всем.

- Конечно, взрослому человеку хочется всегда и во всем помочь своему ребенку и все сделать за него, потому что мы то лучше знаем как надо, но ребенок не всегда будет маленьким, он растет и учится каждый день. Поэтому когда в следующий раз вам захочется сделать что-то за своего ребенка, то, что он может уже сделать сам, просто представьте его взрослым? Вам хочется, чтобы он был беспомощным или самостоятельным?

"Накроем стол для кукол"

Цель: Упражнять детей в сервировке стола. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 4-7 лет

Материал: кукла, кукольная мебель, кукольная посуда, предметные картинки с изображением посуды.

Содержание:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол.

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места

«Кому это нужно?»

Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 4-5 лет

Материал: предметные картинки с изображением орудий труда.

Содержание:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

«Угадай профессию»

Цель: Расширять представления детей о профессиях.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 4-5 лет

Материал: предметные картинки.

Содержание:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик — кроликовод.

Теленок — телятница.

Овца — овцевод.

Олень — оленевод.

Виноград — виноградарь.

Чай — чаевод.

Хлеб — хлебороб.

Сад — садовод.

Цветы — цветовод.

Пчела — пчеловод.

Поле — полевод.

Гаечный ключ — слесарь.

Ведро и швабра—уборщица.

Билет — кондуктор.

Касса — кассир.

Рубанок — столяр.

Краска и кисть —маляр.

Мастерок — штукатур.

Кульман — инженер.

Молот и наковальня — кузнец.

Огнетушитель — пожарный.

Шприц — медсестра.

Электропила — лесоруб.

Рыбацкая сеть —рыбак.

Зубоврачебное кресло — стоматолог.

Доильный аппарат —доярка. И т. д.

"Найти предмет по описанию"

Цель: Учить играть самостоятельно, с помощью считалки выбрать ведущего. Развивать наблюдательность, находчивость, умение находить предмет по его наиболее характерным признакам. Воспитывать дисциплинированность, выдержку, умение своевременно выполнять требования.

Что понадобится: мяч, машина, кукла, ведерко, собачка и прочие игрушки. Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он предлагает детям поиграть. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры. При этом, воспитатель обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит: разбежались все наши игрушки. Сейчас мы их найдем. А поможет нам Буратино. Он сначала расскажет о той игрушке, которую вы должны найти самой первой. Буратино описывает мяч – круглый, резиновый, может прыгать и катиться по полу. Дети отгадывают. Буратино предлагает одному ребенку найти мяч. После того, как ребенок найдет и принесет мяч, Буратино описывает другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место. Буратино отмечает детей активных, внимательных, находчивых. Затем предлагает поиграть с игрушками, ведь теперь они знают, как с ними играть.

"Найти флажок".

Цель: Учить играть самостоятельно, по считалке выбирать ведущего, выполнять требования воспитателя, желание достигать поставленной цели. Развивать наблюдательность, выдержку. Воспитывать организованность, дисциплинированность и настойчивость.

Что понадобится: стульчики на каждого ребенка, флажки для всех играющих (по 1 шт). Ход игры: дети сидят на стульях в разных местах комнаты. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей). "Пора", - говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль комнаты, держа в руке флажок. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу: "На места!" – дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Воспитатель следит за тем, чтобы дети открывали глаза только по сигналу "пора" и брали только один флажок. Игра повторяется 2-3 раза

«Совушка»

Цель: Развиваем у детей волевые качества.

Как играть: выбирается среди детей одна «совушка». Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде. По сигналу ведущего : «День наступает, все оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая различным животным. По второму сигналу : ночь наступает, все замирает!» - сова вылетает. Играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в гнездо. За один выход она может добыть двух или трёх играющих. Затеи «совушка» возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно развиться на площадке. Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу.

«Что в чудесном мешочке?»

Цель - знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Ход. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать». Вопросы задаются по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек.

«Рыбак»

Цель – закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный выбор.

Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут,

«подплывают» к рыбаку со словами : - «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»!

- «А зачем?», - «Рыбу ловить.», - «А какую?». Рыбак называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком.

«Кто соберет больше всего шишек?»

Нужно: шишки, корзинки, колокольчик.

Ход. Шишки высыпаются на землю, по команде (колокольчик) дети начинают собирать, только не горстями, а поштучно, снова звонит колокольчик, останавливаются, подсчитываем, у кого больше всех, тому приз.

«Космическое приключение» (для детей помладше можно пограть в путешествие на поезде)

Цель - научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами.

Ход. Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Кто решил

отправиться в космос, должен подойти к станции с необходимыми для полета вещами. Дети выбирают, на какую планету они отправятся. Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Вообще для развития самостоятельности можно использовать любые игры, просто подстраиваясь под возраст ребенка и его интересы. В дидактических играх с каждым разом, когда вы играете с ребенком ваше участие должно сокращаться. В спортивных играх, чем старше дети, тем больше воспитатель становится не «указчиком», а участником и наблюдателем. В творческой деятельности с детьми (краски, пластилин и т. д) можно давать детям небольшие задания на самостоятельные «фантазии», учитывать чтобы им самим хотелось раскрасить и нарисовать, сделать.

Публикации по теме:

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Картотека игр на развитие произвольности и самоконтроля. Часть 1 Не секрет, что в наше время произвольность детей (умение управлять собой, следовать правилам) находится на довольно низком уровне. Дети плохо.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Картотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого началаКартотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого начала Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть: Ребята, покажите руками или пальцами: -чистишь зубы; -стой на месте; -стучишь в дверь;.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека игр на развитие самостоятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Комарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека игр на развитие самостоятельности
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 06:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД