МААМ-картинки

Картотека игр и упражнений по лексической теме «Кухня. Посуда»

Татьяна Денисова
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Кухня. Посуда»

Задание учителя- дефектолога, Направление работы

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Беседа: Чайная посуда - это чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник. Ребята, для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что наливаем в молочник? Что мы кладем в конфетницу, сахарницу? Эта вся посуда нам нужна пить чай, поэтому её называют чайной. Теперь посмотрим на вторую картинку. Здесь изображена столовая посуда : тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, салатница. К столовой посуде относится еще нож, вилка, ложка – это столовые приборы. Как вы думаете, зачем нужна супница? Что находится в солонке, соуснице, перечнице, салатнице? Она называется столовой потому, что ей пользуются за столом во время приема пищи. И, наконец, посмотрим на посуду на третьей картинке : кастрюля, сковородка, миска, половник, сито. Как используют сковороду? Для чего нужна кастрюля? Эта посуда нужна на кухне, она называется кухонная.

Публикация «Картотека игр и упражнений по лексической теме „Кухня, Посуда“» размещена в разделах

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Чай попьем из …

Сахар насыпаем …

Кашу сварим в …

Молоко нальем …

Котлеты пожарим в …

Соль у нас в …

А перец в …

Хлеб положили в …

Конфеты к чаю у нас лежат в …

Игра «Можно- нельзя» Цель: закреплять способы ухода за посудой, воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде.

- можно ли не мыть посуду?

- можно ли не вытирать посуду?

- можно ли бросать посуду?

- можно ли играть посудой?

- можно ли давать свою ложку соседу?

- можно не убирать посуду?

Игра «Я знаю пять названий посуды» Цель: упражнять в умении называть знакомую посуду, развивать память, мышление.

Дидактическая игра «Какая посуда Цель: закреплять название посуды, материал из которого она изготовлена, развивать память, логическое мышление.

Стакан из стекла – стеклянный стакан.

Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

Кувшин из глины – глиняный кувшин.

Скалка из дерева – деревянная скалка.

Поднос из пластмассы – пластмассовый поднос.

Ложка из металла – металлическая ложка.

ложка из дерева - ,

горшочек из глины - ,

тарелка из пластмассы - ,

ложечка из серебра - ….

Посуда из металла - ….

Посуда из бумаги - ….

Подбери действие

Цель: упражнять в соотнесение предмета и действиях с ним; развивать логическое мышление

В кастрюле (что делают) – варят

На сковороде – жарят

В чайнике – кипятят

Ложкой – едят

Ножом – режут

В тарелку – наливают, кладут

В чашку - наливают

Дидактическая игра «Для чего нужна посуда» (накопление словаря по теме, формирование понятия посуда)

- Сегодня к нам в гости пришёл Поваренок. Ему почтальон принёс много писем, давайте их прочитаем.

- Открывайте конверты и читайте письмо (в конвертах лежат картинки с изображением предметов посуды. Дети по очереди открывают конверты)

- Что лежит в ваших конвертах?

1. Нож, вилка, ложка

- Для чего нужна вилка? (вилкой едят макароны, рыбу, картошку)

- Для чего нужна ложка? (ложкой едят суп, кашу)

- Для чего нужен нож? (ножом режут хлеб)

Нож, вилка, ложка – столовые приборы.

2. Тарелка (мелкая, глубокая)

- Для чего нужна тарелка? (Из глубокой тарелки едят суп. Из мелкой тарелки едят второе – кашу.)

2. Стакан

- Для чего нужен стакан? (из стакана пьют воду, молоко, компот)

4. Супница, салатница.

- Для чего нужна супница? (В супницу наливают суп, а потом из супницы в тарелки разливают суп)

- Для чего нужна салатница? (В салатницу кладут салат)

5. Солонка, перечница.

- Для чего нужна солонка? (чтобы солить еду)

- Для чего нужна перечница? (чтобы перчить еду)

Тарелка, стакан, супница, салатница, солонка, перечница – столовая посуда, посуда из которой кушают, которую ставят на стол.

6. Кастрюля, сковорода.

- Для чего нужна кастрюля? (в кастрюле варят суп, кашу, компот)

- Для чего нужна сковорода? (в сковороде жарят котлеты, картошку, рыбу)

7. Чайник, половник?

- Для чего нужен чайник? (в чайнике кипятят воду)

- Для чего нужен половник? (наливать суп, компот)

Кастрюля, сковорода, чайник, половник – кухонная посуда, в которой готовят еду, жарят, варят, кипятят.

«Узнай по описанию» Цель: Упражнять в умении находить предмет посуды по его

наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность находчивость; учить детей находить предмет.

Н-Р: у него есть дно, стенки, ручка, крышка, носик, в нем кипятят воду.

У нее есть стенки, дно, крышка, ручки, в ней варят суп.

У нее есть дно, стенки длинная ручка,в ней жарят котлеты.

У нее есть дно, стенки, ручка, из нее пьют чай.

Игра «А что не так?» Цель:Закреплять умение сравнивать одинаковую по назначению посуду, находить сходства и различия (тарелка – блюдце, чашка – стакан)

Игра «Что можно делать с посудой Цель: расширение и активизация глагольного словаря, закреплять способы ухода за посудой.

Посуду можно мыть, чистить, вытирать, полировать, покупать, продавать, разбивать,

ставить, убирать, дарить, любить.

Игра «Разложи посуду» Цель: упражнять в умении сортировать посуду по назначению : чайная, столовая, кухонная

Расскажи о столовом приборе по плану:

Цель: учить составлять рассказ по плану; развивать логическое мышление

1. Назови столовый прибор или предмет посуды.

2. Из каких частей он (она) состоит?

3. Как его (е) используют?

4. Из какого материала он (она) сделан (а?

Почему овощерезка называется овощерезкой?

Цель: формировать умение образовывать сложные слова путём сложения; добиваться чёткого произнесения сложных слов; развивать логическое мышление и память детей.

- Потому что овощи режет. А мясорубка, хлеборезка, хлебопечь, соковыжималка.

ФЭМП СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Игра «Столько же» .

Цель: учить детей соотносить цифры от 1до 6 с количеством.

Игровой материал: прищепки, картонные полоски, карточки с цифрами.

Ход игры. Показать детям цифру и предложить выложить такое же количество ложек (вилок, чашек)

* Графический диктант «Чашка» и «Чайник»

Цель: упражнять в ориентации на плоскости листа; развивать внимание.

Решение простых примеров на сложение и вычитание на конкретном материале.

Цель : закрепление состава числа 6.

«Сосчитай посуду»

Цель: учить согласовывать форму имени существительного с числительным

1блюдце, 2блюдца…5блюдец…

1чашка, 2чашки…5чашек…

Игра «Магазин» Ценники на посуду. Цель: продолжать учить печатать цифры от 1-10

Игра «Подбери пару»

Цель: совершенствовать умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке, подобрать к картинке игрушечную посуду, активизировать в речи понятие «пара», согласовывать с названием посуды : чашка, тарелка, вилка, ложка, кастрюля и т. д.

"Найди место"

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)

Он посуду нам принёс.

Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли :

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Игра «Подбери осколок от чашки»

Цель: развивать зрительное восприятие, формировать умение подбирать часть к целому путем прикладывания.

Игра «Обведи и раскрась»

Цель: учить правильно держать карандаш, регулировать силу нажима, развивать умение не заходить за контур изображения, формировать умение доводить начатое дело до конца. Обводка цифры «1» по шаблону и штриховка его горизонтальными линиями.

Игра «Дорисуй» Цель: упражнять в умении дорисовывать недостающие детали.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Найди и назови»

Цель: развивать наблюдательность, умение находить картинки с изображением посуды по слову, упражнять в умении заканчивать одним словом предложение, начатое взрослым: Чашка стоит на …., Кастрюля стоит…., Чайник стоит на …

Упражнение «Хитрая ложечка»

Цель: развитие слухового восприятия; закрепление названия посуды

Будем с ложечкой играть

И посуду называть.

Глазки закрывайте,

Ну-ка, угадайте,

Почему стучит ложечка?

Игра «Объясни, что делает этот предмет?»

мясорубка – рубит мясо самовар – кипятит воду овощерезка – режет овощи хлеборезка – режет хлеб соковыжималка – выжимает сок яйцерезка – режет яйцо чеснокодавка –давит чеснок

«Что куда кладут?»

Цель: развивать наблюдательность; логическое мышление

Пример: Хлеб кладут в хлебницу.

Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сахарницу?

Например: В салатницу кладут салат.

Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?

В супницу наливают суп.

Как называется прием пищи утром?

В обед?

После дневного сна?

Вечером?

Назови посуду, которая используется для завтрака, обеда, полдника, ужина.

Игра «Какая посуда нарисована на картинке»

Цель: упражнять в умении определять посуду по контуру, закрепить название, развивать зрительное восприятие.

Игра «Дотронься до» Цель: развитие зрительного и слухового внимания, мышления.

Игра «Запомни и повтори».

Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря существительных.

Развитие слухового внимания зрительной и вербальной памяти.

Оборудование: предметные картинки.

- чашка, блюдце, ложка;

-кастрюля, сковорода, противень, лопаточка;

-кофейник, чайник, супница, тарелка;

-маслёнка, солонка, салатница, дуршлаг;

-перечница, горчичница, соусница, конфетница; и т. д.

Игра «Чего не стало?» (5 предметов)

Цель :закрепить название посуды, развивать зрительную память, слуховое внимание.

Игра «Спрячь предмет»

Цель: упражнять умение определять по названию предметы, выполнять действия согласно инструкции.

Упражнение «Правильно-неправильно". Цель: тренировать зрительную память, мышление. Взрослый говорит: «Сейчас я буду называть посуду правильно, а показывать неправильно, вы должны исправить ошибку, показать и назвать правильно.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ПАМЯТИ

Дидактическая игра «Да-нет» Цель: Закреплять знания о назначении посуды, упражнять в употребление глаголов жарить, варить, кипятить, тушить, различение их лексических значений.

- суп варят в сковороде. Это правильно? В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле) .

- котлеты жарят в кастрюле. Это правильно? В чем жарят котлеты? (Котлеты жарят в сковороде)

- суп едят вилкой. Это правильно? Чем едят суп? (суп едят ложкой) .

- едят ножом. Это правильно? Чем едят рыбу? (рыбу едят вилкой)

- хлеб режут ложкой. Это правильно? Чем режут хлеб? (хлеб режут ножом)

- молоко пьют из тарелки. Это правильно? Из чего пьют молоко? (молоко пьют из стакана)

- Мясо тушат в блюдце. Это правильно? В чем тушат мясо? Мясо тушат в кастрюле.

- Воду для чая кипятят в стакане?.

Загадки про посуду :

Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.

Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.

Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.

Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.

Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода скипела!» (чайник)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле,

Жарят – на …. (сковороде)

По моей тарелочке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот. (ложка)

Среди ложек я полковник

И зовут меня … (половник)

На плите - кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… Половник!

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её… (Кастрюлей)

На одной широкой ножке

У неё 4 рожка,

Но она совсем не пилка,

Для котлет и мяса. /вилка/

Осторожненько, смотри,

В руку ты его бери,

Не всегда и сам поймёшь,

Как порежет руку. /нож/

Нос пыхтит и дышит паром,

Бок горячий пышит паром,

А внутри напиток – травник,

Он – любимый мамин. /чайник/

В ней суп и кашу варят,

В ней и картошку жарят.

Из нее едят и пьют,

Ее моют, берегут. (Посуда.)

На плите стоит горячей

Вкусноту под крышкой прячет,

Кашу варит в ней мамуля,

Ручки две, одна. /кастрюля/

Словно блин кругла она,

Съел я кашу всю до дна,

Вижу я улыбку Севки,

Он живёт на дне. /тарелки/

Крутобокий и высокий,

Ох, напьюсь сейчас я соку,

Вкуснотища – не обман,

Опустеет мой. /стакан/

Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,бенькая. /чашка/

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё. /сковорода/

Игра «Узнай, про что я говорю»

Цель: развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление с опорой на игрушечную посуду.

- Это посуда. У неё есть крышка, ручка, носик. Нужна, чтобы кипятить чай.

Итак далее о кастрюле, вилке, ложке, чашке, тарелке.

Игра «Четвертый лишний» Цель: развивать мыслительные операции, анализ, синтез, формировать речемыслительную деятельность, упражнять в умении группировать предметы по назначению. Кастрюля, ложка, суп, тарелка.

Нож, вилка, сковорода, мясо.

Кастрюля, стол, сковорода, чайник

«У какого предмета посуды есть это

Носик есть у … Дырочки есть у …

Крышка есть у … Одна ручка есть у …

Две ручки есть у … Лезвие есть у …

Четыре зуба есть у …

Д/ и «Ложки - стаканы»

Цель : Упражнять в употреблении предлогов в, на, под, у, за, из, к, между. Предложить выполнить действия

- Положи ложку в стакан - -Достань ложку из стакана. И т. д.

* «Где, какой продукт живет?».

Цель: развивать логическое мышление

Кофе – кофейник

Молоко – молочник

Сахар – сахарница

Конфеты – конфетница

Сухари – сухарница

Хлеб – хлебница

Масло – масленка

Соль – солонка

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематической неделе «Наша кухня. Посуда и продукты питания» в средней группеФотоотчет о тематической неделе «Наша кухня. Посуда и продукты питания» в средней группе Фотоотчет по тематической неделе "Наша кухня. Посуда и продукты питания" в средней группе На этой неделе наши воспитанники средней группы.

Игра «Поле Чудес» по теме «Посуда»Игра «Поле Чудес» по теме «Посуда» Игра «Поле Чудес» по теме «Посуда».[/b] Для детей подготовительная к школе группа. Задачи:[/b] Обучающие: Закрепить с детьми знания о посуде.

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Картотека игр и упражнений в бассейнеКартотека игр и упражнений в бассейне Октябрь Задачи: Создать условия для участия гиперактивных детей в играх. Корригировать эмоциональную сферу через игровые формы работы.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Кухня. Посуда»
Опубликовано: 16 января 2024 в 15:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр и упражнений по лексической теме «Кухня. Посуда»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Денисова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД