Получи документы

Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования (19 фото)

Щербакова Анна
Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Примеры игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский.

Развитие моторики в раннем возрасте является важной задачей для развития ребенка в целом. Развитие головного мозга у ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики руки. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: "Ладушки - ладушки", "Сорока - белобока" и другие пальчиковые игры. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми — и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.

Публикация «Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, делать массаж кистей рук, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы - пуговицы, бусины, крупы. Не нужно забывать и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики станут различные развивающие игрушки и игры (пазлы, картинки - вкладыши, мозаика и т. д., а также рисование, аппликация и лепка.

Для развития мелкой моторики не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:

• мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы — вязаные и набитые пластмассовыми пульками);

• верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) — для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

• кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;

• прищепки бельевые — для развития координации движений пальцев рук;

• щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» — для массажа и самомассажа ладоней;

• платочки;

• бигуди;

• счётные палочки;

• резиночки для волос.

Основной целью представленных в статье игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно — образовательные задачи:

1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно — развивающие задачи

1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3. Развитие тактильной чувствительности рук.

4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5. Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности

6. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

7. Совершенствование двигательной памяти.

8. Развитие речемыслительной деятельности.

9. Развитие мимической мускулатуры.

10. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно — воспитательные задачи:

1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

2. Создание у детей эмоционально — приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

3. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

4. Формирование дружеских взаимоотношений.

5. Воспитание внимания к обращенной речи.

6. Развитие чувства уверенности в себе.

7. Формирование положительной мотивации на занятии.

8. Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

9. Формирование умения радоваться, достигая цели.

10. Формирование коммуникативных навыков.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения — к себе.

Гладит мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж зубной щёткой

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

поглаживание – легкое, затем более интенсивное;

разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;

вибрация – похлопывание щеткой

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц лица и пальцев рук).

Плывёт зубная щётка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По пальчикам она идёт!

А. Дорогавцева

Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Фото №1 Примеры игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

Самомассаж с прищепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

И усами шевелит!

В. Цвынтарный

«Котенок»

Кусается больно котёнок — глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я не играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш»!

О. Крупенчук

Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

«Гусёнок»

Вот проснулся,

Встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок:

— Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

О. Крупенчук

Фото №2 Развитие моторики в раннем возрасте является важной задачей для развития ребенка в целом Фото №3 Развитие головного мозга у ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики руки

Самомассаж подушечек пальцев

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил», —

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи — сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

мизинец

безымянный

средний

указательный

большой

большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.

Массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами и обычными

попрыгунчиками

«Фокусник» - упражнение с мячом-попрыгунчиком. Совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложенных слов. Движения выполняются по тексту.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу.

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!

«Мяч – ежик» - упражнение с мячом с шипами. Движения по тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь – последний трюк:

Мяч летает между рук!

(мяч между ладоней)

(смена рук)

(соответственно)

(смена рук)

(сжимаем мяч)

(смена рук)

(соответственно)

(смена рук)

(перебрасывание мяча

из руки в руку).

Птичка

Птичка веток набрала. (2 раза)

Крепко гнездышко свила,

И снесла яичко

Умница-синичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки. Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»). Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

«Китайские шары» - упражнение проводится с парой каучуковых мячиков (грецких орехов или каштанов). Ребенок кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-ой строчки – смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

«Ёжик»

Колючий ёжик

Гладь мои ручки,

Ёжик, ёжик.

Ты колючий, ну и что же

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между пальцами. Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями. Берут мячик в левую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

«Дружба»

Я в друзьях души не чаю!

Я друзей своих встречаю!

Каждый руку мне пожмёт!

Каждый мне привет пошлёт!

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони. Машут рукой.

Фото №4 Чем больше ребёнок умеет хочет и стремится делать руками тем он умнее и изобретательнее Фото №5 Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли которая питает мозг ребёнка Фото №6 О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки

Игры с платочками

«Тесто»

Месим, месим тесто!

Есть в печи место!

Будут, будут из печи

Булочки и калачи!

Народная потешка

1 вариант игры.

Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони

2 вариант игры.

Берут платочек за уголок и собирают целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой). Другая рука не помогает!

«Прятки»

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Пальчики играли в прятки,

Ловко прятались в кроватке.

Вот так, вот так,

Ловко спрятались в кроватке.

А. Савушкина

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Фото №7 Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки Ладушки ладушки Сорока белобока и другие пальчиковые игры

Игры с крупными бигуди

«Самокат»

Самокат, самокат,

Самокату очень рад!

Сам качу, сам качу

Самокат куда хочу!

И. Токмакова

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Массаж ладоней бигудями-липучками.

Прокатывание бигудей - ежиков между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.

Фото №8 Вся история развития человечества доказывает что движения руки тесно связаны с речью Фото №9 На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции Фото №10 Функция руки и речь развиваются параллельно

Игры со счётными палочками

«Цапля ходит по болоту»

Цапля ходит по болоту

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Будто ищет там кого-то.

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Ой, боюсь, что эта цапля

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат безымянный пальцем правой руки.

Лягушонка хочет.

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем пальцем правой руки.

Сцапать!

О. Крупенчук

Убирают счётную палочку за спину.

Затем дети выполняют те же движения левой рукой.

Игры с бусами

«Бусы»

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

О. Крупенчук

Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и в обратном порядке.

Фото №11 Естественно это должно использоваться в работе с детьми и с теми у которых развитие речи происходит своевременно и особенно с теми у которых имеются различные нарушения развития речи

Игры с водой

Инструкции для ребенка:

- Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

- Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

- Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

«Геометрическое панно» .

С помощью резинок дети составляют картинку. Идёт развитие мелкой моторики пальцев рук; закрепление в речи детей основных цветов, геометрических форм; развитие фантазии; воспитывается усидчивость, формируется желание играть в настольные игры.

Фото №12 Совершенствование мелкой моторики это совершенствование речи

Игры с решётками.

В играх с ленточками развивается глазомер, внимание, зрительно-моторная координация, происходит укрепление пальцев рук и всей кисти.

Упражнения вводятся и усложняются постепенно.

- Выполнить различные дорожки по образцу

- Шнуровка по словесной инструкции

- Вышивание узоров сложной формы

Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

Куклы

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей умения концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения.

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей умения концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения.

Деревянный пальчиковый театр. Набор деревянных игрушек представляет собой не героев сказки, а целый пальчиковый театр, т. к. каждая игрушка имеет специальное углубление для пальчика на основании. Это поможет не только правильно формировать артикуляцию у детей, но и превосходно развивает память. Самые маленькие могут просто складывать и выкладывать расписные игрушки из яркой шкатулки. С набором пальчиковых игрушек будет легко и весело устроить представление в кукольном театре, выдумать свой сценарий или реализовать сюжет всем известных народных сказок.

Публикация Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования размещена в разделах Игры для детей Картотека игр для детей дидактические подвижные народные Мелкая моторика Темочки Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста Не нужно забывать и о развитии элементарных навыков самообслуживания застегивать и расстегивать пуговицы завязывать шнурки и т

Игры с крышками.

Игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.

Откручивание крышки от пластиковых бутылок очень по душе многим детям. Пусть откручивают - полезное занятие для кистей, пальцев, логики и памяти.

Фото №13 Хорошим помощником в развитии мелкой моторики станут различные развивающие игрушки и игры пазлы картинки вкладыши мозаика и т

Шестигранные карандаши.

Ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, стимуляции биологически активных точек, улучшат кровоснабжение пальцев рук. Способствует тонизирование организма в целом.

Игры с пуговицами

Пуговичный массаж:

Заполните просторную коробку пуговицами.

Опустите руки в коробку;

Поводите ладонями по поверхности;

Перетирайте пуговицы между ладонями;

Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр. ;

Можно "кормить" игрушку "печеньями" - пуговицами.

Фото №14 а также рисование аппликация и лепка

Использованная литература

1. "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования". - Автор - сост. О. А. Зажигина. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО - ПРЕСС". (Серия "Кабинет логопеда"). 2013. - 96 с.

2. "Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. - Изд. 2 - е. - Ростов н / Д : Феникс, 2008. - 349, [1] с. - (Психологический практикум).

Публикации по теме:

Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаИгры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Конспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возрастаКонспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возраста Цель: Активизировать двигательную и познавательную деятельность детей, развивая мелкую моторику рук с использованием нестандартного оборудования.

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики на основе пальчиковых игр»Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики на основе пальчиковых игр» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга Мастер-класс.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования для развития мелкой моторики. Массажёр «Чудо-ёжик»Мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования для развития мелкой моторики. Массажёр «Чудо-ёжик» Мастер-класс по изготовлению массажёра "Чудо ёжик" С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым,.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Опубликовано: 25 мая 2022 в 15:23
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» (включая файлы) размещена пользователем Щербакова Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД