Лучший педагог года

Картотека игр для дошкольников

Нифдалиева Татьяна
Картотека игр для дошкольников

Внимание к другому

«Делай, как я»

Взрослый показывает детям разные движения и предлагает их повторить. Каждое новое движение взрослый комментирует, напоминая детям последовательность действий. «Сейчас я улыбаюсь. Теперь улыбнитесь мне. Молодцы. А теперь улыбнитесь друг другу». Репертуар действий чрезвычайно широк: можно нахмурить брови; «показать нос», сложив руки трубочкой; «смотреть через подзорную трубу»; надуть щеки; высунуть язык и пр. Чем более выразительно и эмоционально вы будете показывать движения, тем лучше. Детям очень нравится игра «Дуем-дуем». Взрослый надувает щеки и сначала слегка, а потом сильнее дует попеременно то одному, то другому ребенку в лицо. Затем можно попросить детей подуть в лицо друг другу.

Публикация «Картотека игр для дошкольников» размещена в разделах

«Игровой телефон»

Взрослый сжимает руку и подносит ее к уху, изображая разговор по телефону. Затем он говорит какому-нибудь ребенку: «Сейчас я позвоню Машеньке. Хочешь тоже с ней поговорить по телефону?»

Если ребенок соглашается, взрослый показывает, как надо «брать трубку» и разговаривать. Тема для разговора должна быть максимально простая: можно узнать, что ребенок делал вчера или собирается делать сегодня, какие мультфильмы он любит и т. п.

Потом поговорите с другим ребенком. Если детям понравится игра, предложите им позвонить друг другу. Скорее всего дети будут испытывать затруднения в выборе тем для разговора. Подскажите им, направляя каждый вопрос и ответ малышей.

«Ладушки»

Цель: учить детей по разному хлопать в ладоши; вести счет; «Раз, два»

Ход: для игры воспитатель берет первую подгруппу детей (3-4 чел0.

Затем предлагает детям встать в небольшой круг. Затем начинает рассказывать, что «бабушка испекла оладушки. Полила их маслом, и стала угощать всех детей».

Воспитатель произносит текст:

Ладушки, ладушки

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала, детушкам давала.

Раз, два!- Маше,

Раз, два! – Ване.

В конце строчки, дети начинают хлопать в ладоши. Воспитатель в это время хлопает каждого ребенка то по одной, то по другой ладошке. Воспитатель дети начинают считать:

«Раз, два!»

Всем по два!

Всем по два!

Потом воспитатель хлопает по обеим ладошкам каждого ребенка по кругу.

Хороши ладошки

У нашей бабушки!

Воспитатель: если кто из вас захочет, то он может быть ведущим. Игра повторяется с первой подгруппой детей. А далее воспитатель проводит игру с другой подгруппой детей.

«Ку-ку»

Ход занятий: Эта игра принципиально отличается от ее «взрослого» варианта, потому что предмет прячется на глазах у ребенка и тут же им находится, причем сначала «учится» одно место, на котором можно спрятать разные предметы, постепенно переходят к двум, трем, четырем и пяти местам, на которых можно спрятать до пяти различных предметов. На протяжении длительного времени ребенку сначала показывают, как предмет прячут под., за., на., в., а затем просят его найти.

На первом занятии всегда используется только одно место (например, подушка на ковре) и несколько экземпляров одной игрушки (машинки или куколки должны быть небольшими, примерно одного размера). Сначала малыша надо многократно учить прятать один предмет. В ходе игры найденный ребенком предмет меняйте на другой такой же предмет (например, красную машинку меняйте на синюю машинку, и пусть ребенок прячет этот предмет. Важно, чтобы на занятии ребенок все время прятал разные предметы, которые можно назвать одним словом.

Речевая инструкция: «Вот машинка: „би-би». Прячем машинку. Вот сюда, под подушку. Где машинка? Поднимаем подушку. Машинка: би-би! Вот она!" Поощряйте ребенка, когда он нашел игрушку, погладьте по головке, похлопайте в ладоши, скажите: «Молодец! Умница!», тем самым стимулируя малыша продолжать игру. «А вот еще машинка. Би-би! Спрячь машинку!».

Желательно, чтобы каждый ребенок спрятал на занятии две-три похожие игрушки подряд. Например, мальчики могут прятать машинки, а девочки – куколок: главное, чтобы конкретному ребенку нравилось играть в новую игру со знакомыми игрушками.

Таким образом, можно не только выполнять и повторять название нового действия («прятать», но и одновременно закреплять у детей представления о том, что похожие игрушки называют одинаковым словом («Вот машинка. А вот еще машинка. И еще машинка»). Малыши многократно выполняют одно и то же действие, потому что им предлагается каждый раз другая машинка или куколка.

Игры с общими действиями

«Пузырь»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражняться в согласовании приседания со словами.

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоят близко друг к другу.

Воспитатель произносит:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой

Оставайся такой да не лопайся

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно так же предложить детям после слов «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по -прежнему держась за руки и произносить при этом звук «Ш-ш-ш» (выходит воздух). Затем дети снова «надувают» пузырь. Отходя назад, образуя большой круг.

«Кружок»

Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с нарастанием темпа.

Ход игры: Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе).

«Сороконожка»

Задачи: формировать умение детей взаимодействовать со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Игровая задача: имитация движения сороконожки, формирование чувства юмора, проявление силы вали вовремя выполнение правил игры, стремление к положительному результату.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на ковре и говорит:

-Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых сорок ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встанте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Теперь начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь- чуть быстрее.

Воспитатель помогает детям построится, направляет движение сороконожки. Затем говорит: - Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости с ножек.

Дети по-прежнему держа соседей за плечи, подают на ковер.

Можно усложнить задачу согласованным преодолением препятствий, усложнением движений сороконожки (присесть, попрыгать на одной ножке, проползти); основная цель остается прежней: остаться при этом целостной сороконожкой.

«Уши – нос – глаза»

Все игроки стоят в кругу. Воспитатель начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела:

«Уши-уши» (все показывают уши, «Плечи – плечи» (все показывают плечи, «Локти – локти» (все показывают локти). Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

«Ниточка накручивается»

Покажите детям катушку с нитками и объясните, как нитка наматывается на катушку. «А теперь мы сами превратимся в ниточку и катушку!» Дайте детям веревочку (как в игре «Веревочка», поставьте в ряд и скажи-те: «Вот какая длинная ниточка у нас получилась, сейчас мы ее будем наматывать». Обратитесь к ребенку, стоящему первым: «Ты, Сереженька, будешь «катушкой», ты должен крепко держать веревочку и стоять на месте». Возьмите за руку последнего малыша и ведите всех по кругу до тех пор, пока вся «нитка» не намотается на «катушку», при этом приговаривайте: «Ниточка, ниточка, накручивается!» Потом «ниточка» разматывается: ведите детей назад.

Можно поиграть в «Запутавшуюся ниточку». Покажите детям, как можно запутать веревочку: ходите между ними, подлезайте под веревку, перешагивайте через нее. Следите, чтобы дети делали то же самое, но при этом не отпускали веревку.

«Шумелка»

Эту игру не нужно специально организовывать. Каждый ребенок может быть занят каким-то своим делом. Скажите: «Ребятки, я слышала, к нам серый волк собрался. Мы же не хотим, чтобы он пришел?» Дети конечно же скажут, что им не нужен серый волк. Тогда предложите им прогнать волка: «Давайте мы все дружно пошумим, чтобы волк испугался и убежал в свой лес». Возьмите первый попавшийся под руку предмет (кубик, формочку) и постучите им по столу. Предложите детям сделать то же самое. Они начнут барабанить различными игрушками по столу, полу, стульям, по другим игрушкам. «Вот какие молодцы, а теперь давайте громко крикнем: «Паф!» («Вон!», «Прочь!» и т. п., чтобы волк еще больше испугался и никогда больше не захотел приходить к детишкам». Малыши с удовольствием начнут громко кричать, прогоняя волка.

Игры с общей ролью

«Кот и воробьишки»

Цель: Развивать внимание, образные движения.

«Кот» располагается на одной стороне зала (площадки, а дети-воробьишки- на другой.

Дети-«воробьишки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносит:

Котя, котенька, коток,

Котя- черненьки хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спи.

На слова «будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробьишек, которые убегают от него в свой домик (за черту).

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Светит солнышко сильнее

Светит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

(дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки)

Дождик, дождик все быстрей!

Все под зонтик поскорей!

(Бегут под зонтик)

«Лягушки»

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей).

Игры с ведущими

«У медведя во бору»

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Ход игры: На одной стороне площадки чертиться круг—это берлога медведя; на другой -обозначается дом, в котором живут дети. Педагог выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда педагог скажет: «Идите, дети, гулять!» Они выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек. Они произносят хором:

У медведя во бору, грибы ягоды беру,

А медведь сидит и на нас рычит.

После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией детей ловить нельзя.

После того как медведь поймает несколько играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

«Лохматый пес»

Задачи: приучать детей выполнять разные действия. Упражняться в беге.

Один ребенок изображает пса. Он располагается в центре ложится на пол (желательно на мягкий коврик) и кладет голову на вытянутые руки. Остальные играющие располагаются по всему залу и по команде воспитателя тихонько приближаются к «псу» и произносят текст:

Вот лежит лохматые пес

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим, что- то будет.

Дети начинают будить «пса», наклоняются к нему, произнося его кличку (Шарик, хлопают в ладоши, машут руками. Вдруг «пес» поднимается и громко лает. Дети разбегаются, «пес» гонится за ними, стараясь кого-нибудь поймать (осалить). Когда все дети убегут, спрячутся в свой «дом» (за обозначенную на полу линию, «пес» возвращается на свое место. Игра повторяется.

«Мыши в кладовой»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.

Ход игры: Дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли – это «кладовка». Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.

«Бабушка Маланья»

Задачи: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом.

Описание игры: дети берутся за руки, образуют круг, взрослый произносит слова:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, все без бровей, вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

Га нее глядели,

Делали вот так….

Под эти слава дети сначала идут в одну сторону по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», «большой нос», большую голову, бороду и т д. присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться и тд.

«Хромая уточка»

Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.

Общие игры с предметами

«Зайчик и собака»

Цель: снятие напряжения мелкой моторики рук, коммуникативной функции речи, воображения.

Описание: воспитатель читает стихотворение, детьми выполняются действия;

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять. (пальцы левой руки показывают «зайчика»)

Вдруг собака выбегает

И на зайку громко лает.

Вот собака злая! (Правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая лай собачки).

Зайчик убегает. (Левая рука быстро убирается за спну).

«Лиса»

Цель: снятие напряжения мелкой моторики рук, коммуникативной функции речи.

Описание: ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:

Шубка рыжая и хвост-

Тянет в норку хитрый нос.

Ротик открывает

И мышат пугает.

«Птичка»

Цель: снятие напряжения мелкой моторики рук, коммуникативной функции речи, воображения.

Описание: действие с прищепкой сопровождаются текстом:

Птичка клювиком вертела (рука с прищепкой поворачивается из стороны в сторону)

Птичка семечек хотела (другая рука показывает ладощку с воображаемыми зернышками)

Птичка семечки склевала (пощипываем прищепкой ладошку)

Птичка вновь защебетала. (прищепка ритмично открывается и закрывает «ротик»- поет. Педагог и дети напеваю ля-ля-ля).

«Разберём и соберём» - игры с сенсорными коробками

Цель: Закрепить знания детей об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый). умения обозначать величину/размер предмета.

Обучающие задачи:

- продолжать учить различать предметы по размеру

- формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина;

- продолжать закреплять умение группировать однородные предметы по цвету (красный, зеленый, желтый, синий).

Развивающие задачи:

- Развивать память, мышление, внимание, активный словарный запас;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать усидчивость, интерес к познавательной деятельности;

- учить внимательно, слушать воспитателя и выполнять задание;

-воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: Игрушка (мишка, две большие пирамидки, сенсорные коробки с шариками основных цветов

Ход занятия

Ребята заходят в группу. Раздаётся сигнал машины-Би-би, би-би.

Воспитатель ввозит машину- грузовик с Мишкой и колечками от большой пирамидки.

Воспитатель: Ай-ай-ай, Миша? Что случилось с пирамидкой?

Ребята видят игрушку мишку.

Мишка: Я играл, играл, а собрать у меня не получается.

Воспитатель: Это плохо Мишенька. Но ты не грусти. В нашей группе ребята тебе помогут, только пирамидки надо собирать правильно, сначала большие колечки, потом поменьше, меньше и маленькие. Ребята поможем Мише собрать пирамидку?

Дети: Да

«Мяч по кругу»

Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок, У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

Дозировка: каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.

«Ищу друга»

В эту игру можно играть только в большой группе детей. Вам понадобится набор картинок или набор игрушек

(2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и так далее). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки.

Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Когда друзья для игрушки найдены, дети с игрушками дружно и весело танцуют под музыку.

Это игра для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.

«Приходите на лужок»

В этой игре дети учатся сравнивать и различать колечки по величине. Каждый участник игры должен выбрать колечко той же величины, что и наглядный образец. Колечки одушевляются и наделяются живым характером -играют и забавляются на лужке.

Для игры нужны одноцветные пирамидки по числу участников (5-6 человек). Одну из пирамидок оставьте себе. Кроме того, потребуется картонный круг диаметром 15-20 см, окрашенный в зеленый цвет.

Усадив детей за столик и раздав всем по пирамидке, положите зеленый круг на середину стола: «Это у нас будет лужок с зеленой травкой, на который будут приходить колечки, чтобы поиграть».

Предложите детям разобрать свои пирамидки и выстроить колечки ровными рядами на столе. Так колечки «отдыхают». Затем возьмите самое маленькое колечко своей пирамидки, положите его на середину круга и пригласите детей: «Приходите на лужок, становитесь-ка в кружок». Объясните, что на лужок приглашаются только самые маленькие колечки - такие, как ваши. Дети выбирают из своих колечек самые маленькие и кладут их по окружности лужка. Помогите им красиво и ровно разложить разноцветные колечки, вместе с ними полюбуйтесь получившимся узором. Накладывая колечки на образец в центре, предложите детям проверить, все ли колечки одинаковые. Теперь можно поиграть с колечками: пусть

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольниковКартотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольников Картотека №1 «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ» Цель: стимулировать развитие связной речи. Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу):.

Картотека дидактических игр по ИЗО для старших дошкольников Д/И «На что похоже?» Цель. Развивать сенсорные операции, художественно – творческие способности. Задание. На столе выкладываются несколько.

Картотека физкультминуток для дошкольников Предлагаю свою подборку физкультминуток. Меня она хорошо выручает, оформила её в виде книжки, когда надо подсмотришь, очень удобно. Котята.

Картотека физминуток для дошкольников Картотека физминуток для дошкольников Едем, едем Чики - чики, чикалочки, Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Петушок на будочке,.

Картотека русских народных игр для дошкольниковКартотека русских народных игр для дошкольников Картотека русских народных игр для дошкольников. Так же как сказки, прибаутки и поговорки, русские игры были придуманы самим народом. Народные.

Картотека стихотворений о первоцветах для дошкольниковКартотека стихотворений о первоцветах для дошкольников Поглядите! Поглядите! Все кругом белым-бело. И не думайте, что снова Много снега намело. И не думайте, что снова К нам краса зима пришла.

Картотека театрализованных игр для старших дошкольников Игры на мышечное напряжение и расслаблениеКАКТУС И ИВА Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться.

Картотека экологических игр для дошкольниковКартотека экологических игр для дошкольников «Я знаю…»Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Мирилки для дошкольников. КартотекаМирилки для дошкольников. Картотека К Международному дню дружбы. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Невозможно обойтись без ссор.

Картотека «Новогодние загадки для дошкольников» Подборка загадок тренирует внимательность и бдительность детей. В окончание стихотворения просится одно слово, но правильный ответ совсем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр для дошкольников
Опубликовано: 24 января 2023 в 17:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД