Лучший педагог года

Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе

Ирина Харитонова
Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе

Картотека дидактических игр для детей старшего возраста на закрепление знаний о природе,явлений,природных материалах и многих продуктах, животных.

Список:

1. Игра «Воздух, земля, вода»

2 Игра. Угадай, что в мешочке?».

3 Игра "Выбери нужное»

4. Игра «Выбери нужное»

5. Игра Что в корзинку мы берем».

6. Игра Природа и человек»

7. Игра «С какой ветки детки?»

Публикация «Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе» размещена в разделах

8. Игра «Угадай, что где растет».

9. Игра «Звери, птицы, рыбы»

10. Игра «Весной, летом, осенью».

11. Игра Сложи животное»

12. Игра «Что из чего сделано?»

13. Игра Вершки – корешки»

14. Игра Угадай – ка».

15. Игра Съедобное – несъедобное

16. Игра Цветочный магазин».

17. Игра Береги природу»

18 Игра Узнай птицу по силуэту».

19. Игра «Живое – неживое»

20. Игра «Я знаю»

1. Игра «Воздух, земля, вода»

Задача:  Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры:

 Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.  д.

2 Игра. Угадай, что в мешочке?».

Задача : Формировать умение у детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалыовощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры:

Вы знаете игру «Чудесный мешочек», играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

3 Игра "Выбери нужное».

Задача: закреплять знания о природе и их свойствах. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: 

на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д

4. Игра «Выбери нужное».

Задача: закреплять знания о природе и их свойствах. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: 

на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д.

5. Игра Что в корзинку мы берем».

Задача: закреплять у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Развивать умение различать плоды по месту их выращивания.

Развивать умение у детей в представление о роли людей сохранения природы.

МатериалыКартинки с изображение овощей, фруктов, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры

 У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

6. Игра Природа и человек»

Задача: закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры:

 воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

7. Игра «С какой ветки детки?»

Задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников. Развивать умение подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры:

 Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

8. Игра «Угадай, что где растет».

Задача: Формировать знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры:

 дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

9. Игра «Звери, птицы, рыбы»

Задача: закреплять умение классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: 

Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)

10. Игра «Весной, летом, осенью».

Задача: Формировать знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью. Формировать умение классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: 

дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

11. Игра Сложи животное».

Задача: закреплять знания детей о домашних животных. Развивать умение описывать по наиболее типичных признаках.

Материалыкартинки с изображением разных животных. (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: 

один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца

12. Игра «Что из чего сделано?»

Задача: Формировать умение детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т. д.

Ход игры: 

дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет

13. Игра Вершки – корешки»

Задача: Формировать у детей умение составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.

14. Игра Угадай – ка».

Задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; Уточнять знание детей о ягодах.

Материалыкартинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: 

На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

15. Игра Съедобное – несъедобное».

Задача: закреплять знания у детей о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: 

на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

16. Игра Цветочный магазин».

Задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Формировать умение у детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

17. Игра Береги природу».

Задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: 

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

18 Игра Узнай птицу по силуэту».

Задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: 

Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

19. Игра «Живое – неживое»

Задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: 

Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседа

20. Игра «Я знаю».

Задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры:

 Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет 1. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.

Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей в средней группе Подборка игр по нравственному воспитанию помогут воспитателю в развитии коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, в их.

Картотека дидактических игр по ПДДКартотека дидактических игр по ПДД Картотека дидактических игр по ПДД Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в подготовительной группе детского сада Дидактическая игра «Самое дорогое на свете» Цель: учить детей любить себя и свой организм. Оборудование: коробочка, зеркало. Ход игры Воспитатель:.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в старшей группе детского сада Дидактическая игра «Полезная пища» Игровая задача: правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы Учим различать тембровую окраску. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Харитонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе
Опубликовано: 6 июня 2023 в 21:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД