Получи документы

Картотека дидактических игр по теме «Родной край. Родное село»

Тамара Москвина
Картотека дидактических игр по теме «Родной край. Родное село»

Картотека дидактических игр

по теме : «Родной край. Родное село».

«Знаешь ли ты свое село

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о родном селе.

Публикация «Картотека дидактических игр по теме „Родной край, Родное село“» размещена в разделах

Содержание игры: Воспитатель раздает каждому ребенку по три иллюстрации с изображением различных достопримечательностей родного села и задает вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию, которую угадал. Выигрывает тот игрок, который первым закроет все иллюстрации.

«Кто подберет больше слов»

Цель: Формировать быструю реакцию на слово. Развивать умение быстро подбирать подходящие по смыслу слова. Закреплять знания о родном селе.

Содержание игры: Воспитатель называет существительное, дети подбирают подходящие по смыслу определения (прилагательные).

Довольное - красивое, любимое.

Храм – нарядный, светлый, златоглавый.

Улица – широкая, длинная, шумная, праздничная.

Дом – большой, высотный, многоэтажный, красивый.

Мемориал – величественный, торжественный, красивый.

Почта – нужная, большая.

Библиотека – светлая, уютная, нужная, большая.

Детский сад –любимый, уютный, большой, родной.

Музей – интересный, необычный, большой, красивый…

Дидактическая игра «Кто трудится в родном селе

Цель: Систематизировать и обобщать знания о профессиях родного села. Развивать умение различать профессии, находить на фотографии здание, где трудятся люди данной профессии. Развивать способность к умозаключениям, суждениям. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Дидактический материал : Фотографии социальных объектов села (школа, банк, почта, милиция, аптека, поликлиника, больница, магазин, детский сад, швейное ателье, вокзал, картинки с изображением инструментов труда, картинки с изображением представителей разных профессий.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребёнку предлагается картинка, на которой изображён представитель профессии, Ведущий показывает картинку с изображённым инструментом труда. Ребёнок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии и почему он соответствует.

2 вариант.

Играющие получают картинки с изображением представителей разных профессий. Ведущий показывает фотографии с изображением разных социальных объектов села. Игроки должны разместить свои картинки под соответствующей фотографией (найти социальный объект, где работает представитель данной профессии). При этом они называют профессию и социальный объект, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Я и моя семья».

Цель: Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Дидактический материал : Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра, карточка со списком родственников, плоскостные многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье.

Вопросы – помощники:

— Он (она, они) какой (какая, какие?

— Кто самый младший (старший) в твоей семье?

— Что вы делаете все вместе?

— Как ласково называет тебя мама? И т. д.

2 вариант.

Детям раздаётся по одной карточке с родственниками. Карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по одной карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней. Если ребёнок ответил правильно, он оставляет карточку, если нет – возвращает её обратно.

Вопросы – помощники:

— Как я помогаю маме (бабушке и т. д.).

— Чем мама занимается дома?

— Кто дома готовит, стирает, гладит? И т. д.

3 вариант.

Ведущий берёт карточку со списком родственников. По очереди задаёт вопросы детям. Если тот, кто должен отвечать затрудняется, право ответа передаётся следующему игроку.

Вопросы – помощники.

— Кто такая внучка?

— Как называют брата отца?

— Кто такой дедушка? И т. д.

4 вариант.

Ведущий берёт семейные фотографии (например, бабушки, мамы и т. д.). Игроки по очереди называют имя, отчество, фамилию своих близких. Игра заканчивается, когда ведущий показал все семейные фотографии.

Дидактическая игра «Кто, кто в нашем краю живёт?»

Цель: Закрепить знания детей о животных, проживающих в Новосибирской области. Развивать логическое и образное мышление, совершенствовать связную речь при составлении рассказа. Воспитывать чувство любви к своему родному краю, бережное отношение к природе.

Дидактический материал : Карта-схема Новосибирской области, картинки с представителями животного мира края, картинки с представителями животного мира не нашей местности; мнемотаблицы.

Игровые правила: Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Детям предлагается выбрать из всех картинок только животных нашего края и разместить их на карту-схему, сопровождая рассказом.

2 вариант.

Воспитатель загадывает загадку о животном.

Ребенку предлагается выбрать объект (животное, составить мнемотаблицу по схеме (слева-направо, сверху-вниз) и рассказать о нём.

Дидактическая игра «Знаю все профессии».

Цель: Закреплять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых ими. Развивать познавательный интерес к труду взрослых в детском саду. Развивать внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Дидактический материал : Фотографии сотрудников детского сада. Картинки с изображением профессий сотрудников детского сада, картинки с изображением инструментов труда.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Дети делятся на две команды.

Игроки первой команды получают конверты с фотографиями сотрудников детского сада. Каждый играющий должен рассказать о том, кто изображён на фотографии, не называя его специальность, чем занимается, что у него есть в кабинете, какие орудия труда. Игроки второй команды должны отгадать имя, отчество, профессию сотрудников детского сада.

2 вариант.

Дети получают комплекты: картинки с изображением профессий сотрудников детского сада и картинки с изображением инструментов труда. Игроки должны расположить картинки по парам в их соответствии – изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии инструментов.

Вопрос – помощник:

— Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем?

«Профессии».

Цель: Развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.

Инвентарь: Не требуется.

Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже - несколько примеров.

Содержание игры:

Ведущий описывает различные профессии. Задача детей -назвать профессию.

-Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?

- Повар!

- Водит машину.

-Водитель! и т. п.

«Плавает, бегает, летает»

Цель: Закрепить знания о животном мире Новосибирской области. Учить выбирать из множества изображений животных только тех, которые обитают в области. Учить распределять животных по способу передвижения и помещать их в нужную среду обитания. Развивать навыки работы в микро-группе, коммуникативные качества при общении со сверстниками. Составлять описательные рассказы о животных.

Материал: 3 разноцветных панно – голубое с белыми облаками (небо, синее (вода, зеленое (земля). Небольшие изображения животных, рыб, птиц, обитающих в Новосибирской области и не только (можно использовать изображения животных жарких стран).

Содержание игры: Воспитатель предлагает детям карточки 3х цветов : голубого, синего и зелёного. Дети делятся на команды и получают поле такого же цвета, как карточки их команды : голубого с белыми облаками, зеленого, синего и объясняет детям, что эти панно изображают небо, землю и воду. А из всех животных, что лежат на отдельном столе, им нужно выбрать только тех, которые живут в новосибирской области, и распределить по местам их обитания. То есть те дети, у которых панно изображает воду, должны выбрать только тех рыб, которые водятся в водах области и т. п.

Затем дети каждой из команд кратко рассказывают каждый о своем животном, и почему именно сюда его поместил. В конце игры воспитатель соединяет все 3 панно, и говорит, что получилась своеобразная карта – схема животного мира Новосибирской области.

«Кто носит эту шубку?».

Задачи: Учить угадывать животное, опираясь на некоторые признаки внешнего вида. Углубить представление о характерных чертах живого объекта. Развивать память, монологическую речь, зрительное восприятие. Воспитывать силу воли.

Используемый материал: Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо.

Содержание игры:

Воспитатель раздаёт участникам по одной карточке (мехом вверх).

- Ребята, давайте потрогаем, погладим кусочек меха или перо и нужно угадать: «Кто носит эту шубку?».

-Алиса, потрогай это перо, как ты думаешь у кого есть такие перья?

-у птиц…

После того, как ребёнок назвал птицу или животное, карточка переворачивается. Ведущий предлагает описать характерные признаки внешнего вида.

-Алиса, а что есть у птиц? Перья есть? Крылья есть? Клювик?

Также можно использовать загадки при угадывании животных.

«Птицы в природе»

Цель: Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе.

Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическая пирамида).

Материал: Макет дерева с изображением птиц. Кубики с картинками : земля, вода, солнце, воздух, деревьев разных пород, корм для птиц, птицы разных видов. Опорные картинки : будка дерево, кора, пень, клетка, озеро, червяк, лягушка, шишка, мышка, рыбка, земля, вода, солнце, воздух.

Правила игры:

Выберите любую из птиц на картинке или предложите это сделать ребенку. Задайте вопросы: Что это за птица? Где живет?

(Предлагаются соответствующие опорные картинки).

Найдите кубики с изображением деревьев.

• Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце).

• Найдите кубики с изображением земли, воды, солнца. Определите их место в экологической пирамиде. (Дети находят соответствующие кубики и ставят их в основании пирамиды под кубиками с изображением деревьев).

• Чем питается птица? (Предлагаются соответствующие опорные картинки)

• Где находит себе корм?

В результате должна получиться пирамида, которая выстраивается в соответствии с этажами природы.

Как вы думаете, что случится с птицей, если исчезнет вода? (земля, солнце, воздух).

«Кто дружит с деревом?»

Цель: Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

Материал: Панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.

Правила игры: На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.

Например:

Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.

Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.

Публикации по теме:

Фотоочерк «Село мое родное!»Фотоочерк «Село мое родное!» Как хорошо, что есть Савруха - любимый сердцем уголок! Где ни была я, домой дорогу считаю лучшей из дорог. Сюда к березкам, тополям, Кинель-реке,.

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

Книга своими руками «Мое село родное»Книга своими руками «Мое село родное» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! На прошлой недели, мы изучали, с детьми средней группы тему: «Мое село родное». Рассказывали.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Наше родное село Майское»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Наше родное село Майское» Тема: «Наше родное село Майское». Цель: Развивать познавательный интерес к изучению истории своего cела, к его достопримечательностям. Закреплять.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Отчет о реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках КТП «Моё село, мой край, моя планета»Отчет о реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках КТП «Моё село, мой край, моя планета» Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие.

Проект «Село родное — капелька России. Русская народная культура Алтайского края» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» Проект на тему: «Село родное – капелька России:.

Родной край — ЧувашияРодной край — Чувашия Родной край – Чувашия! Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя.

Фотоочерк «Село мое родное»Фотоочерк «Село мое родное» Добрый день,уважаемые коллеги! Я хочу вам рассказать немного о моем селе - Большая Глушица. Согласно архивным документам, село Большая Глушица.

Стих «Мой край родной»Стих «Мой край родной» Вот, и наступило лето! Очень люблю это прекрасное время года. Кто же не любит, спросите вы? У лета, наверное, особые краски, запахи. Один,.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека дидактических игр по теме «Родной край. Родное село» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тамара Москвина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека дидактических игр по теме «Родной край. Родное село»
Опубликовано: 19 июня 2021 в 13:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД