МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по грамматике

Селезнева Наталья
Картотека дидактических игр по грамматике

• Младший возраст

Название игры: «Чего не стало?»

Дидактическая задача: формировать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, грамотно строить свои предложения.

Игровая задача: развивать память.

Материал: пары предметов – матрешки, пирамидки (большая и маленькая, ленточки (разного цвета и разного размера – длинная и короткая, игрушечные лошадки, утята, Буратино, мешок.

Публикация «Картотека дидактических игр по грамматике» размещена в разделах

Ход игры: Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают их, называют и выставляют на столе. Воспитатель просит запомнить предметы на столе и говорит, что Буратино будет играть с ребятами. Он будет прятать игрушки, а вы должны говорить каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок утят или чего-нибудь другого. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на место кладет ленточки.

В: - Чего не стало? (Затем прячет ленточки, а на их место ставит пирамидки).

В: - Чего не стало? И т. д. Наконец убирает все игрушки и спрашивает: «Каких игрушек не стало?».

Название игры: «Прятки»

Дидактическая задача: формировать умения правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Игровая задача: развивать память, мышление.

Материал: игрушечная машина, мишка, мышка.

Ход игры: В гостях у детей мышка и мишка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза.

В: - Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята?

Д: - В кабине.

В: - Вот куда он забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Воспитатель сажает мышонка на кабину.)

В: - Где ж мышонок, ребята? Подскажите мишке!

(Дети подсказывают). Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

• Средний возраст

Название игры: «Зайкина гимнастика»

Дидактическая задача: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись).

Игровая задача: развивать внимательность, мышление.

Материал: плюшевый заяц.

Ход игры: В гости к детям приходит заяц. Он будет делать гимнастику. Дети отдают команды, а заяц их выполняет. Но говорить надо правильно. Если ребенок ошибается, заяц не выполнит команду. После гимнастики заяц прощается с детьми. Он отправляется бегать на свежем воздухе.

Название игры: «Чье, чье? Мое!»

Дидактическая задача: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.

Игровая задача: развивать память, внимательность.

Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка, детские вещи (одежда, игрушки).

Ход игры: Воспитатель складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.

В. : это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чье, чье? Мое!» Давайте-ка рассмотрим, что чье. Это что?

Дети: Туфли.

В. : Чьи туфли?

Дети отвечают. Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чей? чья? чье). Хозяин получает свою вещь и убирает ее на место.

• Старший возраст

Название игры: «Пиф считает»

Дидактическая задача: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Игровая задача: развивать внимательность, мышление.

Материал: собачка Пиф – кукла бибабо.

Ход игры: Воспитатель говорит, что к нам пришел в гости совершенно необычный пес. Как тебя зовут пес? (Говорит от имени пса.)

Пес: Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите у меня: «Пиф, а сколько у тебя хвостов?» - и я отвечу.

В. : Пиф, сколько у тебя хвостов?

Пиф: у меня один хвост. А теперь спросите про нос. (Обращается к кому-нибудь их детей.)

Ребенок: Пиф, а сколько у тебя носов?

Пиф: у меня один нос. А теперь спросите про уши.

Дети могут задавать вопросы про брови, глаза, рот, щеки, лапы. Если форма образована неправильно, Пиф не отвечает на вопрос (ждет) до тех пор, пока ошибка не будет устранена.

Название игры: «Три линейки»

Дидактическая задача: формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Игровая задача: развивать внимательность, мышление.

Материал: лесенка, имеющая три ступеньки; мелкие игрушки и предметы, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что нужно рассмотреть предметы на подносе и разложить их на лесенке так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят один, на второй ступеньке - предметы, про которые говорят одна, на третьей - предметы, про которые говорят одно. Затем дети должны разложить предметы в том же порядке.

• Младший возраст

Название игры: «Придумай рассказ»

Дидактическая задача: формировать умение составлять коллективное повествование.

Игровая задача: развивать внимательность.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.

В. : В лесу жил…

1-й ребенок: Трусливый зайчик.

2-й ребенок: Один раз пошел он гулять.

3-й ребенок: Вдруг он увидел большую змею.

4-й ребенок: Зайчик испугался и убежал.

В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если в этом случае пауза затягивается, воспитатель подсказывает начало новой фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.

Название игры: «Объясни Буратино»

Дидактическая задача: формировать умение строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу.

Игровая задача: развивать внимательность.

Материал: кукла Буратино, предметные картинки.

Ход игры: Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют., например: «Это не помидор, это репа. Она желтая».

• Средний возраст

Название игры: «Пара слов»

Дидактическая задача: учить строить простое предложение из двух заданных слов.

Игровая задача: развивать логическое мышление, воображение.

Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки.

Ход игры: каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них. Приветствуется юмор, распространенные фразы. Воспитатель. Ребята, вы слышали когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу Лето надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи: Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова. Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце». - Медведь греется на солнце. - Медведю в теплой шубе жарко на солнце. - Медведь отнял солнце у крокодила. Картинки: «муравей» и «цветок». - Муравей залез на цветок. - Муравей спрятался в цветке от дождя. - Муравей качается на цветке.

Название игры: «Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Дидактическая задача: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с, другими словами, в предложении.

Игровая задача: развивать внимательность, мышление.

Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

-девочка рисует… (елку, дом, диван);

-папа читает… (книгу, журнал, газету);

-собака грызет… (кость, тапочки, карандаш);

-мальчик ловит… (мяч, кита, рыбу, лягушку);

-курица снесла… (яйцо);

-мама стирает… (платье, пальто, кофту).

• Старший возраст

Название игры: «Про Потому и Почему»

Дидактическая задача: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.

Игровая задача: развивать логику, внимательность, мышление.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». «Жили - были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно. - Почему оно катится? – спросило Почему. - Потому что оно круглое, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему. Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица. - Почему она летит? - спросило Почему. - Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему. Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться. — Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему». Далее мы задаем вопросы (почему?., дети отвечали (потому.)

«Я надела теплую шубу почему? Мы зажгли свет почему? Дети надели панамки почему, Полили рассаду почему? и т. д.»

Название игры: «Снежный ком»

Дидактическая задача развивать воображение, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.

Игровая задача: развивать память, внимательность.

Материал: белые листы бумаги, карандаши.

Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т. д.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.

Название игры: «Кузовок»

Дидактическая задача: развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Игровые правила: В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Игровые действия: Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием.

Ход игры: Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать, словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т. д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

Название игры: «Дополни предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Игровые действия: Бросание и ловля мяча.

Ход игры: Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила. - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

Название игры: «Придумай предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило: Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры: Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет 1. Дидактическая игра «Лето или осень» Цели: закрепить знания признаков осени, воспитание ловкости.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет 1. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок» Цель: расширять кругозор детей. Ход игры. Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч.

Картотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольниковКартотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольников Картотека №1 «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ» Цель: стимулировать развитие связной речи. Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу):.

Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитаниюКартотека дидактических игр по патриотическому воспитанию Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Найди флаг» Цель: закрепить представления детей о государственном флаге; развивать.

Картотека дидактических игр по ПДДКартотека дидактических игр по ПДД Картотека дидактических игр по ПДД Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной.

Картотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возраста. Здоровье– бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Картотека музыкально-дидактических игрКартотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по грамматике
Опубликовано: 12 января 2023 в 18:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по грамматике» (включая файлы) размещена пользователем Селезнева Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД