Лучший педагог года

Картотека дидактических игр по ФЭМП для дошкольников

Нина Козлова
Картотека дидактических игр по ФЭМП для дошкольников

Картотека игр по формированию пространственному представлению у детей дошкольного возраста

Младшая группа

“Разложи игрушки по местам”

Цель: познакомить детей с квадратом, умение ориентироваться на плоскости, уточнить, что у квадрата есть углы, стороны и середина.

Варианты упражнений: на ковролине разложены геометрические фигуры разного цвета и размера в определенной последовательности.

– В центре (по середине) ковролина.

– По углам ковролина.

– По углам и в центре ковролина.

– По сторонам ковролина – квадрата.

Публикация «Картотека дидактических игр по ФЭМП для дошкольников» размещена в разделах

Ход: Педагог предлагает ребенку поставить игрушку на ту геометрическую фигуру, которую назовет. Например: “Поставь большую матрешку на большой желтый кружок” и т. п.

«Замри»

Цель: Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

Мяч по кругу

Цель:Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Игровое правило. Не уронить мяч, следовать команде.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.

Средняя группа

«Вверху – внизу. Кто выше?»

Цель: Развитие пространственных представлений.

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

«Разговор по телефону»

Цель: Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

«Где чей домик?»

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

Старшая группа

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

Подготовительная группа

«НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!»

Цель: дать практические навыки ориентирования в пространстве; упражнять в порядковом счете.

Оборудование: звездочки.

Содержание. Дети одного ряда строятся в колонну и выполняют команду: «Коля встанет перед Игорем»; «Женя за Леной»; «Коля между Васей и Светой»; «Ира самая последняя, а Володя рядом» и т. д.

Вариант 1. Дети во время перестроения выполняют движения по заданию: «Мальчик рядом с Олей сделает шаг назад»; «Тот, кто стоит слева от Вити, хлопнет в ладоши» и т. д. Дети остальных рядов проверяют правильность выполнения команды. Если кто-то ошибся, поднимают руку и поправляют. Кто ни разу не ошибся, получает звездочку.

Вариант 2. Группа ребят строится в шеренгу. Дети запоменают порядок построения. По сигналу дети закрывают глаза, а два-три человека меняются местами (или садятся на место). Нужно определить, как ребята перестроились, и назвать место ребенка, например: «Миша стоял рядом с Игорем, он был третьим. Теперь он седьмой, стоит между Димой и Таней» или «Нет Оли, она была второй».

«ГДЕ ИСКАТЬ?»

Цель: формировать умение детей ориентироваться в пространстве; учить выбирать направление поиска.

Оборудование: игрушки.

Содержание. Водящий выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий возвращается, дети направляют его поиск словами: на столе, под партой, у окна, рядом с аквариумом, между полочками и т. д. Найденную игрушку ребенок берет поиграть. Впоследствии может быть двое водящих.

ЧТО СПРАВА?

Цель : совершенствовать умение детей определять пространственное положение нескольких предметов.

Оборудование: флажки.

Содержание. Дети по очереди встают и описывают то, что находится у них справа (слева, впереди, сзади). Дети могут повернуться лицом к окну (двери, шкафу, тогда ориентиры изменятся. За правильный ответ получают флажки

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитаниюКартотека дидактических игр по патриотическому воспитанию Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Найди флаг» Цель: закрепить представления детей о государственном флаге; развивать.

Картотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возраста. Здоровье– бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 летКартотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 лет Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2-3 лет. «Волшебные дорожки» Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление.

Картотека физкультурных минуток по ФЭМП для старших дошкольниковКартотека физкультурных минуток по ФЭМП для старших дошкольников Физкультурные минутки являются одним из необходимых составляющих любой образовательной деятельности. Цель проведения физкультурной минутки-повысить.

Картотека музыкально-дидактических игрКартотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Серия дидактических игр по ФЭМП «Паучки и мухи»Серия дидактических игр по ФЭМП «Паучки и мухи» Предлагаю подборку дидактических игр математического содержания по лексическим темам "Паук" и "Муха" для работы с детьми младшего и среднего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по ФЭМП для дошкольников
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 13:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД