Получи документы

Картотека дидактических игр по формированию речевой активности детей

Светлана Шевченко
Картотека дидактических игр по формированию речевой активности детей

Картотека дидактических игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста

«Я быстрее»

Цель: развивать речь, память, внимание.

Публикация «Картотека дидактических игр по формированию речевой активности детей» размещена в разделах

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.

«Что, где, когда»

Цели: развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание: бросая мяч ребенку, задать вопросы:

- Где растут ветки? (На дереве.)

- Где растут деревья? (В лесу.)

- Где растут листья? (На ветке.)

- Где живут рыбы? (В реке.)

«Волшебный сундучок»

Цели: развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений.

Описание: положить в картонную коробку несколько разных предметов.

Педагог говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, дать им краткую характеристику: «Смотри - это мяч, какой он круглый, красный! А вот - машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще - ложка, большая папина ложка». Сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяя интонацией местоимения «он, она, оно». После того как все предметы вновь будут выложены, предложить ребенку забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратить на это его внимание.

«Кому что нужно?»

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

«Разложи картинки по порядку»

Цель:систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры:воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детямпредлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями –«что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

«Азбука здоровья»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры:играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку –иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

«Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» –и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

«Лото»

Цель:Упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).

Материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка – матрешки, ведро – ведра, колесо – колеса, кольцо – кольца и др.).

Ход игры: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

«Поручения»

Цель: Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

Материал: Грузовик, мышка, мишка.

Ход игры: Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

– Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

– Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«Прятки»

Цель: Правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Материал: Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

– Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связанос формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх- драматизациях, специальных дидактических играх.

«Поезд особого назначения»

Цель:развивать фонематический слух.

Игровой материал и наглядные пособия: картонные коробки.

Описание: сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.

«Назови правильно»

Цель:уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов

Ход игры:воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

–У меня помидор,он красный,круглый,сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаё т наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

«Один - много»

Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога –карточки с одиночными предметами. Показывая ребенку карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа:

«У меня – яблоко, а у тебя – яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом –дома, нога – ноги, лицо – лица и т. п.

«Поезжай!»

Цель:развивать навык правильного употребления форм глаголов.

Описание: педагог разыгрывает игровую ситуацию: к ребенку подъезжает игрушечный зайка на машине, сообщает, что он едет на стройку, и просит погрузить кубики в кузов машины. После загрузки машины помахать зайке рукой и сказать: «Ну, поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и другие игрушки.

Побуждать ребенка говорить не «Ехай!», а «Поезжай!». Если ребенок ошибся, поправить его.

«Кто к нам пришел?»

Цель:развивать речь,логическое мышление.

Описание: спрятать игрушку-котенка. Спрятанный котенок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него – кошка, а папа – кот. Обыграть ситуацию с цыпленком, теленком и т. п.

«Где лежал мячик?»

Цель:развиватьречь,навыкиориентированиявпространстве.

Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколькознакомых ребенку предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?»«На столе». Задать вопрос по-другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?»,

«Магазин»

Цель:развивать слуховое восприятие,внимание.

Описание: предложить ребенку поиграть в магазин. Разложить на импровизированныхвитринах «товары» :игрушки,книжки,посудуит. д.

«Покупателями» могут быть педагог с ребенком, куклы, мягкие игрушки. Купить понравившуюся вещь можно при одном условии: «покупатель» произносит звук, с которого начинается название «товара» : машина – «м», тарелка – «т» и т. д.

«Укрась слово»

Цели:помочьвыучитьбуквы;развиватьмелкуюмоторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, крупа (разноцветные пуговицы).

Описание: крупными буквами написать знакомое ребенку короткое слово («мама», «папа», «кот» и т. п.). Прочитать слово и предложить ребенку украсить надпись, обкладывая буквы по контуру крупой или пуговицами. Остановить ребенка, если он захочет начать с последней или средней буквы, объяснить, что все слова читаются слева направо. Выложив буквы, прочитать слово еще раз.

«Путаница»

Цель:развиватьречь,внимание,логическоемышление.

Описание: прочитать ребенку короткие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребенок любой –

У апельсина цвет. (голубой -оранжевый).

Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака. (мяукает – лает).

Какнанашейулице

Крякалидве. (курицы– утки).

Известнокаждомуребенку,

Что лошадь –мама. (жеребенка).

Цыплятазнают,чтопоутру

Их папу все слышат! Ведь он. (кенгуру –петух).

«Что нужно человеку»

Цель:развивать речь,воображение,память.

Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду, игрушки, друзей и т. д. Сочинить сказку о приключениях своего персонажа. Пусть ваш ребенок придумает маршруты и события для нарисованного героя.

Составит ему режим дня, меню, опишет его действия. Предложить ребенку рассказать о человечке кому-нибудь из членов семьи.

«Опиши куклу»

Цель:развивать внимание,наблюдательность,память.

Описание: показать ребенку куклу, пусть он се внимательно рассмотрит. Затем спрятать игрушку и спросить ребенка, какого цвета было платье на кукле, длинное или короткое, с пуговицами или без и т. п. Повязать кукле бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь показать куклу и поинтересоваться, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т. п.

«Что с чем можно делать?»

Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов, воображение.

Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил - был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п. ?»

«Кому бы позвонить?»

Цели:развивать речь;заложить основы этикета.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.

Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и

«пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д., что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

«Подбери нужное слово»

Цель:развиватьобразноемышление,речь.

Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.

Воспитатель: В аквариуме плавают. Кто плавает? Дети: Рыбки.

Рекомендуемые предложения:

Высоко на дубу сидит и каркает. Кто? (ворона) На лугу пасется. (корова)

На огороде вырос большой зеленый. (огурец) У Вовы лопнул красный. (шар)

Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они точно подбирали слова, правильно произносили звук [р], [р’] в словах. Ответы должны быть индивидуальные.

Дидактическая игра-имитация в младшей группе «Постираем кукле платье».

Вид деятельности: интегрированная (коммуникативная, трудовая)

Форма проведения : малогрупповая (3–4 ребёнка)

Образовательные области: «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Социализация»

Цель: Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности

по теме «Одежда».

Задачи:

«Развитие речи»

формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками;

– обогащать и активизировать словарь : платье, носочки, шляпа, замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать – прополоскать, сушить – высушить, чистая одежда;

формировать умение отвечать развёрнутыми предложениями;

– воспитывать бережное отношение к продуктам деятельности;

формировать интерес к труду взрослых и к стремлению всегда им

помогать.

– воспитывать бережное отношение к игрушкам и своей одежде;

«Познание»

формировать представление о действиях и предметах, необходимых для стирки;

Оборудование:

мыло, 3 таза, тёплая вода, кукольная одежда (платье, носочки, шляпа,

верёвка для просушивания одежды, салфетки или полотенца для рук.

Словарная работа: платье, носочки, шляпа, замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать - прополоскать, сушить - высушить, чистая одежда.

Активизация : Активизация и расширение представлений об одежде и способах ухода за ней.

Обогащение словаря: уточнять и расширять словарь по теме «Одежда» (платье, носочки, шляпа, замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать - прополоскать, сушить - высушить, чистая одежда) .

Ход игры

Воспитатель: Ребята, наша куколка Катя гуляла и испачкалась, запачкались платье, кофточка, носочки.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы кукла была чисто одета?

Ребенок: Выстирать грязную одежду.

Воспитатель: Что нужно, чтобы постирать одежду?

Ребенок: Нам необходима вода, таз, мыло.

Дети усаживаются вокруг небольшого столика, на котором воспитатель будет показывать трудовые действия.

Воспитатель приносит в комнату таз с тёплой водой.

Воспитатель: Можно ли сразу начинать стирать грязную одежду?

Ребенок: Нет.

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Одежда находится на кукле.

Воспитатель: Значит, что нам нужно сделать?

Ребенок: Снять всю грязную одежду.

Воспитатель: Молодцы! Я буду снимать грязную одежду с куклы, и вы тоже снимайте одежду со своих кукол.

Дети следят за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, снимают одежду со своих кукол.

Воспитатель: Одежду сняли, что делаем дальше?

Ребенок: Платье нужно замочить в воде.

Воспитатель: Замачиваем платье в тазике с тёплой водой.

Воспитатель начинает стирать, спрашивая:

Воспитатель: Что я сейчас делаю?

Ребенок: Стираете.

Воспитатель: Правильно. Я взяла мыло и намыливаю мокрое платье. Повторите «намыливаю». Намыливаю так, чтобы образовалась пена и начинаю стирать. Что я сейчас делаю?

Ребенок: Стираете.

Воспитатель: А это что? (Показывает на носочки, шляпку, кофточку).

Ребенок: Носочки, кофточка, шляпка.

Воспитатель: И носочки, и кофточку, и шляпку тоже постираем – всё будет чистое.

Дети, каждый в своем тазике, стирает одежду. Повторяют каждое действие воспитателя с одеждой.

Физкультминутка:

Это платье для Наташки

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

(Дети выполняют четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. «Рисуют» на животике два кармашка. Прикладывают обе ладошки к животику).

Воспитатель: Одежду мы постирали, а что теперь надо сделать?

Ребенок: Прополоскать в чистой воде.

Воспитатель наливает в тазики тёплой воды и начинает полоскать бельё. Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: Что мы сейчас с вами делали?

Ребенок: Полоскали одежду.

Воспитатель: Вот теперь вся одежда чистая! Можно надевать одежду на куклу?

Ребенок: Нет.

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Одежда мокрая.

Воспитатель: Что мы должны сделать, чтобы она стала сухой?

Ребенок: Высушить.

Воспитатель: Как?

Ребенок: Повесить.

Воспитатель: Правильно. Для этого мы повесим одежду на верёвку, чтобы одежда высохла.

Воспитатель ещё раз показывает предметы и просит их назвать.

Дети встают и подходят к веревке по очереди, называя при этом какую вещь они держат в руках. После этого вытирают руки о салфетки.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Вы помогли куклам. А чем вы помогли?

Ребенок: Постирали, прополоскали и повесили сушить одежду, чтоб она стала чистой и сухой.

Воспитатель: Что бы вы посоветовали нашим куклам?

Ребенок: Не марать свою одежду. Быть аккуратными.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Картотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольниковКартотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольников Предмет математики довольно сложная наука. Не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть тяга к точным наукам. Поэтому полезно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по формированию речевой активности детей
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 20:13
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по формированию речевой активности детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шевченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД