Получи документы

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи

Элона Дорофеева
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи

Картотека дидактических игр

по формированию грамматического строя

речи дошкольников

Найди пару:

Цель: Учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных при помощи суффиксов «ечк», «очк», «ик».

Содержание игры:

Детям раздаются парные картинки : одному - звезда, другому – звездочка и т. д.

«Кольцо – колечко, шапка – шапочка, дом - домик, бант – бантик».

Публикация «Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи» размещена в разделах

Требуется рассмотреть картинки и встать парами так, чтобы большой и маленький предмет оказались рядом. Те дети, которые быстро нашли пару, должны поднять руки вверх.

Результат: выигрывает та пара, которая правильно и быстро назовет свои парные картинки.

«Чей хвост? Чья голова?»

Цель: формирование навыка образования притяжательных прилагательных на материале темы «Животные».

Содержание:

На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных.

Кто-либо из детей выбирает картинку с мордой животного, а затем находит соответствующий хвост.

Образец речи детей : «Это лисья морда. У лисы лисий хвост».

"Два и две"

Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

Оборудование: зеркало.

Ход:

Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.

«Помоги маме найти своих

детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

«Из чего сделана посуда?»

Цель: продолжать формировать у детей навык образования отыменных прилагательных.

Содержание: Проводится с перекидыванием мяча. Взрослый называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.

Вилка из металла - металлическая,

Стакан из стекла – стеклянный.

«Из чего сделана посуда?»

Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных.

Содержание:

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети — прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например:

Вилка из металла — металлическая.

Стакан из стекла — стеклянный.

Ваза из хрусталя — хрустальнаяЛожка из дерева — деревянная.

Тарелка из пластмассы — пластмассовая.

Чашка из фарфора — фарфоровая.

«Машин сад»

Цель: активизация словаря по теме, формирование грамматической категории существительного родительного падежа множественного числа.

Пособие для игры: на картоне изображено дерево с кармашками для картинок.

Содержание:

Логопед говорит, что у куклы Маши в саду есть волшебное дерево. На нем выросли различные фрукты. Затем в кармашек вставляются карточки с изображением фруктов. Дети комментируют действия педагога, говоря: «У Маши на дереве вырос лимон»; «У Маши на дереве вырос апельсин» и т. д.

Логопед сначала спрашивает детей, какие фрукты когда созревают (летом или ранней осенью). Затем «собирает» фрукты с дерева и складывает их кукле в корзинку, а дети комментируют его действия: «Маша собрала с дерева много лимонов»; «Маша собрала с дерева много апельсинов» и т. д.

Логопед спрашивает детей: «Что можно приготовить из этих фруктов?» (компот, желе, варенье, сок, начинку для пирога). Затем задает вопрос: «Как можно назвать одним словом то, что мы приготовили?» (продукты питания).

«Письмо с ошибками»

Цель: практическое овладение навыком использования в речи отыменных прилагательных и согласования прилагательных и существительных.

Содержание: Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Чебурашки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

Текст письма: «Здравствуйте, дети! Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье».

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с

уменьшительными ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход.

Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова, его детеныша (теленок, показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

"Кто чем питается?"

Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход.

Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом ( например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").

«Кто самый

внимательный?»

Цель: Развивать внимание, способствовать усвоению навыка словообразования.

Содержание:

На столе 4 пары картинок (4 с изображением больших предметов, 4- маленьких). Ребенок должен встать спиной к столу и назвать все 4 пары слов.

«Кто внимательнее»

Цель: Закрепление у детей навыков практического использования в речи приставочных глаголов.

Содержание: Взрослый говорит ребенку, что части слова НА-, ПО-, ВЫ- перепутались между собой. Получились разные действия. Например: «Мама поливает суп в тарелку. Садовник наливает цветы. Паша поливает молоко из бутылки. Дворник наливает улицу». Ребенок проговаривает предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова»

«Разложи продукты

по своим местам»

Цель: развитие навыков словообразования.

Содержание:

Логопед сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Логопед спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селедку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т. д.

Затем логопед обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.

«Водичка»

Цель: расширение глагольного словаря по теме, научить детей правильно употреблять приставочные глаголы и составлять с ними предложения.

Содержание:

На столе разложены предметы: тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник и т. д. Рядом стоит емкость, наполненная водой, и миска с песком или землей. Логопед детям демонстрирует действия (наливает и выливает воду) и комментирует их:

«Я наливаю воду из чайника в чашку»;

«Я выливаю воду из чашки в кастрюлю».

Затем дети самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные предложения, используя глаголы наливать и выливать.

Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки, наливать куда-то (в стакан, кастрюлю, полить что-то (землю, грядку). Логопед учит детей слышать близкие слова и различать их значение в зависимости от приставок.

«Ложки и стаканы»

Цель: практическое использование в речи предложных конструкций.

Содержание:

Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку.

1. Логопед демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их:

— Я положила ложку в стакан.

— Я достала ложку из стакана.

— Я положила ложку под стакан.

— Я достала ложку из-под стакана.

— Я положила ложку за стакан.

— Я достала ложку из-за стакана.

— Я положила ложку на стакан.

— Я сняла ложку со стакана.

— Я держу ложку над стаканом.

2. Дети выполняют инструкции логопеда:

— Положи ложку в стакан.

— Достань ложку из стакана и т. д.

«Угадай, чьи это вещи».

Цель: закреплять умения детей образовывать прилагательные

Содержание: Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки - бабушкин; Это халат мамы - мамин; и т. д.).

«Играем в профессии»

Цель: практическое накопление глагольного словаря по данной теме (глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа).

Содержание:

Логопед раздает детям картинки, изображающие людей различных профессий, и спрашивает: «У кого на картинке продавец («У меня продавец»); «Что делает продавец?» («Продавец взвешивает яблоки»).

Каждая картинка обсуждается аналогично.

«Кто что делает?»

Цель: формирование у детей навыка образования сложных слов.

Содержание:

Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыбоЛОВ.

Лес рубит. Пчел разводит…

Трубы чистит… Землю копает…

При знакомстве детей со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова (рыбо-ЛОВ). Логопед объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.

Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).

Например: трубы чистит — самосвал, пылесос, трубочист (дети поднимают карточку); землю копает — ледокол, вездеход, землекоп.

«Назови мамину профессию»

Цель: развитие навыков словообразования.

Содержание:

Логопед напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».

Например: ткач — ткачиха, повар — повариха, певец — певица, художник — художница, учитель — учительница, спортсмен — спортсменка, портной — портниха, продавец — продавщица, актер — актриса и т. д.

«Что кому нужно?»

Цель: формирование навыка правильного употребления имен существительных в дательном падеже.

Содержание:

Логопед раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а затем показывает группе карточки с изображением предметов, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка-«летчик», поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику» и т. д.

Игра заканчивается, когда логопедом розданы все картинки.

«Кого мы видим в зоопарке?»

Цель: формирование грамматической категории творительного падежа существительных на материале темы «Животные».

Содержание:

На картоне нарисована клетка зоопарка с карманом, в который вставляются картинки с изображением зверей и их детенышей.

Логопед спрашивает у детей, кого они видят в зоопарке.

Образец речи детей : «В клетке сидит лиса с лисятами, волчица с волчатами» и т. д.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепление правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже.

Содержание:

Детям раздаются картинки с изображением пищи животных.

Логопед показывает картинку с изображением животного и спрашивает, чем оно питается. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают : «Белка питается орехами и грибами»; «Кошка питается молоком, мясом» и т. д.

«Кто чем защищается?»

Цель: закреплять правильное употребление в речи детей существительных в творительном падеже.

Содержание:

Детям раздаются картинки с изображением животных.

Логопед задает вопрос: «Чем защищается кошка?». Тот из детей, у кого картинка с изображением кошки, отвечает: «Кошка защищается когтями». Аналогично обсуждаются собака, олень, слон, еж и другие животные

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Элона Дорофеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи
Опубликовано: 17 октября 2020 в 19:36
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД