Лучший педагог года

Конспект урока русского языка в 3 классе «Какие бывают тексты»

Евгения Мельникова
Конспект урока русского языка в 3 классе «Какие бывают тексты»

Тема урока : «Какие бывают тексты

Класс : 3

Цель: создание условий для усвоения знаний об отличительных признаках типов речи и умение определять тот или иной тип текста по признакам

Задачи: 1. Определять различные типы текстов, их характерные признаки и научиться различать их между собой.

2. Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

3. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Планируемые результаты:

Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Какие бывают тексты“» размещена в разделах

Предметные: 1) узнать какие бывают типы текстов; 2) научиться определять характерные признаки текстов

Личностные: 1) способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

Метапредметные:

Познавательные: 1. понимать содержание текста, интерпретировать смысл

Регулятивные: 1. понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем

Коммуникативные: 1. Осуществлять контроль, взаимоконтроль и самооценку

Тип урока : открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 (1) кл., авторы-составители В. П. Канакина, В. Б. Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, раздаточный материал.

Межпредметная связь: окружающий мир «Явления природы» 2 (1) кл.

Мотивационно-организационный этап - Здравствуйте. Меня зовут Евгения Александровна.

-Сядут, те кто готов работать.

-Сегодня на уроке мы встретимся со сказочным героем, которого мы сейчас расшифруем, для этого вы должны найти значение выражения, полученные результаты соотнести с буквами.

А-56 Й-43 Л-42 И-72 Т-54 Б-57 О-51

50+6 22+21 60-3 50+1 52-10 86-14 49+5

-Если вы уже узнали кто же это, то покажите посадкой.

-Кто же это?

-Правильно, это Айболит

- А кто является автором всем известной сказки об Айболите? (Чуковский К. И)

-Сегодня мы поможем Айболиту, ведь у него важная работа- лечить лесных животных. Посмотрите, к нему прилетела бабочка и для нас у нее телеграмма.

-Прочитайте

«Срочная телеграмма.

Приезжайте, доктор, в зоопарк скорей,

И спасите, доктор, наших малышей»

-Путь далек поможем Айболиту (Тогда покажите солнышко)

-При лечении Айболит использует народные методы. Нам необходимо выбрать растение, которое используют при лечении горла.

- Ребята, посмотрите, среди цветов есть ядовитые растения «Вороний глаз», белена. Может нам вырвать с корнем или затоптать их? Почему их нельзя срывать, топтать? Для кого могут понадобиться такие растения

-В природе ничего нет лишнего. Если избавиться хотя бы от одного растения, то погибнуть может вся прекрасная страна - ПРИРОДА. Эти растения нужны птицам.

- Мы молодцы и выбрали, ромашку, но ветер подул и сдул наши лепестки, нужно их собрать, чтобы вылечить малышей

- Для того, чтобы добраться до бедных малышей, надо на пути выполнять различные задания.

- И так – в путь!

Актуализация знаний

-И вот Айболит и мы вместе с ним,

По лесам, по лугам спешим к больным.

-Для нашего путешествия нам понадобиться вспомнить ранее изученное.

Посмотрите на слайд и прочитайте про себя.

Ночью поднялась. Засвистал на улицах. Белый и пушистый ___ закружился по земле. С неба повалили крупные.

-Что затрудняет понимание смысла прочитанного (не хватает слов)

-Какого члена предложения не хватает (подлежащего)

-Подумайте, о каком времени года идет речь? (зима)

-Верно, а какие признаки зимы вы знаете?

-Добавьте подходящие подлежащие.

Предлагаются подлежащие: Вьюга, ветер, хлопья, снег

-Давайте устно определим грамматическую основу.

-Можем ли назвать записанные нами предложения текстом? Докажите.

-Можем ли мы определить какой это тип текста? Возникло затруднение. Как вы думаете почему? (мы не знаем типы текстов).

- Мы вспомнили ранее изучение. И здесь мы нашли наш первый лепесток!

-На основе проблемы самостоятельно сформулируйте тему урока, отгадав анаграмму

АККИЕ БЫВЮАТ ТЕКТСЫ

Верно, тема нашего урока : «Какие бывают тексты

На основе проблемы самостоятельно сформулируйте цель нашего урока

-узнать, какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать

Для того, чтобы достичь цели сегодня на уроке, нам необходимо спланировать свою деятельность. Расставьте пункты плана в правильной последовательности.

1. Узнать, какие бывают тексты и их признаки

2. Закрепить изученное

3. Проверить полученные знания

Не забывайте про технику безопасности: не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте стилусом; долго не смотрите на свет проектора. Будьте аккуратны с проводами.

Если вы согласны поднимите левую руку.

-И тут мы нашли наш лепесток!

Решение учебных задач

- Поработаем по 1 пункту плана и узнаем, какие бывают типы текстов и их признаки

- Посмотрите на слайд, давайте рассмотрим схему.

- Назовите типы текстов (повествование, описание, рассуждение)

- Какой текст называется повествованием? (В котором рассказывается, сообщается о чём-либо. К этому типу текстов относятся такие вопросы, как: что? где? как? когда произошло)

-Чаще всего в повествование встречаются глаголы.

- Какой текст называется описанием? (В котором описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие. К этому типу текстов относятся такие вопросы, как: какой? какая? какое? какие?)

-Чаще всего в описание встречаются прилагательные

- Какой текст называется рассуждением? (В котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий. К этому типу текстов относится вопрос почему)

-Чаще всего встречаются наречия

- Хорошо, сейчас вы поработайте в парах. Но для начала давайте вспомним правила работы в парах (молча, сообща, не мешая другим парам)

Послушайте задание, что вам нужно сделать.

1. Прочитайте тексты.

2. Соотнесите текст и то, что к нему относится.

3. Сделайте вывод какие типы текстов бывают.

- Возьмите карточку под №1 и приступайте к выполнению задания. Если у вас возникнет трудность при выполнении задания, поднимите руку. На выполнение этого задания я даю вам 5 минут.

- ВЛАДА, прочитай первый текст. О чем этот текст? (О снежинке) Какое слово можно отнести к этому тексту? (Описание) Почему ты так решила? (Так как в этом тексте описывается снежинка) Верно.

- ДАРИЯ, прочитай второй текст. О чем этот текст? (О зяблике) Какое слово можно отнести к этому тексту? (Рассуждение) Почему ты так решила? (Так как в этом тексте рассуждается, почему зяблика назвали именно так) Верно.

- ОКСАНА, прочитай третий текст. О чем этот текст? (О зиме) Какое слово можно отнести к этому тексту? (Повествование) Почему ты так решила? (Так как в этом тексте повествуется о зиме) Верно

- Поднимите руку те, кто выполнил это задание верно. Молодцы!

- Ребята, если мы выполнили первый пункт плана, поднимите руки вверх.

-Какие же типы текстов бывают? (Можно выделить такие типы текста, как повествование, описание и рассуждение.).

- Мы большие молодцы! И здесь нашли еще лепесток!

- Переходим ко 2 пункту плана и закрепим полученные знания

- Для того, чтобы выполнить этот пункт плана мы проведем работу в группах.

РАБОТА В ГРУППЕ:

- Но для начала давайте вспомним правила работы в группе (молча, сообща, не мешая другим группам)

Послушайте задание, что вам нужно сделать.

1. Прочитайте тексты.

2. Определите, тип текст (повествование, рассуждение или описание).

3. Задайте к текстам вопросы.

4. Сделайте вывод о том, как определить типы текстов.

- На выполнение этого задания я даю вам 2 минут.

Текст №1. (Повествование)

Декабрь

Наступил декабрь. Ударили первые морозы. Холодный ветер качает ветви сонных деревьев. Звери не боятся зимы. У них теплые шубки. Медведь спит в берлоге. Зимующие птицы перебрались ближе к людям. В лесу стоит тишина.

Текст №2. (Описание)

Такса

Это – собака. У нее короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки – висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.

Текст №3. (Рассуждение)

Ландыш

В тени деревьев спрятался ландыш. Соня любит этот цветок. Почему? Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыш очень красив и имеет нежный запах. Из этого цветка делают лекарство для сердечных больных.

Текст№1

Сегодня в школе у нас был классный час, который мы посвятили Дню Победы. Все подготовили рассказы о героических поступках наших ветеранов, приносили фото своих дедушек и бабушек. На праздник весь наш класс пойдет возлагать цветы к памятнику.

Текст№2

Лиса - осторожный и хитрый зверь. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

Текст№ 3

Что такое дружба? Для каждого дружба несет свое понятие, я считаю, что настоящие друзья должны быть всегда рядом. Только настоящий друг не покинет тебя в трудную минуту.

-Не забывайте про технику безопасности.

-Поменяйтесь местами. Осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если все верно, покажите 5.

-Садитесь на свои места. И вот здесь мы нашли еще лепесток!

- Ребята, если мы выполнили второй пункт плана, то покажите солнышко

- Как же определить тип текста? (Нужно определить, что содержит текст (повествование, описание или рассуждение) и какой вопрос можно поставить к тексту)

- Совершенно верно.

Применение нового знания Айболит двое суток не ест,

Не пьет и не спит,

Он лечит несчастных больных.

- Переходим к 3 пункту плана и проверим полученные знания.

-У вас на партах лежат карточки с заданием.

- Задание на зеленой карточке лёгкий уровень сложности, необходимо соотнесите тип урока с его вопросами

- Еще сложнее задание на красной карточке. Определите, какие слова часто используются в разных типах текста и внесите их в соответствующий столбец таблицы.

-Два человека будут работать с документ-камерой

-Поднимите руку те, кто выполнили задание на красной карточке, проверим с документ-камерой

-Поднимите руку те, кто выполни задание на зеленой карточке, проверим с документ-камерой.

-Ребята, если мы выполнили третий пункт плана и научились определять тип текста, вытяните руки перед собой?

-Мы большие молодцы и собрали последний лепесток!

Подведение итогов и рефлексия -Какая была тема нашего урока?

- Если мы достигли поставленной цели, то поднимите руки вверх.

-Как бывают типы уроков?

- Какой текст называется повествованием?

- Какой текст называется описание?

- Какой текст называется рассуждение?

-На какие вопросы отвечает текст-повествование?

-На какие вопросы отвечает текст-рассуждение?

-На какие вопросы отвечает текст- описание?

-Нужно ли уничтожать ядовитые растения?

- Животные здоровы. Молодцы, ребята, помогли Айболиту их спасти. И на прощание Айболит говорит: «Ребята, хочу вам напомнить, в природе ничего лишнего нет. Природа – это удивительная страна со своими жителями животными, растениями. Они не могут обходиться друг без друга. Их надо беречь и охранять. Любите природу. Храните природу. А охранять природу – значит охранять Родину! (М. Пришвин)

-Сегодня мы весь урок помогали Айболит, количество ваших лепестков равняется вашей оценке на уроке.

-Поднимите руку, кто получил 4,5?

-Ромашка остается у вас, она вам будет помогать на следующих уроках математике.

-Вы большие молодцы! Спасибо за урок!

1. Прочитайте тексты.

2. Соотнесите текст и то, что к нему относится.

3. Сделайте вывод какие типы текстов бывают.

Текст №1.

Снежинка

Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка.

Текст №2.

Зяблик

Я знаю одну птицу, но имя у нее немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождем его удалая песня смолкает. Он хохлится будто зябнет.

Текст №3.

Зима

Наступила долгожданная зима. Мороз затянул пруд ледком. Ребята размели каток. Мальчишки ловко и легко скользят по льду. Радостно звучат детские голоса. Хорошо мчаться по гладкому льду

1. Повествование

2. Описание

3. Рассуждение

Зеленая карточка Красная карточка

Соотнесите тип текста с его вопросами Определите, какие слова часто используются в разных типах текста и внесите их в соответствующий столбец таблицы.

1. Повествование

2. Описание

3. Рассуждение 1. Почему?

2. Что? Где? Как?

3. Какой? Какая? Какое? повествование

описание

рассуждение

1. встретились, 2. радовался, 3. прекрасная, 4. нашла, 5. бархатный, 6. крошечный, 7. блестящий, 8. во-первых,

9. потому что, 10. из-за того, что

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект урока русского языка в 3 классе «Какие бывают тексты» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Мельникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 3 классе «Какие бывают тексты»
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 20:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД