Лучший педагог года

Как в младшем дошкольном возрасте развивать внимание

Ольга Плужникова
Как в младшем дошкольном возрасте развивать внимание

В процессе продуктивных видов деятельности ребенку 3-4 лет недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте и развиваются по этапам :

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля;

Публикация «Как в младшем дошкольном возрасте развивать внимание» размещена в разделах

Важной задачей развития внимания является формирование способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Проявляется при самостоятельной работе детей. С этой целью в группе необходимо организовать уголки для развития продуктивных видов деятельности, где наряду с известными произведениями искусств выставляются продукты творческой деятельности ребенка. В этом случае у ребенка всегда есть возможность рассмотреть более детально работы своих друзей, сравнить со своей и сделать определенные выводы. И, конечно, все это невозможно без целенаправленного обращения внимания детей к новой экспозиции, к стремлению создать что-то новое, красивое, полезное и т. д.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых.

Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к «рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей. Важно, чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя. Иногда целесообразно и прямо указать на трудности в работе. Можно сказать, что предстоящее занятие трудное, его могут выполнить только дети второй младшей группы, им надо быть внимательными и аккуратным.

Для поддержания активного внимания на разных этапах занятия можно использовать следующие методические приемы:

* Организационный момент. Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом можно использовать метод поэтапной инструкции.

Во второй младшей группе для привлечения внимания детей в начале занятий целесообразнее использовать, например, следующие игровые приемы:

1 Загадки (тесно связанные с темой занятий)

2 Игра «Найди спрятанный предмет»

В разных частях комнаты развешиваем изображения птиц, зверей и т. д. (в зависимости от темы занятия). Задание также можно варьировать в зависимости от возраста и целей занятия. Например, найти все предметы круглой формы или красного цвета и т. д., найти только домашних птиц (для детей от 2 лет) и т. д

3 Игра «Покажи, как у меня»

Каждому ребенку выдается набор картинок или предметов. Педагог показывает карточку или предмет, ребенку нужно найти такую же картинку или предмет и поднять.

4 Игра «Правда – неправда»

Педагог показывает картинку с изображением предмета или предмет и описывает его. Если описание правильное и совпадает с увиденным, дети сидят тихо, если описание неверное – топают ногами.

5 Игра «Путаница»

Эта игра является вариацией предыдущей. Можно проводить на различном материале в зависимости от темы занятия. Игра может быть как подвижной (особенно подходит для детей младшего возраста, так и словесно-логической. Приведем пример такой игры по теме «Посуда». Детям дается задание внимательно слушать педагога, который называет различные предметы. Если называемый объект относится к посуде, дети должны хлопнуть в ладоши.

6 Игра «Разведчики»

Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т. д. (в зависимости от темы занятия).

7. Потешки

Они обыгрываются вместе с педагогом и обязательно связаны с тематикой занятия.

8. Подвижные игры и упражнения

Например, с мячами при знакомстве с круглой формой. Это может быть прокатывание, бросание двумя руками снизу и от груди, передача из рук в руки, рассматривание и обследование разных мячей для тактильного ощущения, восприятия формы и цвета.

* Практический этап. Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно сделать по –другому, воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.

Для поддержания и активизации внимания детей во время выполнения задания можно использовать следующие приемы:

1 Подвижные игры и упражнения

2 Дидактическая игра «Сложи узор из полосок».

3 Игра «Найди пару»

4. Дидактическая игра «Соотнеси предметы по цвету (форме, размеру)»

5. Игра «Собираем урожай»

6. Пальчиковые игры

7. Потешки.

* Подведение итогов. К концу занятия утомление нарастает. У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае внимание детей снижается. Целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов в том числе и игровая форма анализа:

1. Поход в музей или картинную галерею

2. Использование театра как способа снятия эмоционального напряжения

В дальнейшем у младших дошкольников при надлежащей организации воспитательной работы появляется умение более самостоятельно организовывать своё внимание, без ежеминутной помощи со стороны взрослого.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Библиотека изображений:

Публикация Как в младшем дошкольном возрасте развивать внимание (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Плужникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Как в младшем дошкольном возрасте развивать внимание
Опубликовано: 12 мая 2021 в 21:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД