Папки-передвижки

Консультация «Как сделать среду группы в детском саду развивающей»

Неля Сорока
Консультация «Как сделать среду группы в детском саду развивающей»

Сегодня мы будем говорить о предметно-развивающей среде, о ее организации. Ведь нам необходимо, чтобы она помогала нам реализовывать образовательные задачи, при этом чтобы ребенку было хорошо и комфортно находиться в ней и нам было удобно работать.

Какая среда будет радовать ребенка?

Ответы детей:

- хотелось бы чтобы было всего много и можно было выбирать

- чтобы было много места и можно было бегать, прыгать

- хочется, чтобы разрешали играть.

Публикация «Консультация „Как сделать среду группы в детском саду развивающей“» размещена в разделах

Мы, взрослые, не всегда можем посмотреть на среду глазами ребенка. И такие характеристики как безопасность, доступность, содержательность среды – это не характеристики, которые назовет ребенок. Он скажет своим языком.

Мы сегодня говорим про предметно-развивающую среду современного дошкольника. Поэтому не можем не остановиться на том, чтобы понять: какой он, современный дошкольник?

Одним из институтов в России проводились исследования в которых приняло участие 11 регионов. Это около 2,5 тысяч дошкольников.

Исследования свидетельствуют, что современный ребенок:

• Любит быть активным, без активной деятельности ребенок скучает, грустнеет, появляются дисциплинарные проблемы у педагога.

• Любит близких (маму, папу, братика) и друзей

• Любит получать удовольствие через еду.

• Любит мультфильмы

• Много смотрит телевизор

• Слушает взрослую музыку.

И нам, педагогам надо принять эту ситуацию.

Также выяснили, что не любит современный ребенок:

• Не любит, когда заставляют (есть нелюбимую еду, спать днем, делать то, что не хочет)

• Не любит, когда ограничивают (движение, речь, действия)

• Не любит, когда кто-то что-нибудь отбирает

• Не любит, когда сильно шумят

• Не любит, когда ругают и торопят

• Не любит, когда его не любят или окружающие люди проявляют к нему равнодушие.

Если проанализировать вышесказанное, то придем к такому выводу:

Больше всего современный ребенок любит свободу и не любит ее ограничение.

Теперь переходим к вопросам предметно-развивающей среды в детском саду.

В детском саду идет много ограничений, потому что проходит образовательный процесс и он регламентирован. Регламентировано поведение ребенка в детском саду.

Если правил много, ограничений много, то современному ребенку очень некомфортно.

Как сделать так, чтобы ребенку было комфортно?

Для чего создается развивающая среда в детском саду?

• Она обеспечивает реализацию образовательной программы детского сада и рабочую программу педагога. Все, что есть в образовательной и рабочей программе, должно поддерживаться в среде. То, что в программе отсутствует – отсутствует и в среде.

• Она дает возможность ребенку общаться с людьми (взрослыми и детьми, заниматься интересной деятельностью, отдыхать, реализовывать свои потребности и интересы.

Модель предметно-развивающей среды состоит из 3 компонентов:

1. Пространство. Мы должны четко понимать, что именно необходимо поставить. Пространство должно меняться. Чем старше ребенок, тем чаще и удобнее должно меняется пространство. Центры могут менять диспозиции в группе. Это зависит от образовательных задач.

2. Содержание: это игрушки, материал, которые ребенок может взять и действовать. Содержание зависит от возраста детей, индивидуальных предпочтений. Ориентируйтесь также на себя, на свои предпочтения. Потому что если содержание вам интересно, то оно будет интересно и вашим детям.

3. Временная организация среды.

Ребенок – это человек, который очень быстро изменяется. Ни в один другой период жизни человека нет такой динамики развития как в дошкольном возрасте. Соответственно среда должна стимулировать, то есть опережать развитие ребенка. Если не будем развивать среду, то она будет тормозить развитие ребенка. Чем младше ребенок, тем чаще меняется наполняемость среды. В группах младшего возраста мы меняем часть среды ежедневно. В подготовительных группах меняем часть среды еженедельно. Таким образом, если мы не меняем среду в течение года, мы вредим ребенку, его развитию.

Все три компонента: пространство, содержание и время делают среду детского сада уникальной.

Требования ФГОС ДО к РППС.

Эти требования являются нашими ориентирами. За основу берется тема недели или проекта.

В среде не должно быть выложено все, что у вас есть. Среда рабочая. Она определяется текущими задачами.

Содержательность среды. Что обозначает эта характеристика?

Что для реализации образовательных задач ОП в группе есть оборудование игры и расходные материалы. И вы можете с их помощью организовать детские виды деятельности, решить текущие образовательные задачи.

Содержательность среды позволяет занять детей. Это и НОД, и самостоятельные игры детей, и продуктивные виды деятельности, и прогулка.

Трансформируемость среды – это значит, что пространство группы способно изменяться в зависимости от образовательных задач.

Для того, чтобы изменить пространство необходимо наличие особого оборудования: перегородки, ширмы, стеллажи на колесиках, модульное оборудование (столик из частей, очень крупный конструктор.

Полифункциональность среды : среда ограничена одним помещением и в этом помещении множество материала. Это материал, с помощью которого мы можем решить не одну, а несколько образовательных задач. Например: разнообразные конструкторы, которые могут быть, как маркеры пространства, качественные характеристики материала и т. д.).

Вариативность среды необходима для того, чтобы у каждого ребенка был выбор. Прежде всего выбор места деятельности. Мы говорим о центрах или зонах, в которых представлен материал для разных видов деятельности. Должно быть много расходных материалов и эти материалы требуют постоянного пополнения. Как только появляется новый материал – проявляется детский интерес.

Доступность – это возможность пользоваться любым материалом, который представлен в группе.

Безопасность: соответствие нормативным требованиям, сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Типичные ошибки в организации среды :

1. Самая распространенная ошибка – это складирование материала. Она показывает, что педагог вносит в среду все, что, по его мнению, развивает.

2. Монотонность, открытость. Эта среда не несет новизны, она вся просматривается. Здесь нет сюрпризности, тайны. В такой среде дети либо будут сидеть за столами, либо бегать.

3. Формальный подход, ориентированный на проверяющих, а не на детей. Создавая среду воспитатель прежде всего ориентируется на нормативные документы, а надо ориентироваться на детей с учетом нормативных документов. Наличие большого количества материала не свидетельство хорошей ПРС. Главное, чтобы всеми материалами можно было пользоваться и было удобно.

4. Профессиональные стереотипы. Мы должны ориентироваться на опыт современного ребенка.

5. Использование цвета.

6. Низкая степень включенности воспитанников в организацию оформления предметной среды. Все, что делается руками ребенка, ценится им намного больше.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Растения в детском саду»Консультация для педагогов «Растения в детском саду» Ребёнок проводит в детском саду большую часть дня. Домашнюю атмосферу в помещении помогают создать комнатные цветы и растения, которые.

Консультация для родителей «Конструирование в детском саду»Консультация для родителей «Конструирование в детском саду» Уважаемые родители! Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных.

Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.

Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду» Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему?.

Консультация для родителей «Прогулки в детском саду»Консультация для родителей «Прогулки в детском саду» «День, проведённый ребёнком без прогулки – потерян для его здоровья» Г. А. Сперанский Каждый взрослый человек знает о значимости прогулки.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Консультация «Работа с тканью в детском саду»Консультация «Работа с тканью в детском саду» Консультация. «Шить или не шить? - вот в чем вопрос» Вовремя беседы с учителем начальных классов моих бывших выпускников было отмечено,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Консультация «Работа с офтальмотренажерами в детском саду»Консультация «Работа с офтальмотренажерами в детском саду» Отчет по самообразованиюТЕМА: «Работа с офтальмотренажерами в детском саду»Щегельская О. Ю. Обоснование выбора темы Зрение играет важную.

Создание предметно-развивающей среды для реализации игровых технологий в детском садуСоздание предметно-развивающей среды для реализации игровых технологий в детском саду Очень важно для развития ребенка, его окружение и развивающая среда. Для этого мы- воспитатели,трудились целое лето, чтоб вновь прибывшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как сделать среду группы в детском саду развивающей»
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 09:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как сделать среду группы в детском саду развивающей»» (включая файлы) размещена пользователем Неля Сорока на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД