Лучший педагог года

Как ребёнку адаптироваться в сиротском учреждении

Юлия Пигарева
Как ребёнку адаптироваться в сиротском учреждении

Воспитанники, которые длительный период времени проживают в сиротских учреждениях, формируют особую группу, у которой есть свои отличительные особенности.

В таком коллективе у детей специфически формируется феномен «МЫ» : возникает своеобразная идентификация друг с другом, при этом они могут с недоверием, резко и агрессивно реагировать на людей, не относящихся к их ближайшему кругу. Вновь поступивший ребёнок может восприниматься ими как «не свой, а чужой». Дети в сиротском учреждении находятся в постоянном контакте с другими детьми и педагогами, у них практически нет времени и места для уединения. Отсутствие этих условий может стать фрустрирующим фактором для вновь поступившего ребёнка (особенно если он много времени проводил один дома, не привык к такому общению). В детском доме существует свой распорядок дня, который все воспитанники должны соблюдать. Воспитатели не всегда могут уделить достаточное время для каждого воспитанника, т. к. дети постоянно находятся в кругу одной группы, что не дает им возможности разнообразить общение. Дети в сиротских учреждениях психологически отделены от всего общества, круг их интересов сосредоточен в основном в рамках учреждения. У них отсутствует бережливое отношение к вещам, они придерживаются позиции «нам должны», вещи в группе для них являются общими.

Публикация «Как ребёнку адаптироваться в сиротском учреждении» размещена в разделах

Адаптация детей младшего школьного возраста в сиротском Учреждении должна проходить с учётом особенностей уже сложившегося коллектива воспитанников, а также в соответствии с особенностями развития (психологическими, эмоциональными, когнитивными) вновь поступившего ребёнка.

Основная задача всего педагогического коллектива - помочь вновь поступившему ребёнку благополучно пройти процесс адаптации его в Учреждении, только слаженная работа всех сотрудников учреждения - воспитателей, педагогов, медицинских работников, по организации комплексного сопровождения воспитанника в первые дни пребывания его в Учреждении позволит ему благополучно адаптироваться к новым условиях.

Не маловажна в этой работе и роль педагога-психолога.

Роль педагога-психолога в адаптации вновь поступивших детей младшего школьного возраста.

В среднем период адаптации к учреждению у детей занимает 6 месяцев. После знакомства с вновь поступившим ребёнком, диагностики его психоэмоционального состояния и развития когнитивных процессов, педагогом-психологом разрабатывается план сопровождения, который учитывает специфику развития конкретного ребёнка и его особенности.

Работу педагога-психолога по адаптации вновь поступившего ребёнка условно можно разделить на несколько этапов:

1. Первичный этап включает в себя установление доверительных отношений с ребёнком; сбор диагностических даны. Для оценки психо-эмоционального состояния вновь поступивших детей, используются стандартизированные методики - методика диагностики уровня тревожности, методика на выявление личностной и ситуативной тревожности, Hand-тест, цветовой тест Люшера, а также проективные методики (методики «Домики», «Дом-Дерево-Человек»). Для диагностики когнитивного развития и познавательных процессов используются стандартизированные методики для диагностика памяти, внимания, мышления. Разрабатывается индивидуальный плана психологического сопровождения сроком на 6 месяцев.

2. Этап первоначальной интеграции подразумевает ознакомление и принятие ребёнком новых правил и обязанностей; происходит знакомство ребёнка с группой, другими воспитанниками, воспитателями и педагогами, новой школой; развитие навыков коммуникации; обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции;, оказывается помощь в решении конфликтных ситуаций; осуществляется психологическая поддержка. На данном этапе осуществляется помощь в адаптации к новой школе.

3. На третьем этапе проводится индивидуальная психо-коррекционная работа – прорабатываются негативный опыт и психологические травмы; проводится коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств; прорабатывается отказ от деструктивных моделей поведения; проводится коррекция самооценки и оказывается помощь в раскрытие ресурсов личности. Психолог проводит оценку адаптации воспитанника в учреждении, консультирует воспитателей и педагогов о ходе его адаптации.

4. Заключительный этап подразумевает закрепление и активное использование полученных навыков эффективной коммуникации и саморегуляции, поддерживается эмоционально стабильное состояния ребёнка, повышается уровень его доверия и эмоциональной привязанности к воспитателям, поддерживается и укрепляется его самооценка, происходит приобщение ребёнка к общественной деятельности и полная его интеграция в коллектив.

Работа на каждом этапе проводится по трё м основным направлениям:

1. Личностный блок (работа с самооценкой, эмоциональным состоянием, проработка прошлого негативного опыта, поиск ресурсов для дальнейшего развития личности).

2. Коммуникативный блок (обучение навыкам коммуникации и решения конфликтов, адаптация в коллективе, социуме).

3. Групповая работа (отработка и закрепление полученных навыков, моделирование ситуаций, интеграция вновь поступившего ребёнка в группу, сплочение коллектива, участие в кружках дополнительного образования, совместная трудовая деятельность, активные спортивные и выездные мероприятия.).

Основными методами и формами работы с детьми младшего школьного возраста по их адаптации являются беседы, консультации, развивающие занятия, мини-тренинги, релаксационные техники, игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Также используется метод наблюдения, опросы и анкетирование воспитателей, ведётся «Карта наблюдения за ходом адаптации воспитанника».

Работа по адаптации воспитанника должна проводится в едином ключе всеми участниками образовательного процесса.

Результатом благополучной адаптации вновь поступившего воспитанника будет являться:

- стабилизация общего эмоционального фона;

- формирование самосознания и устойчивой адекватной самооценки;

- установление доверительных отношений с воспитателями и другими воспитанниками,

- овладение ребёнком элементарными навыками эффективной коммуникации и конструктивными способами решения конфликтных ситуаций;

- овладение способами саморегуляции, и контролю своего поведения и эмоций;

- формирование навыков к обучению, положительное отношение к школе и процессу обучения;

- усвоение ребёнком и соблюдение им правил Учреждения;

- формирование у ребёнка способности к организации своей деятельности, досуга, соблюдение им режима и распорядка дня

- сформированное у ребёнка чувство защищённости, безопасности и доверия.

Поэтому так важно своевременно решать проблемы, возникающих в адаптационный период, подключать для их решения педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Благополучно пройденный этап адаптации в сиротском учреждении способствует созданию доверительных и доброжелательных отношений ребёнка с социумом, дальнейшей его благоприятной социализации и минимизации психологических травм и негативного опыта.

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Консультация для родителей «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе» «Как помочь будущему первокласснику адаптировать к школе» Практически все дошколята хотят идти в школу, получать 5-ки, хотят стать взрослыми.

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции»Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции» Здравствуйте, дорогие коллеги, родители, гости! В условиях эпидемии какие-то сады продолжали работу, а каким-то пришлось полностью закрыться.

Пальчиковый театр и игры с пальчиками в дошкольном учрежденииПальчиковый театр и игры с пальчиками в дошкольном учреждении Пальчиковый театр и игры с пальчиками в дошкольном учреждении. Пальчиковый театр и игры с пальчиками безусловно очень хорошо развивает мозг.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Как ребёнку адаптироваться в сиротском учреждении (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Пигарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Как ребёнку адаптироваться в сиротском учреждении
Опубликовано: 8 июня 2022 в 16:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД