Папки-передвижки

Консультация для родителей «Как научить ребёнка определять место звука в слове»

СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА
Консультация для родителей «Как научить ребёнка определять место звука в слове»

При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

- определение количества звуков в слове;

- фонетическую характеристику звуков (умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

- определение места звука в слове.

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка определять место звука в слове“» размещена в разделах

Сложнее всего детям дается задание на определение места звука в слове. Как же решить эту проблему?

Сначала нужно выяснить, понимает ли ребенок слова "начало", "середина", "конец". Если нет, то возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла этих слов, т. е. с ориентировкой в пространстве.

Слово имеет своё пространство. А для ребёнка сложно соотнести пространство линейное и временное. Для них слово - что-то скомканное в комочек. Мы должны этот комочек развернуть в одну ниточку. Для этого анализируем сутки и режимные моменты в них. Сначала мы проснулись, потом пошли в садик, потом пришли домой, уже темно, легли спать. Раскладываем в линеечку картинки с режимными моментами, объясняем понятия "начало", "середина", "конец" (дня). Потом подкладываем схему, начерченную на картонке-линейке.

Можно взять несколько (лучше 5) игрушек, например, животных, поставить их друг за другом (слева направо). После этого обсудить с ребёнком :

- кто стоит в начале,

- кто в конце,

- кто в середине,

- кто первый,

- кто последний.

В следующий раз всё это можно повторить, но уже на других игрушках.

С этой же целью хорошо использовать иллюстрацию к сказке "Репка" (обсудить те же вопросы).

Далее усложняем. Можно взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.

Можно сделать рыбку; голова - начало, туловище - середина, хвост – конец.

Потом переходим к звукам.

Сначала работаем несколько занятий с определением первого звука. «С какого звука начинается слово? Какой звук я произношу первым?" Произносим утрированно первый звук. Сначала берем слова, которые начинаются с гласного звука (под ударением). Самый простой способ – это произносить слова, растягивая первый звук : уууу-тка, оооо-блако, оооо-вцы.

Нужно соблюдать нескольких правил:

- слова на твёрдые согласные и на согласные, после которых идут эти буквы, подбирать так, чтобы ударение падало на первый слог;

- предлагать слова с первым согласным, за которым нет гласного: кккк-рот, сссс-тул, зззз-вук и так далее;

- подбирать слова с первым мягким согласным, например, лицо, кино …;

- слова на гласные Е, Ё, Ю, Я лучше исключить, так как они объединяют не один, а два звука сразу : Я-ЙА, Ю-ЙУ и т. д.

Варианты игр:

1. «С чего начинается слово

Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово : Аист, Утка, Иней, Эхо, Ослик и т. д. Малыш ловит мяч и возвращает его, произнося первый звук.

2. «Цепочка».

Предложить слово, а ребёнок подбирает следующее, начинающееся на его последнюю букву. Пример: слон-нос-скала-аист и т. д.

Когда дети научатся выделять первый звук в слове, говорим, что звук. хитрый, хочет поиграть с нами в прятки. Он прячется в разных местах слова : в начале, середине, конце.

Варианты игр:

1. «Троллейбус». Рассматриваем автобус, выясняем где у него начало, середина и конец. Затем произносим слово, пальцем ведем по автобусу, и в нужном месте при утрированном выделении заданного звука задерживаемся. Спрашиваем у ребенка: когда слово. "село" в автобус, где был звук., покажи пальцем.

2. «Улитка».

Делаем дорожку из картона, разделённую на три части. Улитка ползет по дорожке и останавливается, когда слышит звук.

3. «Домик». Делаем из картона домик с тремя окошечками. Ребенок ищет, где прячется звук.

Далее изображаем слово схематично. Берем звуковую линейку - узкий прямоугольник картона, разделенный на три части. Медленно произносим слово, делая акцент на звуке, и двигаем палец слева направо. Обращаем внимание на место, где был палец, когда произносили заданный звук.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»Дидактическая игра «Найди место звука в слове» Задачи: -Развивать фонематический слух. -Учить определять место звучания звука в слове (в начале, в середине, в конце). -Активизировать.

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове» Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной.

Консультация для педагогов «Знакомство с часами. Как научить дошкольников понимать и определять время»Консультация для педагогов «Знакомство с часами. Как научить дошкольников понимать и определять время» Данная консультация будет полезна родителям и педагогам дошкольных учреждений. Цель: учить детей определять время. Задачи: 1. Расширить.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш»Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш» Сегодня мы поговорим о том, как научить ребёнка правильно держать карандаш. Рассмотрим, как выглядит правильный его захват. Разберём, какие.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?»Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Консультация для родителей «Как научить ребёнка определять место звука в слове» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Как научить ребёнка определять место звука в слове»
Опубликовано: 15 октября 2023 в 19:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД