Папки-передвижки

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов, посвященное 100- летию А. Д. Сахарова

Ошаева Камилла
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов, посвященное 100- летию А. Д. Сахарова

Внеклассное мероприятие, посвященное 100- летию А. Д. Сахарова провела учитель физики и астрономии МБОУ «Аксайской СОШ№1 им. З. Н. Батырмурзаева»

Ошаева Камилла Канболатовна

Публикация: https://www.Instagram.com/p/B3FDNywgaV920zFEFzWiasu

Дата: 01.10.2019г.

Цель мероприятия :

— познакомить учащихся с личностью и судьбой А. Д. Сахарова

— сформировать уважение старшеклассников к ценностям демократического общества,

Публикация «Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов, посвященное 100- летию А, Д, Сахарова» размещена в разделах

дать понимание важности уважения человеческого достоинства, социальной защищенности.

— повысить гражданский уровень самосознания детей и юношества, продвижение идей толерантности в молодежную среду,

стимулирование интереса к идеям А. Д. Сахарова.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, статьи А. Д. Сахарова, магнитофон, фотография А. Д. Сахарова, свечи, выставка работ А. Д. Сахарова.

Оформление: на проекторе презентация, посвященная А. Д. Сахарову, в центре зала портрет А. Д. Сахарова, с двух сторон горят на столе у портрета две свечи.

Ход мероприятия.

Звучит музыка и на ее фоне учащаяся читает наизусть стихотворение Б. Окуджавы «Памяти А. Д. Сахарова».

Когда начинается речь, что пропала духовность,

что людям отныне дорога сквозь темень лежит,

в глазах удивленных и в душах святая готовность

пойти и погибнуть, как новое пламя, дрожит.

И это не есть обольщение или ошибка,

а это действительно гордое пламя костра,

и в пламени праведном этом надежды улыбка

на бледных губах проступает, и совесть остра.

Полночные их силуэты пугают загадкой.

С фортуны не спросишь — она свои тайны хранит,

и рано еще упиваться победою сладкой,

еще до рассвета далече… И сердце щемит.

Затем слово учителя.

В середине 60-х гг. под воздействием хрущевской “оттепели” возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.

В 1965 г. были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию своих произведений за границей. В 1967 г. подверглись аресту поэт

Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР.

В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов.

В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций.

Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. Многие тогда были отданы под трибунал и расстреляны.

Все это, наряду с многочисленными забастовками и митингами, свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.

Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. (На проекторе появляется фотография А. Д. Сахарова).

Сахаров Андрей Дмитриевич. Кем был этот выдающийся человек? Чем заслужил он столь разные политические и исторические оценки в истории России? Сегодня в День Памяти об этом Человеке мы попытаемся ответить на эти вопросы. (слайд 2). Ученик № 1. (слайд №3) В роду Сахаровых (с конца XVIII века) — несколько поколений священников. Прадед Андрея Дмитриевича — Николай Иванович Сахаров — был священник. Дед-Иван Николаевич — первым ушел из духовного сословия, стал адвокатом, занимался литературной и общественной деятельностью. В доме у него бывал В. Г. Короленко. Иван Николаевич переписывался с А. П. Чеховым.

Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве 21 мая 1921 г. Его отец — Дмитрий Иванович — был преподавателем физики, известным автором научно-популярных книг, учебников, задачников, по которым училось не одно поколение советских людей.

На сцене появляется учащийся, исполняющий роль А. Д. Сахарова. (на фоне музыки). Мое детство прошло в большой коммунальной квартире, где, впрочем, большинство комнат занимали семьи наших родственников и лишь часть — посторонние. В доме сохранялся традиционный дух большой крепкой семьи — постоянное деятельное трудолюбие и уважение к трудовому умению, взаимная семейная поддержка, любовь к литературе и науке. Мой отец хорошо играл на рояле, чаще Шопена, Грига, Бетховена, Скрябина. В годы гражданской войны он зарабатывал на жизнь, играя в немом кино. Душой семьи, как я это с благодарностью ощущаю, была моя бабушка Мария Петровна, скончавшаяся перед войной в возрасте 79 лет. Для меня влияние семьи было особенно большим, так как я первую часть школьных лет учился дома…

Я с отличием окончил школу в 1938 году и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Окончил его тоже с отличием уже во время войны, в 1942 году, в эвакуации, в Ашхабаде, летом и осенью 1942 года несколько недель жил в Коврове, куда первоначально был направлен на работу по окончании университета, затем работал на лесозаготовках в глухой сельской местности под Мелекес-сом. С этими днями связаны мои первые, самые острые впечатления о жизни рабочих и крестьян в то трудное время. В сентябре 1942 года направлен на большой военный завод на Волге, где работал инженером-изобретателем до 1945 года. (Музыка постепенно стихает и замолкает).

Ученик №1. (продолжает) Работая на заводе, А. Д. Сахаров стал автором ряда изобретений в области контроля продукции.

В 1944 г. он написал несколько статей по теоретической физике и направил их в Москву на отзыв.

В 1945 г. А. Д. Сахаров был зачислен аспирантом в Физический институт АН СССР им. Лебедева.

Уч-ся 2. “Когда Андрей Дмитриевич впервые пришел в институт в комнату Тамма,- вспоминает член-корреспондент АН СССР Е. Л. Фейнберг, и разговаривал с ним, Игорь Евгеньевич вдруг выбежал в коридор и, натолкнувшись на меня, в крайнем возбуждении сказал: “Вы знаете, Андрей Дмитриевич сам догадался, что в урановом котле (так тогда называли реактор) уран должен размещаться не равномерно, а блоками!”. Это возбуждение Тамма было вполне оправданно: когда до этого почти решающего принципа додумались крупные физики-ядерщики, это было очень важным достижением”.

Уч-ся 3 (слайд 4). 1948 г. А. Д. Сахаров был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия. Руководителем группы был академик И. Е. Тамм.

На сцене уч-ся, исполняющий роль А. Д. Сахарова. (на фоне музыки)

Последующие двадцать лет непрерывная работа в условиях сверхсекретности и сверхнапряжения сначала в Москве, затем в специальном научно-исследовательском секретном центре.

Уч-ся 3. Выдвинутая в 1950 г. А. Д. Сахаровым и разработанная совместно с академиком И. Е. Таммом идея магнитного термоядерного реактора легла в основу работ СССР по управляемому термоядерному синтезу.

В июле 1953 г. тридцатидвухлетний А. Д. Сахаров защитил докторскую диссертацию, в декабре того же года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Вторую Звезду Героя он получил в 1956 г., третью — в 1962 г. Сахаров был удостоен Государственной премии в 1953 г. и Ленинской премии в 1956 г. В августе 1953 г. на Семипалатинском полигоне была взорвана первая водородная бомба. И потом еще десять лет тут регулярно проводились надземные взрывы, вплоть до подписания договора в 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.

Уч-ся 4. 1953 г. А. Д. Сахаров был избран действительным членом АН СССР. Вспоминая о совместной работе с Андреем Дмитриевичем, академик Ю. Б. Харитон писал: “Широта интересов Сахарова была необычайной. Помню, как-то мы стояли втроем- вчетвером у доски и Андрей Дмитриевич излагал нам свою идею взрыво- магнитных генераторов, взрывомагнитных импульсов. Это было фантастически интересно, хотя не все тут ему самому было ясно. Можно было видеть, как мысль его двигалась к конкретной схеме, и наши физики вскоре реализовали его мысли”. В 50-е годы А. Д. Сахаров, глубоко озабоченный проблемой биологических последствий ядерных испытаний, начал активную борьбу за их запрещение или ограничение. Его единомышленником в этом стал академик И. В. Курчатов (слайд 5).

Уч-ся, исполняющий роль А. Д. Сахарова (на фоне музыки).Я горжусь тем, что был одним из инициаторов Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Уч-ся 5 (слайд 5). Занимаясь проблемами влияния излучения на наследственность, А. Д. Сахаров понял всю пагубность запретов Лысенко на изучение законов генетики. На общем собрании Академии наук СССР в 1964 г. А. Д. Сахаров, которого поддержали И. Е. Тамм и ряд других академиков, выступил против избрания в Академию Нуждина, являвшегося соратником всесильного в то время Лысенко, и добился своего.

В 1965 г. академики А. Д. Сахаров и М. А. Леонтович обратились в Президиум Академии наук СССР с письмом против лысенковщины, противодействовавшей развитию генетики.

Уч-ся 6. В 1953-1968 гг. общественно-политические взгляды А. Д. Сахарова претерпели большую эволюцию. Участие в разработке термоядерного оружия, в его испытаниях “сопровождалось все более острым осознанием порожденных этим моральных проблем”.Начиная с 1964 г. круг волновавших А. Д. Сахарова вопросов все более расширялся. В 1968 г. появилась статья Сахарова “Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе”, за которую он был отстранен от секретной работы. Андрей Дмитриевич вернулся в ФИАН старшим научным сотрудником Отдела теоретической физики. В марте 1971 г. А. Д. Сахаров направил Л. И. Брежневу “Памятную записку”. Через 15 месяцев, не получив никакого ответа, Сахаров передал ее для опубликования, дополнив “Послесловием”.

Уч-ся 7 (слайд 6). В 1969 г. А. Д. Сахаров передал почти все свои сбережения на строительство онкологической больницы и в Красный Крест.

В 1974 г. А. Д. Сахаров получил международную премию Чино дель Дука. На эти деньги был основан фонд помощи детям политзаключенных.

К 1966- 1967 гг. относятся первые обращения А. Д. Сахарова в защиту репрессированных.

В 1966 г. А. Д. Сахаров принял участие в коллективном письме XXIII съезду КПСС против возрождения культа Сталина. В том же году послал телеграмму в Верховный Совет РСФСР против введения статьи 1901 УК РСФСР, открывавшей возможность для преследования за убеждения. Он выступал за отмену смертной казни, за полную реабилитацию народов, подвергшихся депортации в годы сталинщины.

Уч-ся, исполняющий роль А. Д. Сахарова (на фоне музыки) Наше общество заражено апатией, лицемерием, мещанским эгоизмом, скрытой жестокостью. Большинство представителей его высшего слоя — партийно-государственного аппарата управления, высших преуспевающих слоев интеллигенции — цепко держатся за свои явные и тайные привилегии и глубоко безразличны к нарушениям прав человека, к интересам прогресса, к безопасности и будущему человечества. Другие, будучи в глубине души озабочены, не могут позволить себе никакого “свободомыслия” и обречены на мучительный разлад самих с собой…

Для духовного оздоровления страны необходима ликвидация условий, толкающих людей на лицемерие и приспособленчество, создающих у них чувство бессилия, неудовлетворенности и разочарования.

Уч-ся 8 (слайд 7). Открытые гонения на А. Д. Сахарова начались с письма сорока академиков, опубликованного в “Правде” в августе 1973 г., и продолжались более десятилетия. Но они оказались не в состоянии сломить его волю, подавить его дух, веру. Андрей Дмитриевич продолжал выступать и письменно, и устно, отстаивая общечеловеческие ценности, защищая права конкретных граждан. В 1980 г. А. Д. Сахаров был лишен всех правительственных наград.

Уч-ся зачитывает наизусть стихотворение А. Дыбина

Твой гений, разбудив могучий Атом,

Планету страшной Бомбой ужаснул.

Сочтя себя безмерно виноватым,

Ты стал Борцом и Правде присягнул.

Но власти лишь визгливо оскорбляли

Того, кто взялся совесть в них будить,

Травили, клеветали и ссылали…-

Но не смогли сломить и победить!

Тех злых гонений тягостная повесть

Для всех нас — несмываемый позор!

Но жил ты — и жила в России Совесть,

И выносила строгий приговор

Правителям бездарным, лицемерным,

В бесправие повергнувшим народ,

Средь серого безвременья и скверны

Всем правдолюбцам кляп забившим в рот!

Но вот забрезжил робкий луч надежды,

И Перестройка началась в стране:

Хвосты поджали чванные невежды,

Но сумрак лжи растаял не вполне…

Однако ты был избран депутатом,

И голос твой услышала страна:

Он был негромким, даже хрипловатым,

Но боль и Правда в нем была слышна!

Ты не умел ловчить, вещать с оглядкой,

Давая этим козыри врагам,

И все столпы отжившего порядка

В твой адрес подымали вой и гам!

Итог суров и страшен — ты в могиле:

Еще один Пророк ушел от нас!

Нас боль и горе тяжко придавили;

Мир стал беднее в этот скорбный час!

Но ты остался гордостью России,

И в ряд ее героев прочно встал:

Все претерпел и вынес, как Мессия:

Твой подвиг жив — он даром не пропал!

Уч-ся 9 (слайд 8,9).Вскоре после ввода в конце декабря 1979 г. советских войск в Афганистан бесстрашно прозвучал в нашей стране голос протеста: А. Д. Сахаров трижды выступил с заявлениями, организовал пресс-конференцию, где осудил эту акцию и призвал советских руководителей вернуть войска на свою территорию.

22 января 1980 г. А. Д. Сахаров был задержан, затем без суда и следствия отправлен вместе с женой в Горький — город, закрытый для иностранцев.

У квартиры А. Д. Сахарова, расположенной на первом этаже, был установлен круглосуточный милицейский пост. Без специального разрешения к Сахаровым никого не допускали. Телефона в квартире не было. Вне дома Сахаровых сопровождала охрана, следившая, чтобы они ни с кем не встречались.

Уч-ся 10 (слайд 10). Андрей Дмитриевич трижды (1981, 1984 и 1985гг.) объявлял голодовку. Его помещали в больницу, где он провел за эти годы почти 300 дней, насильно кормили. Вскоре после принудительного кормления у Андрея Дмитриевича произошел, по всей видимости, спазм сосудов головного мозга. Контакты Андрея Дмитриевича с внешним миром осуществлялись главным образом через жену Елену Георгиевну Боннэр, которая бесстрашно использовала для этого поездки из Горького, вывозя тайно статьи, письма, обращения Андрея Дмитриевича.

С мая 1984 г. эта возможность была пресечена.

Уч-ся 11. В Горьком А. Д. Сахаров написал одну из основных своих общественных работ — “Опасность термоядерной войны” (1983 г., в которой высказал соображения о конкретных путях всеобщего разоружения и его этапах. Несмотря на отсутствие нормальных условий для научной деятельности, Андрей Дмитриевич в Горьком написал ряд теоретических работ по физике. Некоторые из них открывали новое направление в науке.

Уч-ся 12 (слайд 11). Кандидатом в народные депутаты СССР А. Д. Сахаров был выдвинут от многих десятков организаций. Однако на расширенном пленуме президиума Академии наук СССР он не был зарегистрирован кандидатом. Лишь после активного выступления в поддержку А. Д. Сахарова широких слоев научной общественности при повторных выборах его избрали народным депутатом от Академии наук СССР.

Уч-ся, исполняющий роль А. Д. Сахарова. Большинство моих выступлений адресовано руководителям нашего государства или имеют конкретный зарубежный адрес. Но внутренне я обращаю их ко всем людям на земле и, в особенности, к людям моей страны, потому что продиктованы они заботой и тревогой о своей стране и ее народе.

Уч-ся 12. Всякий раз, когда А. Д. Сахаров узнавал о нарушениях прав конкретных людей в различных странах и регионах мира, он тотчас же активно вступался в их защиту.

Учитель-словесник под музыкальное оформление (слайд 12). Сильные и противоречивые чувства охватывают каждого, кто задумывается о будущем мира через 50 лет — о том будущем, в котором будут жить наши внуки и правнуки…

Весь мир знает А. Д. Сахарова как выдающегося общественного деятеля, бесстрашного борца за права человека, за утверждение на Земле примата общечеловеческих ценностей. Много сил отняло у него политическое противостояние. Человек глубоких гуманистических убеждений, высоких нравственных принципов, А. Д. Сахаров всегда оставался искренним и честным.

Крупнейший ученый современности, он был автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии. Ему принадлежит основная идея осуществления управляемого термоядерного синтеза. Его мысль о нестабильности протона поначалу казалась нереальной, но через несколько лет мировая наука провозгласила поиски распада протона “экспериментом века”. В равной мере оригинальные идеи он выдвинул и в космологии, дерзнув проникнуть в раннюю историю Вселенной.

“Чему учит нас эта нелегкая судьба? – спрашивает А. Н. Яковлев и отвечает. - Патриотизму, который цель и задачу свою видит в возвышении страны, народа, достоинства личности. Ответственности каждого за само течение Истории. Способности видеть свое конкретное дело в целостном сплаве всего движения цивилизации, оценивать его критериями высшей общечеловеческой значимости. Верности своему нравственному чувству, своим убеждениям, итогам собственных духовных исканий, добытых муками разума. И мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно, за справедливость обретенной истины, что и движет вперед человека и человечество”.

Память об этом Человеке сохранится навсегда. Именно таких людей мы с гордостью называем «Великий сын России».

Уч-ся зачитывает наизусть стихотворение.

Он умер в оттепель.

Был ясный день, и улицы текли,

и воздух наполнялся голосами,

и охал снег, и оседал пластами,

но ветра южного порывы не достали

льдом и асфальтом скованной земли.

Он умер в оттепель.

Покуда все окрест

бесцветным зимним небом наливалось,

по всем устам волной передавалось

лишь два-три слова. О, какая малость!

Какая простота. Какая весть.

Он умер в оттепель.

Не перед всякой смертью мы равны,

не перед всякой вестью мы в ответе,

но кто из нас не ощутил вины

как перед целым миром — перед этим

мучительным и легким до бессмертья

и детским поворотом головы?

Он умер в оттепель,

Рождественским постом,

когда в России развезло дороги,

и новый год топтался на пороге,

робея пред грядущим Рождеством.

А. Градский.

Гаснет свет, горят свечи в руках у выступающих и учащихся, присутствующих в зале, на проекторе большая фотография А. Д. Сахарова, фоном звучит музыка. Зал встает.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Сахаров А. В борьбе за мир. -М. ,1973.

Сахаров А. Мир, прогресс, права человека. -Л., 1990.

Сахаров А. Тревога и надежда. –М., 1991.

Чуковская А. Процесс исключения. –М., 1991.

Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. –Нью-Йорк., 1984 .

Публикации по теме:

«С чего начинается Родина?» Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "С чего начинается Родина?" Задачи: 1. Воспитывать у школьников чувства любви и гордости.

Интеллектуальная игра «Загадки старых переплетов». Внеклассное мероприятие для учащихся 7–9 классов Интеллектуальная игра «Загадки старых переплётов» Косарева Лариса Ивановна Интеллектуальная игра «Загадки старых переплетов» внеклассное.

Внеклассное мероприятие по музыке для 5 классов «Интересное путешествие»Внеклассное мероприятие по музыке для 5 классов «Интересное путешествие» Обобщение тем, пройденных на уроках музыки. Подготовила учитель музыки Высшей категории : Грипас Елена Михайловна Качарская СШ №1 Тип мероприятия.

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса «Оценка первая моя» Оценка первая моя Цель: воспитывать у детей позитивное отношение к учебной оценке, развивать интерес к учебе. Ход мероприятия: ПЕСНЯ «Учится.

Внеклассное мероприятие для учащихся 1–9 класса «Мама и я», посвященное Дню матери ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ МАТЕРИ Игра «Мама и я» Автор - Иванова Е. Н. Цель: 1. Формирование.

Внеклассное мероприятие для учащихся 1–4 классов «Домашние животные и безопасность при обращении с ними» Цели: Прививать любовь к животным, раскрывая их особенности, повадки; воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероногого друга,.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса в форме коммуникативной игры «Расскажи мне обо мне» Коммуникативная игра для учащихся 5 класса «Расскажи мне обо мне». Вступительное слово учителя: Выдающийся педагог В. Сухомлинский утверждал:.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра»Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 24 «Солнышко» Внеклассное мероприятие по теме: «День.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Зимующие птицы» Внеклассное мероприятие «Зимующие птицы» Боброва Нина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Летяховская СОШ Цели: 1. Вызвать сочувствие.

Внеклассное практическое мероприятие по ПДД для 1–4 классов на автоплощадке МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ЛОХВИЦЫ ФИЛИАЛ НЕКРАСОВСКИЙ Внеклассное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов, посвященное 100- летию А. Д. Сахарова
Опубликовано: 9 января 2022 в 20:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД