МААМ-картинки

Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников» (2 фото)

Екатерина Москаленко
Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников»

Всем доброе утро, я хочу вам предложить уникальную педагогическую технологию, а вот какую, отгадайте сами. Если вы выберете ее как самую универсальную и будете применять на практике, то вы окажитесь в числе лучших и продвинутых педагогов современности, и родители будут знать, что вы внесли весомый вклад в развитие их детей.

Чтобы определить эту технологию, предлагаю вам закончить высказывание которые вы видите на слайде

- Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,

Публикация «Ярмарка педагогических идей „Технология развития критического мышления у дошкольников“» размещена в разделах

человек действительно думает.

- Не мыслям надобно учить, а мыслить

- Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.

- Ваши предположения, как называется технология, которую я хочу вам предложить? (высказывание) не просто мыслить, а критически мыслить. Давайте выясним, что такое критическое мышление? Для этого я предлагаю вам посмотреть небольшой видео ролик.

Актуальность технологии развития критического мышления-

состоит в том, что она является одним из инновационных методов обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Она позволяет добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности и мышления. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей и с малых лет учит мыслить.

В основе технологии ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех стадий: которые направлены на умственные операции связанные с конкретными практическими действиями.

Вызов - осмысление содержания – рефлексия,[/b]

Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях и можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии.

А сейчас я вас познакомлю с некоторыми приемами, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.

На 1 стадии ВЫЗОВА, на котором происходит актуализация детских знаний наиболее эффективен прием"Перепутанные логические цепочки".и Прием "Дерево предсказаний".

• "Перепутанные логические цепочки". Я вам предлагаю ряд понятий, в котором нарушена логическая последовательность. Ваша задача: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.

В этой игре предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова "Чтобы…": например, Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить… Мы с вами выстроили цепочку, а что же в ней нарушено (сначала нужно семечко от яблока посадить, вырастить дерево, дождаться пока созреют яблоки, а потом их рвать и есть)

Прием "Дерево предсказаний".

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено, и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Сейчас мы с вами вырастим наше дерево предсказаний на тему «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?»

Предположения:

возможно нельзя переедать, аргументы- будет болеть желудок.

вероятно долгое нахождение за компьютером вредно, аргумент- начинаются проблемы с глазами, позвоночником и кровообращения возможно лучший рецепт долголетия фитнес, аргументы- упражнения улучшают состояния мозга, сердца, кожи, улучшают настроение и обмен веществ.

вероятно чаще бывать на свежем воздухе, аргумент- нахождение на свежем воздухе и глубокое дыхание помогают сжигать лишние калории и т. д.

На 2 стадии — «Осмысления» наиболее эффективны приемы «Кубик Блума», «Ромашка Блума» т. к общение людей невозможно без вопросов.

«Кубик Блума» лучше всего использовать в начале занятия, потому что вопросы, которые находятся на каждой гране кубика, дают толчок к анализу своих знаний, поддерживают интерес к получению новой информации.

Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников»

Ценность приема «Ромашка Блума» в том, что он учит детей слушать и слышать, а также побуждает ребёнка к высказываниям и действиям. Вопросы на лепестках направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой, поэтому этот прием целесообразней всего использовать в конце занятия, для того что бы дети смогли обменяться своим мнением и полученной новой информацией.

Приём «Кубик Блума»

Тема «Спички»

Спички

Похожи на палочки

Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера

Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу

Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.

Хорошо то, что спички дают тепло, огонь. Плохо то, что спички детям не игрушка, может случиться пожар

На 3 стадии— «Рефлексии» происходит размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок по данной теме, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы. Такой метод как «Фишбоун» (скелет рыбы) на третьей стадии помогает детям самостоятельно сделать выводы, привести сравнения, проанализировать новые знания с имеющимися.

«Фишбоун» схема включает в себя основные четыре блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки, а связующим звеном выступает основная кость (хребет)

Голова- проблема, вопрос или тема

Верхние косточки- причины, основные понятия темы

Нижние косточки- факты или пути устранения причин

Хвост – вывод, ответ на поставленный вопрос

Мы сейчас с вами тоже составим нашу рыбку на вопрос «Легко ли совершить подвиг?»

Голова- «Легко ли совершить подвиг?»

Верхние косточки- причины (нужно защищать Родину, хочется жить, герои смелые,

Нижние косточки- факты (мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине)

Хвост- каждый человек может стать героем, если он патриот

По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Хотелось бы рассказать об еще одном приеме на этой стадии это «Кластеры» («Гроздья») Суть приема заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластером «Гроздья» необходимо соблюдать следующие правила:

1. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей.

И я вам предлагаю составить кластер на тему «Ярмарка идей»

Фото «Технология развития критического мышления у дошкольников»

Таким образом, подведя итоги можно отметить, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательного процесса, а кто же является этим участником? (ответ: дети- педагоги- родители) Правильно!

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

1436837_66dge.pptx | 958,22 Кб
 
Публикации по теме:

Фестиваль педагогических идей «Осенины»Фестиваль педагогических идей «Осенины» 27 ноября МБДОУ детский сад хутора Парамонов, в рамках проведения «Фестиваля педагогических идей- 2018», объявленного Отделом Образования.

Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей»Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими впечатлениям о моем участии в муниципальном фестивале педагогических идей,.

Книжка из фетра «Развивашка». Ярмарка педагогических идей Данное пособие рекомендовано детям дошкольного возраста. Оно позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Любая игрушка.

Консультация для воспитателей «Детское проектирование как средство развития критического мышления» Консультация для воспитателей «Детское проектирование, как средство развития критического мышления» В настоящее время отмечается пристальный.

Проект «Аукцион педагогических идей» Проект "Аукцион педагогических идей" Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь. (китайская мудрость) Актуальность.

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы. Э. Кинг Способность.

Конспект занятия «Развитие критического мышления в образовательном процессе» Мастер класс Тема «Весна» Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему. Научить из огромного потока.

Составляющие счастливой жизни. Развитие критического мышления у подростков. Профилактика употребления ПАВ Цель: активизировать осознанность необходимости вести здоровый образ жизни. Задачи: - обсудить понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».

Технологии развития критического мышления в ДОУ. Современный мир представляет собой динамично развивающуюся систему, в которой каждый из нас занимает определенное место. Чтобы быть успешным.

Фотоотчет об участии в Форуме педагогических идей и инновационных практикФотоотчет об участии в Форуме педагогических идей и инновационных практик Доброе время суток, уважаемые коллеги. 12 января в городе Санкт-Петербург состоялся Форум педагогических идей и инновационных практик,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников»
Опубликовано: 23 мая 2019 в 19:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Москаленко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД