МААМ-картинки

Консультация «Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы»

Мария Нарожная
Консультация «Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы»

Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы

УДК 159.923.2

М. Г. Архипова

студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого

г. Тула, Российская Федерация

Как научное понятие Я - концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Я - концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я - концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека [5, с. 130].

Публикация «Консультация „Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы“» размещена в разделах

Одним из первых проблематику Я - концепции начал разрабатывать У. Джеймс. Целостное "Я" он расчленил на взаимодействующие составляющие - "Я" - осознающее и "Я" – как - объект, - первое из которых представляет собой чистый опыт, чистое сознание, второе – содержание этого опыта. "Я" - как - объект Джеймс в свою очередь разделил на духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я [5, с. 121].

Следующий существенный вклад в формирование современной нам теории Я - концепции был сделан Э. Эриксоном. Подход Эриксона по сути являлся развитием концепции Фрейда, и проблематика Я - концепции рассматривалась Эриксоном сквозь призму т. н. эго - идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Во многом механизм формирования эго - идентичности, описываемый Э. Эриксоном, схож с описанным у Кули и Мида, но при этом Эриксон считает, что этот процесс происходит в основном в сфере бессознательного и критикует статичность модели Я - концепции [3, с. 115].

Современное понимание Я - концепции в гуманистической психологии основывается преимущественно на работах К. Роджерса. Если говорить вкратце, то суть воззрений К. Роджерса на Я - концепцию заключается в следующем: личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество "хорошего" или "плохого". Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я [1, c. 235].

Р. Бернс определяет Я - концепцию как "совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженную с их оценкой". В этом определении несложно видеть, что Я - концепция включает в себя описательную и оценочную составляющие, а образ и оценка своего Я располагают индивида к определенному поведению; а это наводит на мысль о сходстве Я - концепции с установкой, структура которой, как известно, также включает когнитивную и эмоционально - оценочную составляющие [2, с. 334].

Таким образом в общим чертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я - концепции. Отметим, что нельзя забывать о том, что таковая структуризация возможна лишь в теории: в реальности все описанные компоненты личности взаимодействуют и взаимосвязаны. Обратимся к описанию аффективной составляющей Я - концепции. Ее роль, в сущности, исполняет самооценка. Основана оценка индивидом самого себя, как утверждает В. В. Столин, на оценке достижения актуальных для индивида на том или ином этапе развития целей. Если, по представлению субъекта, его особенности и качества благоприятствуют достижению цели, то Я приобретает позитивную оценку, если же нет – негативную. Первичным инструментом формирования самооценки является идентификация себя с другими людьми, затем индивид становится способен оперировать и оценкой себя. Очевидно, что в самооценке присутствуют те же модальности, что и в образе Я [4, с. 95].

Подведем итог сказанному выше. Я - концепция представляет собой динамическую систему самоустановок. Эта система самоустановок сама имеет структуру установки и, соответственно, имеет когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Когнитивная и аффективная компоненты состоят из 3 модальностей: представление о себе реальном, представление о себе желательном, и представление о себе глазами других людей. Каждая из этих модальностей в свою очередь имеет 4 стороны: физическую, умственную, эмоциональную и социальную. Взаимодействие названных структур обусловливает поведение индивида, влияющее, в свою очередь, на актуальное их состояние. Функционирование всей этой структуры в целом обусловливает самоосознание индивида [3, c. 333]

Список использованной литературы:

1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М. : Прогресс, 1986. - 420 с.

2. Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах - М, 2003. - С. 333 - 393.

3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.

4. Столин В. В. Самосознание личности. - М. : Изд - во МГУ, 1983. - 284 с.

5. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М. : Наука, 1977. – 142 с.

© М. Г. Архипова, 2017

Публикации по теме:

Консультация «Принципы работы с агрессивными детьми для педагога» Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей,.

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии и их структура» Современные образовательные технологии в ДОУ Слайд 1 Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию.

Консультация для родителей: «Принципы воспитания современных детей» ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ• Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!Вы не должны говорить свысока с детьми.

Консультация для родителей «Принципы воспитания современных детей» Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для родителей «Утренняя гимнастика для дошкольников: принципы ее проведения» УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА - это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка.

Консультация для воспитателей ДОУ «Структура прогулки в ДОУ» Памятка структура прогулки в ДОУ Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице. Режим дня детского.

Консультация для воспитателей «Структура непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» «Структура непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является.

Консультация «Принципы рационального питания» Гармоничное развитие человека, состояние здоровья, продолжительность его жизни тесно связаны с тем, что он ест. Существует несколько принципов.

Развитие инженерно-технического мышления дошкольников средствами конструкторов «первые механизмы», «простые механизмы» Инженерное мышление – это особый вид мышления. Формируется и проявляется при решении инженерных задач. Позволяет быстро, точно и рационально.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Консультация «Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Нарожная на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 08:30
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД