Получи документы

Изучение уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Зубченко
Изучение уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа экспериментальной работы:

Публикация «Изучение уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1) подобрать диагностические методы и методики для изучения уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста;

2) изучить уровень развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста;

3) проанализировать количественные и качественные результаты исследования.

Для достижения цели констатирующего этапа экспериментальной работы и решения задач исследования, нами использовался следующий диагностический инструментарий:

1. Методика «Исследовательская активности» (А. И. Савенков). Цель методики – выявить исходный уровень развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Методика «Вопрошайка» (Н. Б. Шумакова). Цель методики - выявить уровень устойчивости исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

3. Методика «Детская любознательность» (Д. Б. Годовикова). Цель методики - выявить уровень развития любознательности, степени выраженности поисковой активности.

Подробное описание диагностических методов и методик, а также уровней развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста представлено в Приложении 1.

С целью выявить исходный уровень развития показателей исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста была проведена методика «Исследовательская активность» (А. И. Савенков).

Детям предлагалось выполнить ряд заданий целью которых было проверить развитие умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, умение рассуждать, описывать явления, обобщать, делать выводы и т. д. С помощью данной методики была определена степень развития следующих показателей исследовательской активности : умение видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Каждый показатель оценивался от 1 до 3 баллов, что давало объективно определить уровни развития показателей исследовательской активности.

Результаты полученные после проведения методики «Исследовательская активность» представлены в Табл. 2.1. и Рис. 2.1.

Таблица 2.1.

Результаты оценки уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста

(методика «Исследовательская активность»)

№ п/п Имя ребенка Показатели исследовательской активности

(в баллах) Кол-во баллов Уровень

1 2 3 4 5 6

1. Семен В. 2 2 2 1 2 2 12 СУ

2. Олег Г. 1 2 1 2 2 3 11 СУ

3. Аня Е. 2 3 2 3 2 2 14 ВУ

4. Анжела Ж. 1 1 1 1 1 2 7 НУ

5. Егор З. 1 2 1 2 2 2 10 СУ

6. Катя И. 2 2 3 3 3 3 16 ВУ

7. Олег И. 1 2 1 1 1 2 8 НУ

8. Наташа К. 3 3 3 3 3 3 18 ВУ

9. Вика К. 2 1 1 1 1 2 8 НУ

10. Паша К. 1 2 2 2 2 3 12 СУ

11. Григорий Л. 1 2 1 2 1 2 9 СУ

12. Саша Н. 3 2 3 3 2 2 15 ВУ

13. Света О. 1 1 1 1 1 2 7 НУ

14. Лера П. 1 2 1 1 2 1 8 НУ

15. Володя П. 2 2 2 2 2 2 12 СУ

16. Алена Р. 2 2 2 1 2 2 12 СУ

17. Максим С. 1 1 2 1 1 2 8 НУ

18. Женя У. 2 2 3 3 2 3 15 ВУ

19. Марина Ч. 1 1 1 1 1 1 6 НУ

20. Ксения Ш. 2 1 1 2 2 3 11 СУ

21. Алина Ю. 1 2 1 2 2 3 11 СУ

ВУ- высокий уровень; СУ – средний уровень; НУ – низкий уровень.

Рис. 2.1. Результаты оценки уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста

(методика «Исследовательская активность»)

Как видно из Табл. 2.1. и Рис. 2.1. высокий уровень развития исследовательской активности был выявлен у 5 детей старшего дошкольного возраста, что соответствует 24 %. Средний уровень развития исследовательской активности был определен у 9 детей старшего дошкольного возраста, что соответствует 43 %. Низкий уровень развития исследовательской активности был выявлен у 7 детей старшего дошкольного возраста, что соответствует 33 %.

У детей с высоким уровнем (24 %) развития исследовательской активности Катя И., Наташа К., Женя У. и др. хорошо развито умение самостоятельно видеть и определять проблему исследования. Дети умели правильно формулировать вопросы, выдвигать и отстаивать свои гипотезы, рассматривать несколько способов решения поставленных задач аргументируя их. Дети с выявленным высоким уровнем умели самостоятельно и осознанно планировать свою работу, давать оценку как своим результатам, так и оценивать результаты сверстников, правильно делали выводы.

Дети со средним уровнем (43 %) развития исследовательской активности Олег Г., Семен В., Ксения Ш., Паша К. и др. в большинстве случаев умели определить проблему, высказывали предположения по данной проблеме, но иногда требовалась помощь. Самостоятельно выбирали материал для экспериментирования, проявляли настойчивостью и последовательностью в достижении поставленной цели. В процессе формирования выводов иногда допускали незначительные ошибки или была необходимость в наводящих вопросах. Дети умели пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично. При организации исследовательской деятельности требовалась постоянная направляющая помощь взрослого.

Дети с низким уровнем (33 %) развития исследовательской активности не проявляют интерес к поиску проблемы. Дети не способны были самостоятельно формулировать вопросы, выстраивать гипотезы и планировать свою деятельность. Испытывали трудности в речевых формулировках, не умели обсудить результаты и сделать выводы.

С целью выявить уровень проявления устойчивости исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста была проведена модифицированная методика «Вопрошайка» (Н. Б. Шумакова).

Детям предлагалось принять участие в нескольких экспериментах: «Резина, ее качества и свойства», «Дождевые облака», «Как обнаружить воздух?» (Приложение 1).

Обработка результатов производилась посредствам фиксации задаваемых вопросов, предположений, рассуждений и их распределения в соответствии с классификацией. Классификация вопросов была следующей: поисковые, коммуникативные, оценочные, вопросы-уточнения.

Поисковые вопросы характеризовались умение детей выделять неизвестное, делать анализ и обследование, формулировать гипотезу. По направленности эти вопросы были ребенком к себе и выполняли поисково-исследовательскую функцию.

Коммуникативные вопросы ребенок направлял на активное общение со взрослым, устанавливал контакт с ним.

Оценочные вопросы помогали ребенку давать оценку и осмысливать собственные действия, анализировать промежуточные или конечные результаты поиска решении выдвинутой гипотезы. Оценочные вопросы были обращены в большей степени к себе или взрослому.

Вопросы-уточнения были нацелены на активное восполнение недостающей информации (которую нельзя было получить лишь путем самостоятельного анализа и поиска) посредством обращения к взрослому.

Результаты методики представлены в Табл. 2.2. и на Рис. 2.2, где знаком «+» отмечался проблемный тип (высокий уровень, знаком «-» отмечался описательно-практический тип (низкий уровень, сочетание знаков «+-» означало равнозначное отношение к двум типам активности исследования (средний уровень) у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 августа 2022 в 19:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зубченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД