Лучший педагог года

Изучение психологических особенностей дошкольников с нарушением зрения

Маслова Кристина Андреевна
Изучение психологических особенностей дошкольников с нарушением зрения

Количество детей с нарушениями зрения с каждым увеличивается. Вопросы изучения особенностей коммуникации и социализации детей с патологиями зрения являются актуальными. В данной статье раскрываются психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Рассказывается об особенностях коммуникации и социализации детей с патологией зрения, рассматриваются некоторые особенности речи, а также изучается роль компенсаторных анализаторов.

Публикация «Изучение психологических особенностей дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, нарушение зрения, компенсаторные анализаторы, слабовидящие дошкольники, зрительный контроль, психолого-педагогическая характеристика, зрение, патология, зрительное восприятие, особенности дошкольников, высшие психические функции.

С каждым годом число детей с патологиями зрения возрастает. Число таких детей достигает 19 млн. в мире, в эту цифру входят и те дети, у которых тотальная слепота. В законе об образовании сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, к числу которых относятся дети с патологиями зрения, имеют право получать образование, и учреждения обязаны предоставить все необходимые условия, в которых ребенок будет нуждаться. Для понимания этих условий необходимо изучить психологические особенности детей с нарушением зрения.

Патологии зрения у детей дошкольного возраста являются причиной неполноценного контакта с окружающим миром, изменения социальной позиции, тем самым происходит становление новых социальных установок в обществе и мире в целом. Дошкольники с нарушением зрения более замкнуты. В случаях проявления гиперопеки часто проявляются пробелы в навыках самообслуживания слабовидящих детей. Большинство детей с данным дефектом имеют нарушенную координацию, медлительность и неуверенность, что сказывается на их действиях. Это происходит из-за того, что дети не имеют зрительной информации о том, какие действие они совершают, отсутствует контроль за правильностью их выполнения. У дошкольников плохо сформировано представление о том, что при отсутствии зрения, они могут пользоваться другими анализаторами, которые компенсируют работу зрения.

Благодаря такому компенсаторному анализатору, как слух, дети с нарушением зрения могут ориентироваться в пространстве и реагировать на него. Благодаря звукам, ребенок не только может понять, какой предмет по форме и по весу, но дорисовать в своем представлении его звук, что во многом упрощает задачу. Дети дошкольного возраста еще не понимают, что у них нарушено зрение, поэтому полностью ориентируются на него, не пользуясь другими анализаторами. Долгое время ребенок ориентируется только на зрительные представления, а не на осязательные. Со временем он учится пользоваться остаточным зрением совместно с сохранными анализаторами.

Дети не только могут ориентироваться на слух, но и на вибрационную чувствительность. Известно, что слабовидящий или слепой человек способен понять, что перед ним находится неподвижный предмет, который не издает ни звуков, ни запахов.

Поскольку восприятие мира происходит через компенсаторные анализаторы и остаточное зрения, то внимание ребенка нарушено. Он не может быстро приключится с одного предмета на другой, так же проявляется замедленность процессов восприятия [4].

В обществе дети с патологиями зрения не знают, как себя вести. Дети с сохранным зрением учатся у других детей, как надо проявлять себя в тех или иных ситуациях, но дети с нарушенным зрением могут вести себя по-разному: подскакивать, надавливать пальцами на глаза, покачивать туловищем и головой. Следует отметить, что дети с патологией менее эмоциональнее, тем самым процесс коммуникации становиться сложнее освоить, так как внешнее проявление чувств, то есть эмоций, может в корне не соответствовать эмоциям собеседника [5].

Процесс развития фонетического слуха и фонетических представлений, которые основаны на работе слухового анализатора, проходит так же, как и у детей с сохранным зрением, но подражание артикуляции, которое основано на зрительном контроле, заметно страдает. Вследствие этого возникают дефекты в речи, ребенок не может точно увидеть, как нужно правильно произносить звуки из-за полной или частичной потери зрения.

Так же есть сложности в освоении предметной деятельности. Знакомство ребенка и предмета происходит поверхностно, так как основой познания предмета является зрительное восприятие. Ребенок не может сопоставить предмет и его характеристику или признак. Это проявляется в том, что ребенок употребляет слово, не зная точного его определения. Какое-то одно слово может быть прикреплено только к определенной ситуации, и ребенок не понимает, что слова можно использовать в разных ситуациях. Следует отметить, что часто у ребенка нет точного представления о каком-то понятии, что так же сказывается на его речи.

Лексическая сторона речи плохо сформирована, следовательно, просматривается бедность активного и пассивного словаря, не развиты обобщающие понятия, что приводит к тому, что ребенок общается однословными или двухсловными предложениями. Речь отрывочна, сбивчива, монотонна, дети часто не планируют свои высказывания [1].

Воображение у дошкольников с нарушением зрения схематично и условно. Детям тяжело перейти от одного образа к другому из-за не пластичности воображения. Проявляется это на игре, когда сюжет, придуманный ребенком простой, движения стереотипны, отсутствует оригинальность. Образы в воображение ребенка эмоционально не окрашены, не выразительны, так как нарушение воображения влечет за собой тесно связанную эмоциональную сферу.

Самооценка складывается на основе того, как ребенок представляет или частично видит себя, что и как о нем говорят окружающие. Такие дети часто замыкаются в себе, чувствуют дискомфорт. Слепота или частичное отсутствие зрения накладывают след на психике ребенка, на дальнейшее его развитие и его торможение [5].

Игры для ребёнка с нарушенным зрением имеют большое значение в развитии, поскольку игра формирует представления о предметах, сохраняет их в памяти ребёнка, которую он в момент игры развивает. Во время игры слепой или слабовидящий ребёнок учится чувствовать свое тело, контактировать с предметами, выполнять различные действия с ними.

Зрительная память имеет отклонения, она слаба или вовсе отсутствует, вследствие неполного зрительного контроля или его отсутствия. Дошкольники, когда запоминают, быстро утомляются, процесс запоминания протекает медленно, но полученная информация остается в памяти надолго.

Подводя итоги, можем сделать вывод о том, что нарушение зрительного анализатора сказывается на всех высших психических функций, таких как мышление, речь, внимание, воображение, восприятие. Происходит это по причине того, что 90 % информации приходится на зрительную систему, следовательно дети с нарушением зрения получают ее в неполной мере, тем самым процесс развития ВПФ замедляется.

Список используемых источников

1. Бурматова А. С., Отева Н. И. Исследование устной речи у дошкольников с нарушением органов зрения // Вестник Шадринского Государственного педагогического Университета. – 2020. – 2(46)/2020. – С. 34 –38.

2. Лонская Д. В. Вариативные особенности развития психических функций у дошкольников с нарушениями в развитии // Специальное образование. – 2015. –3(39)/2015. – С. 56-66.

3. Лончакова П. С. Теоретические основы развития коммуникативных навыков дошкольников с нарушениями зрения // Символ науки: международный научный журнал. – 2020. – №11/2020. – С. 177 – 180.

4. Ольхина Е. А., Краснова Е. А. Клинико-психологические особенности дошкольников с нарушениями зрения, интеллекта и аутистическими расстройствами // Перспективы науки и образования. – 2017. – 5 (29)/2017. – С. 61–65.

5. Рождественская К. Л., Лобач С. А. Особенности невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией // Проблемы педагогики. – 2017. – 5(28)/2017. – С. 46-49.

Features of preschool children with visual impairments

The number of children with visual impairments is increasing every year. The issues of studying the features of communication and socialization of children with visual pathologies are relevant. This article reveals the psychological and pedagogical features of preschool children with visual impairment. It describes the features of communication and socialization of children with visual pathology, discusses some features of speech, and also studies the role of compensatory analyzers.

Key words: children, preschool age, visual impairment, compensatory analyzers, visually impaired preschoolers, visual control, psychological and pedagogical characteristics, vision, pathology, visual perception, peculiarities of preschoolers, higher mental functions.

Публикации по теме:

Фотоотчет о кукольном спектакле «О лени» для дошкольников с нарушением зренияФотоотчет о кукольном спектакле «О лени» для дошкольников с нарушением зрения Фотоотчет о кукольном спектакле «О лени» для дошкольников с нарушением зрения. В развитии у дошкольников коммуникативных навыков и социализации.

Фотоотчет о праздничном мероприятии «Прощание с елочкой» для дошкольников с нарушением зренияФотоотчет о праздничном мероприятии «Прощание с елочкой» для дошкольников с нарушением зрения Фотоотчет о праздничном мероприятии «Прощание с елочкой» для дошкольников с нарушением зрения. В нарядно украшенном музыкальном зале собрались.

Фотоотчет о ряде мероприятий, посвященных Дню России для дошкольников с нарушением зренияФотоотчет о ряде мероприятий, посвященных Дню России для дошкольников с нарушением зрения Фотоотчет о ряде мероприятий, посвященных Дню России, для дошкольников с нарушением зрения. День России – один из самых важных праздников.

Фотоотчет о викторине «Сказочный мир Андерсена» для дошкольников с нарушением зренияФотоотчет о викторине «Сказочный мир Андерсена» для дошкольников с нарушением зрения Фотоотчет о викторине «Сказочный мир Андерсена» для дошкольников с нарушением зрения. Все дети любят сказки. Это волшебный мир, полный.

Конспект коррекционного занятия «День Победы» для дошкольников с нарушением зренияКонспект коррекционного занятия «День Победы» для дошкольников с нарушением зрения Конспект коррекционного занятия «День победы» для дошкольников с нарушением зрения. Цель: формирование представлений о ветеранах В. О. В. ,.

Коррекционное занятие по СБО «Сказы П. П. Бажова» для дошкольников с нарушением зренияКоррекционное занятие по СБО «Сказы П. П. Бажова» для дошкольников с нарушением зрения Коррекционное занятие по СБО «Сказы П. П. Бажова» для дошкольников с нарушением зрения. Цель: знакомство со сказом «Хозяйка Медной горы».

Библиотека изображений:

Публикация Изучение психологических особенностей дошкольников с нарушением зрения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Маслова Кристина Андреевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Изучение психологических особенностей дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 07:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД