Получи документы

Изучение исследовательских способностей детей дошкольного восраста

Елена Пырчева
Изучение исследовательских способностей детей дошкольного восраста

В дошкольной образовательной практике в последние годы усиливается

интерес к проблеме изучения и развития исследовательских способностей

детей. Указанная проблема рассматривается в трудах различных

исследователей, среди которых О. В. Дыбина, С. Д. Кириенко, А. С. Обухов,

А. И. Савенков, Г. П. Тугушева и др.

В ФГОС ДО подчеркивается необходимость формирования у детей

познавательных интересов и познавательных действий. В связи с этим

Публикация «Изучение исследовательских способностей детей дошкольного восраста» размещена в разделах

приоритетными в системе дошкольного образования являются методы, формы,

средства, ориентированные на развитие у детей инициативности,

исследовательской активности, способности к саморазвитию и дальнейшей

самореализации, следовательно, к развитию исследовательских способностей.

Под исследовательскими способностями личности в психологопедагогической литературе принято понимать совокупность индивидуальнопсихологических особенностей, которые позволяют обеспечивать успешность и

качество поиска, преобразования и осмысления информации, что основывается

на поисковой активности [4].

Исследовательская способность является сложным образованием. По

мнению А. И. Савенкова, в ее структуры включены следующие составляющие:

– поисковая активность (мотивационная составляющая, позволяет

управлять исследовательским поведением);

– конвергентное мышление (ориентировано на точное выполнение

инструкции и решение задач);

– дивергентное мышление (ориентировано на творчество) [5].

Исследовательские способности личности выражаются в степени

проявления поисковой активности, глубине и прочности овладения способами

и приемами исследовательской деятельности, среди которых отмечается такие

как: умение выделить проблему (увидеть ее, проанализировать ситуацию,

10

получить необходимую информацию различными методами и приемами,

выстроить возможные варианты решения проблемы и др. [1; 3].

В целом, сами по себе исследовательские способности являются основой

исследовательского поведения, которое ориентировано на изучение объекта и

решение проблемной ситуации (по А. И. Савенкову) [5].

Учеными подчеркивается наличие различных вариантов

исследовательского поведения. Их диапазон может проявляться от спонтанного

поведения с элементами интуитивности и применением метода «проб и

ошибок» до максимально логически выстроенного с наличием обоснованных

решений и выводов. Во втором варианте говориться об исследовательской

(интеллектуально-творческой) деятельности, которая строится на основе

механизмов поисковой активности и исследовательского поведения [2; 6].

С целью изучения уровня развития исследовательских способностей

детей старшего дошкольного возраста нами проведено исследование на базе

МДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Саранск. Исследование

проводилось с использованием методики «Маленький исследователь»

Л. П. Прохоровой, опросника для взрослых «Диагностика исследовательского

поведения у детей» П. Д. Червинского, а также метода наблюдения.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста общим

количеством 24 человека.

Результаты, полученные с помощью методики «Маленький

исследователь» Л. П. Прохоровой, представлены ниже (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования исследовательского поведения у старших

дошкольников

Исследовательская

ориентация

Результаты детей

Абс. %

Экспериментирование 5 20,8

Чтение книги 4 16,7

Изобразительная

деятельность

6 25

Игровая деятельность 9 37,5

Анализ данных таблицы 1 показывает, что для старших дошкольников

характерна различная ориентация в исследовании. Так, 9 (37,5 %) детей за

основу выбирают игровую деятельность, 6 (25 %) дошкольников

ориентированы на изобразительную деятельность, 4 (16,7 %) ребенка выбирают

чтение книги и лишь 5 (20,8 %) детей из общей выборки ориентированы на

экспериментирование. Подобные результаты свидетельствуют о том, что

прямая ориентация на исследовательскую деятельность встречается лишь у

11

части детей, а, следовательно, предполагает необходимость ее

целенаправленного развития.

Далее нами представлены результаты, полученные с помощью опросника

для взрослых «Диагностика исследовательского поведения у детей»

П. Д. Червинского (см. табл. 2).

Таблица 2

Оценка воспитателями исследовательского поведения старших

дошкольников

Уровень

Компонент исследовательского поведения

Поисковая

активность

Дивергентность

мышления

Конвергентность

мышления

Высокий 1 (4,2 %) 1 (4,2 %) 1 (4,2 %)

Средний 12 (50 %) 12 (50 %) 10 (41,7 %)

Низкий 11 (45,8 %) 11 (45,8 %) 13 (54,1 %)

Не проявляется – – –

Собственный опыт работы и анализ исследовательского поведения у

детей дошкольного возраста показал, что у большинства дошкольников

отмечаются средние и низкие показатели по составляющим исследовательского

поведения – поисковой активности, дивергентности и конвергентности

мышления (см. табл. 2). Так, поисковая активность у половины дошкольников

соответствует среднему уровню, у 11 (45,8 %) дошкольников выявлен низкий

уровень и у 1 (4,2 %) ребенка высокий. Дивергентное мышление у половины

дошкольников имеет средний уровень, у 11 (45,8 %) детей низкий уровень и у

1 (4,2 %) – высокий. Конвергентность мышления у большей части

дошкольников (54,1 %) низкая, у 10 (41,7 %) детей – средняя и у 1 (4,2 %)

высокая. Полученные результаты свидетельствуют о следующем : поисковая

активность у значительной части детей снижена, в большинстве случаев дети

не знают каким образом правильно ее проявлять / запускать. Дивергентность

мышления у детей в данном возрасте проявляется чаще, чем конвергентность.

Однако и первый, и второй показатели у многих детей снижены.

В завершении проведенной работы предлагаем ряд рекомендаций,

ориентированных на выстраивание работы воспитателей дошкольного

образовательного учреждения по развитию у детей исследовательских

способностей :

– демонстрируйте ребенку элементы познавательной деятельности,

подражание с его стороны позволит активизировать познавательный потенциал

в целом, исследовательские знания и умения в частности;

– при организации исследовательской работы предоставьте ребенку

свободу выбора объекта исследования, путей решения ситуаций и т. д. ;

12

– стремитесь к поддержанию исследовательского интереса ребенка,

помогайте ему увидеть необычное в обычном, помогайте ему изучить объект с

разных сторон;

– при развитии исследовательских способностей не стремитесь обучить

ребенка, стремитесь с ним поделиться – знаниями, результатами своих

наблюдений, своими эмоциями по итогам данных наблюдений и др., просите

(не вынуждайте) обратной связи и с его стороны;

– при выстраивании своей деятельности по развитию исследовательских

способностей у дошкольников ориентируйтесь на актуальные интересы

ребенка, сочетайте индивидуальную и коллективную работу, дозируйте

исследовательскую деятельность, постепенно вводите проблемные ситуации,

руководствуетесь зоной ближайшего развития ребенка, сочетайте

теоретический и практический материал, по возможности привлекайте

родителей и др. ;

– не забывайте хвалить ребенка, когда он действительно проявляет

познавательную активность, так вы не просто закрепляете интерес, но и

стимулируете его дальнейшую активность.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно

сформулировать следующие выводы:

во-первых, исследовательские способности являются основой для

активной деятельности и творчества, они позволяют грамотно ориентироваться

в ситуации, творчески решать проблемы;

во-вторых, результаты исследования показывают, что прямая ориентация

на исследовательскую деятельность встречается лишь у части детей; у большей

части детей дошкольного возраста отмечены средние и низкие показатели

поисковой активности, дивергентности и конвергентности мышления;

в-третьих, в дошкольных образовательных учреждениях необходимо

вводить систему заданий / занятий / мероприятий, позволяющих развивать у

детей исследовательские способности и готовить их к исследовательской

деятельности.

Список использованных источников

1. Коровина, Д. С. Изучение исследовательских способностей детей младшего

школьного возраста / Д. С. Коровина // Актуальные проблемы и перспективы развития

современной психологии : сборник научных трудов по материалам IX Всероссийской

научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития

современной психологии» с элементами научной школы для молодых ученых, 22 ноября

2019 г., г. Саранск / под ред. А. Н. Яшковой, М. И. Каргин ; Мордов. гос. пед. ин-т. –

Саранск, 2019. – 1 CD-R. – Заглавие с экрана. – Текст : электронный.

2. Микерина, А. С. Развитие исследовательских способностей детей дошкольного

возраста / А. С. Микерина. – Текст : непосредственный // Вестник Челябинского

государственного педагогического университета. – 2017. – № 10. – С. 56–61.

3. Регирер, Е. И. Развитие способностей исследователя / Е. И. Регирер. – Москва :

Наука, 2013. – 223 с. – ISBN 5-02-032765-4 – Текст : непосредственный.

13

4. Савенков, А. И. Маленький исследователь : как научить дошкольника

самостоятельно приобретать знания / А. И. Савенков. – Москва : Национальный книжный

центр, 2017. – 240 с. – ISBN 978–5–4441–0212–1. – Текст : непосредственный.

5. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к

обучению / А. И. Савенков. – Москва : Ось-89, 2006. – 315 с. – ISBN 5-9853428-0-8. – Текст :

непосредственный.

6. Червинский, П. Д. Диагностика исследовательского поведения детей старшего

дошкольного возраста / П. Д. Червинский. – Текст : непосредственный // Исследовательская

работа школьников. – 2006. № 1. – С. 108-112.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Фотоотчёт об участии в краевом конкурсе исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь»Фотоотчёт об участии в краевом конкурсе исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь» В апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей Маргаритой Ивлевой участвовали в заочном, а затем и очном муниципальном этапе краевого конкурса.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Изучение исследовательских способностей детей дошкольного восраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Пырчева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Изучение исследовательских способностей детей дошкольного восраста
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 14:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД