Получи документы

Из опыта воспитательной работы по адаптации детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в начальной школе (19 фото)

Сушина Наталья Васильевна
Из опыта воспитательной работы по адаптации детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в начальной школе

Россия – это поистине многонациональное государство. Количество мигрантов не уменьшается, а только растет. В условиях активизации миграционных процессов в России важной их составляющей является социальная адаптация детей мигрантов в стране приема.

Публикация «Из опыта воспитательной работы по адаптации детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в начальной школе» размещена в разделах

Образовательная среда в настоящее время приобретает всё большее значение в адаптации детей-мигрантов. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача образования – воспитание гражданина демократического государства. Именно поэтому установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию терпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в нашей стране особую значимость. Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах. В образовательной среде дети-мигранты удовлетворяют основные потребности личности, осмысливают своё предназначение, воспринимают образование как индивидуально-значимую ценность, овладевают эффективными способами взаимодействия с другими людьми.

Успешная социокультурная адаптация детей-мигрантов невозможна без взаимодействия с учениками, принадлежащими к принимающей культуре. Поэтому система воспитательной работы с детьми предполагает мероприятия, направленные на понимание и принятие «другого», его объективных отличий и трудностей. Младшие школьники должны понимать, что мы живем в многонациональной стране. Значит, уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа – обязательное условие бесконфликтного общения.

Обучающиеся начальных классов имеют слабое представление о национальностях, проживающих в нашем городе, а многие не всегда готовы подружиться с детьми других культур. Это говорит о необходимости проведения систематической работы учителя по формированию толерантного отношения младших школьников. Для этого мы - учителя начальных классов проводим беседы, классные часы по формированию толерантности («Мы похожи», «Комплименты», «Толерантность в общении», «Что посеешь, то пожнешь», «Разделяем радость», внеклассные мероприятия «Учимся доброте», «Что такое толерантность», «Дорога толерантности», «Давайте жить дружно» и другие).

Внеурочная деятельность служит эффективным средством формирования толерантности учащихся. Так в моём классе в зависимости от набора от 20% до 25% детей-мигрантов.

Первое знакомство.

Первое знакомство происходит на первой неделе самого первого класса. Это и первая линейка, и первые уроки, и первый учитель, и первый сосед по парте… и много ещё, что происходит в самый первый раз. Первый шажок в новую школьную жизнь - важный и волнительный для близких людей и для юных учеников.

Из опыта воспитательной работы по адаптации детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в начальной школе
Фото №1 Россия это поистине многонациональное государство

Для успешной адаптации детей мигрантов провожу различные внеклассные и внеурочные мероприятия: походы, экскурсии, праздники в классе, поездки в другие города.

Первое внеклассное мероприятие «Я, ты, он, она»в детском кафе «Галактика» было очень интересным. Ребята играли, участвовали в различных конкурсах, танцевали, ели мороженое и всякие вкусности, дарили улыбки и хорошее настроение, называли друг друга ласковыми именами.

Фото №2 Количество мигрантов не уменьшается а только растет Фото №3 В условиях активизации миграционных процессов в России важной их составляющей является социальная Фото №4 Адаптация детей

Первая экскурсия в школьный двор. Вернулись с яркими букетами из разноцветных листьев и красивыми камешками. Все внимательно рассмотрели, чем-то обменялись. Чтобы дать находкам вторую жизнь, в помощники, конечно, пришлось призвать родителей. Поделки получились необычными, яркими и интересными.

Фото №5 Адаптационный период в детском саду адаптация детей мигрантов в стране приема Фото №6 Публикация Из опыта воспитательной работы по адаптации детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в начальной школе размещена в разделах Адаптация детей

Считаю, что полезно проводить экскурсии на выставки и в музеи, на которых ученики знакомятся с образом жизни, традициями и ценностями других народов. На Выставке народных костюмов Историко-художественного музея г. Ульяновска ребята знакомились с отличительными признаками костюмов разных сословий, жителей различных районов и губерний нашей большой страны, а также русской национальной культурой, традициями и обычаями, увидели разнообразные украшения, необычные головные уборы, неповторимые орнаменты. По окончании экскурсии разрешено было примерить элементы костюмов.

Фото №7 Адаптационный период в детском саду Адаптация и дезадаптация школьников Начальная школа Фото №8 Материалы для школьных педагогов Темочки Образовательная среда в настоящее время приобретает всё большее значение в адаптации детей мигрантов

На увлекательном занятии "В древнерусской школе" историко-краеведческого музея г. Киржач современные школьники узнали о том, как учились на Руси в былое время, послушали старославянскую речь, попробовали писать на бересте, поговорили о значении каждой буквы алфавита и увидели особые предметы, без которых учёба в школе была невозможна.

Фото №9 С психолого педагогической точки зрения Фото №10 Задача образования воспитание гражданина демократического государства

Участие в проектах «Моя малая Родина», «Моя семья» и «Моя Родословная», позволяет обучающимся лучше узнать друг друга.

Фото №11 Успешная социокультурная адаптация детей мигрантов невозможна без взаимодействия с учениками принадлежащими к принимающей культуре Фото №12 Поэтому система воспитательной работы с детьми предполагает мероприятия направленные на понимание и принятие другого его объективных отличий и трудностей

Знакомясь с историей г. Кольчугино, школы №5 посещаем школьный музей.

Фото №13 Младшие школьники должны понимать что мы живем в многонациональной стране Фото №14 Значит уважение к традициям обычаям ценностям и истории каждого народа обязательное условие бесконфликтного общения

В результате, когда на школьный конкурс, посвященный 75-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг., необходимо было подготовить литературно-музыкальную композицию "Песни и стихи, с которыми мы победили", долго не выбирали. Литературно-музыкальная композиция была о «Госпитале – 3083» на стихи кольчугинской поэтессы Тамары Анисимовой «Концерт в госпитале».

Фото №15 Обучающиеся начальных классов имеют слабое представление о национальностях проживающих в нашем городе а многие не всегда готовы подружиться с детьми других культур Фото №16 Это говорит о необходимости проведения систематической работы учителя по формированию толерантного отношения младших школьников

Самый, наверное, пюбимый праздник всех детей независимо от национальности - Новый год. Всем классом отправились в гости к Деду Морозу. Готовились заранее. Написали письма, опустили их в Подмосковье в Усадьбе Деда Мороза в волшебный шар и ждали исполнения своих желаний.

Чудо свершилось! На адрес школы пришла огромная тяжёлая посылка, а вместе с ней письмо с надписью: «Привет от Деда Мороза». Ребята с недоверием отнеслись к этому посланию – проверили подлинность печати и почтовой марки. И только после этого вскрыли коробку. Внутри оказались самые настоящие сладкие подарки. Они в очередной раз убедились, что Дед Мороз существует, а чудеса случаются.

Фото №17 Внеурочная деятельность служит эффективным средством формирования толерантности учащихся

Вместе украшаем школьный двор к Новому году. Не забываем о русских традициях. Ежегодно празднуем «Масленицу».

Фото №18 Так в моём классе в зависимости от набора от до детей мигрантов

Пасха - очень яркий праздник всех христиан. Традиции его такие необычные, что не оставляют равнодушными никого. Многие обычаи в современном мире утрачиваются или изменяются, но украшением яиц неизменно занимаются практически во всех христианских семьях. Участвуем в мастер-классах по росписи пряников в виде пасхальных яиц.

Традиционным стало отмечать праздники: 23 февраля, когда девочки поздравляют мальчиков и 8 Марта, когда мальчики поздравляют девочек.

Моим ученикам нравится участвовать в мастер-классах, на которых мы делаем подарки на День Матери, Новый год, 23 февраля и 8 Марта.

Провожу со своими учениками профориентационную работу.

Экскурсия на почту. Познакомились с работой почтового отделения связи, расширили знания о профессиях работников социальной сферы, а заодно потренировались правильно вести себя в общественном месте. На память об экскурсии детям подарили открытки, которые были подписаны и вручены работникам школы на 23 февраля и 8 Марта.

Попробовали работать в магазине «Пятерочка».

В одном из сетевых магазинов с открытой выкладкой ребята помогали по залу: раскладывали товар, выставляли ценники, отвечали на вопросы покупателей. Гораздо больше узнали об обязанностях продавца: взвешивать товары на весах, сообщать покупателю цену, принимать оплату за стоимость, упаковывать продукты. А самое главное, нужно быть доброжелательным и стараться во всем помочь. Теперь к людям этой профессии четвероклассники будут относиться с большим уважением, ведь о её трудностях они знают не понаслышке.

В 2020 году 1 сентября у нас было необычным. Встретились поздравили друг друга с наступающим новым учебным годом. После долгой разлуки из-за пандемии, мы решили более тесно пообщаться в С-Заводи. И сразу после классного часа 1 сентября мы отправились туда. Поучаствовали в Весёлых стартах, покатались на лодках, поиграли с Домовым и узнали много нового о народных традициях, а потом устроили «покатушки» на самых настоящих лошадях. После конных прогулок ребята вместе с родителями смогли порадовать лошадок и других животных угощениями, которые заботливо привезли с собой: хлеб, сахар, морковь, яблоки. И сами трижды вкусно поели.

Не знали, что нам ждать от этого учебного года (все ждали 3 волну пандемии, дети и родители устали находиться на самоизоляции, решили отправиться отдыхать на природу, на площадку рядом с лагерем «Дубки». Погода нас не подвела. Перед входом на территорию дали клятву о бережном отношении к природе, поговорили о правилах поведения и, конечно же, о том, что будем отдыхать, смеяться и веселиться. Тигруля устраивал нам различные соревнования и даже раскрасил личики аквагримом. А ещё мы искали клад (сундук с золотыми монетами) : разгадывали ребусы и загадки, участвовали в конкурсах и спортивных соревнованиях. Родители не отставали от детей и приготовили вкусный стол».

После таких замечательных праздников и учиться надо только на пять с плюсом. Ну, или хотя бы очень-очень стараться.

Активно участвуем во всех школьных мероприятиях. Сотрудничаем с дошкольными учреждениями МДОУ № 14 и № 10. Проводим совместные акции и мероприятия.

Очень нравится ребятам заниматься волонтерской деятельностью.

Это ежегодное участие в акциях:

1. «Большая помощь маленькому другу». Собираем корм для бездомных животных, которые находятся в собачьем питомнике

Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия. Сформировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого, и дать возможность им самим совершить добрые дела.

2. Также собирали корм для лошадей.

Покормили их, попробовали поухаживать за ними, и, конечно же, покатались.

3. Участвуем в акции «Корзина доброты». Собираем продовольственные наборы для пожилых людей, инвалидов, ветеранов нашей школы. Уже несколько лет подряд ученики моих классов относят эти наборы людям с ограниченными возможностями.

Согласитесь, благодаря таким акциям ученики могут почувствовать свою значимость, стать человечнее.

4. Акция «Покормите птиц зимой». Открываем в школьном дворе «Птичью столовую». Кормушки делаем вместе с родителями.

5. Чистим снег одиноким пожилым людям.

Продолжаем делать добрые дела, отправились на помощь бабушке Марии Петровне Чернышовой. Расчистили подход к дому и на территории возле него навели порядок. Нас было много, потому большого труда это не составило. Поработали в удовольствие, пообщались, дело доброе сделали, да ещё и конфетками нас угостили.

Считаю, что лучше всего детей в классе сближает совместное творчество. Стали участниками проекта Российского движения школьников "Фестиваль театрализованных представлений для учащихся начальных классов".

Вместе с родителями ребята создали настоящий кукольный театр с декорациями и героями - куклами-марионетками. Ребята показали своим одноклассникам сказку про Бременских музыкантов. Получилось ярко, музыкально и необычно!

В своей работе стараюсь

1. Создать положительное отношение к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела.

2. Формировать привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Нужно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла.

3. Обучить детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.

4. Развивать эмоциональную сферу. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т. п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.

Важным фактором социализации является тесное взаимодействие двух институтов социализации: школы и семьи.

Безусловно, организация обучения ребенка-мигранта невозможна без тесного взаимодействия с его родителями. Поэтому, родителей необходимо, по возможности, включать во все формы работы школы с родителями : родительские собрания, экскурсии – любые неформальные мероприятия. Таким образом, мы также помогаем адаптации детей, родителям становятся понятнее проблемы, которые возникают у их детей в школе. В своём классе ежегодно проводим внеклассное мероприятие с обучающимися и их родителями посвященное «Дню матери». Да, и в любых мероприятиях наши первые помощники - это родители.

Можно сделать вывод: с помощью участия детей мигрантов в различных праздниках, играх, конкурсах происходит обмен культурными ценностями, способствующий успешной их социализации.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе «Все дети любят рисовать»Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе «Все дети любят рисовать» Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе в мае 2018года. По традиции в мае всегда проходит выставка.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Из опыта работы классного руководителя в начальной школе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Кемерово «Из опыта работы классного руководителя».

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Опыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАСОпыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС Важнейшими компетенциями педагога, реализующего инклюзивную практику, являются умение планировать и адаптировать образовательный процесс,.

Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Библиотека изображений:

Публикация Из опыта воспитательной работы по адаптации детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в начальной школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сушина Наталья Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Из опыта воспитательной работы по адаптации детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в начальной школе
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 23:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД