МААМ-картинки

Из опыта работы. «Воспитание дошкольников на основе русского народного фольклора»

Елена Валерьевна Виниченко
Из опыта работы. «Воспитание дошкольников на основе русского народного фольклора»

Русский народный фольклор является одним из путей нравственного воспитания детей, ведь только с помощью народного фольклора можно воспитать в детях такие качества, как любовь к своей Родине, своему народу, его обычаям и традициям. В народном творчестве отражены различные стороны общественной жизни, связанные и с трудом и с отдыхом русского народа, наблюдения людей за характерными особенностями времен года, поведением животных, птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость должна быть передана нашим детям.

Публикация «Из опыта работы, „Воспитание дошкольников на основе русского народного фольклора“» размещена в разделах

Знакомить детей с народным творчеством я начинаю с младшего возраста. На музыкальных занятиях мы разучиваем русские народные потешки, попевки, песни. Они обычно имеют несложные напевные мелодии, интересны по содержанию, легко запоминаются, поэтому нравятся детям. Во время пения народных песен у детей не утомляются их еще слабые голосовые связки. Во многих песнях часто встречаются такие словосочетания, как «ай-лю-ли», «ой, так и вот так», «ладо-ладо» и др., повторяются фразы и отдельные слова, это вызывает у детей интерес и желание исполнять такие песни. Разучивая песни с детьми младшей группы, я использую игровые приемы. В песнях «Ладушки», «Сорока- сорока» мы сопровождаем пение движениями рук, развивая тем самым мелкую моторику. К песням «Петушок», «Зайка», «Солнышко-ведрышко» я приношу на занятия игрушечного петушка, зайку, солнышко, наряжаю детей в шапочки этих персонажей и они прыгают, как зайки, кукарекают, как петушки, выглядывают из окошка домика, изображая солнышко. Таким образом мы прививаем малышам умение вживаться в образ, передавать его в движениях, интонациях голоса и мимике.

Уже в младшей группе мы слушаем русские народные мелодии в исполнении оркестра народных инструментов (аудиозапись). Это «Полянка», «Ах, вы сени», «Из-под дуба», «Как у наших у ворот». Плясовой, зажигательный характер этих мелодий вызывает у детей оживление. Большинство плясок в младшей группе мы исполняем под русские народные мелодии, используем характерные для народных плясок атрибуты : ложки, платочки, ленточки, колокольчики, бубны. Очень любят дети народные хороводные игры «Заинька», «У медведя во бору», «Ходит Ваня», «Карусель».

В средней группе наши дети уже хорошо владеют простейшими танцевальными движениями русской народной пляски : поочередное выставление ног на пятку, полуприседания, притопы, хороводный и дробный шаг, кружение в паре «лодочкой», русский поклон. В этом возрасте мы учим детей танцевать с балалайками и гармошками, прививаем навыки инсценирования песен.

В младшей и средней группе я знакомлю детей с такими персонажами народного фольклора, как Матрешка, Ванька – Встанька, Петрушка, Бабушка – Загадушка, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Масленка, они приходят к детям на праздники, играют с ними.

В старшей и подготовительной группах я разучиваю с детьми более сложные песни, пляски и хороводы. Использую русские народные попевки для распевания, как упражнения для слуха и голоса, развивая у детей звуковысотный слух, чувство ритма, дикцию и артикуляцию. Это попевки: «Чики- чикалочки», «Бай –качи», «Лиса по лесу ходила», «Андрей-воробей», «Котя-коток» и др. Разучивая с детьми народные песни, объясняю им значение старинных слов: горенка, сенички, коромысел золотой, ярмарка, лебедушка, соколик и др.

В старшем возрасте я знакомлю детей с новыми жанрами русской песни : это частушки, которые учат детей понимать народный юмор, лирические песни, отражающие жизнь человека, его горести и радости, а также трудовые песни, которые воспитывают в детях уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

На познавательных занятиях знакомлю детей с предметами народного быта : плетень, ухват, чугунок, печь, кочерга, корыто, ушат, прялица, колыбель и др. Используя иллюстрации, кукол в русских народных костюмах, знакомлю детей с одеждой русского народа, с названием элементов одежды: лапти, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, кушак, картуз и др.

На познавательных занятиях знакомлю детей и с русскими народными инструментами, с историей их появления:свистулька, дудочка, балалайка, гармошка, гусли; с шумовыми инструментами: трещотки, рубель, колотушка и др. Дети осваивают приемы игры на духовых, шумовых инструментах, на деревянных ложках (на двух в одной руке, на трех). Мы организуем оркестры шумовых инструментов, ансамбли ложкарей.

В старшем возрасте наши дети осваивают такие танцевальные движения, как присядка, выбрасывание ног на прыжке, кружение в парах «вертушкой», приставной шаг, «ковырялочка», шаг с припаданием, шаг кадрили, различные хороводные перестроения. Используя эти движения мы разучили с детьми такие пляски: «Во долине-луговине», «Байновская кадриль», «Коробушка», «Сапожки русские», «Танец с ложками», «Гжельские узоры», «Танец с коромыслами» и др.

В старшем возрасте мы продолжаем развивать у детей навык инсценирования песен, в детском репертуаре появляются такие песни: «Ой ты, зимушка- зима», «Как у наших у ворот», «Тень-тень, потетень», «Как на тоненький ледок», «Где был, Иванушка?», «В сыром бору тропина». Развитию творческих способностей также способствует участие детей в драматизациях русских народных сказок.

В хороводах: «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем», «Масленка», «Веснянка» и др. мы продолжаем развивать у детей умение согласовывать пение и движения. Особое место в русском фольклоре занимают народные игры, сочетание устного творчества с игровыми действиями развивают внимание, сообразительность, ловкость, силу, меткость, быстроту движений. В репертуаре детей старшего возраста: «Плетень», «Горелки», «Вербохлест», «Родничок», «Яша», «Бабка Ежка» и др.

Все песни, пляски, хороводы, игру на музыкальных инструментах, а также драматизации русских народных сказок дети исполняют на фольклорных календарных праздниках, которые мы постоянно организуем в нашем саду. Это такие праздники, как «Осенины», «Ярмарка», «Посиделки», «Колядки», «Масленица», «Веснянка». Знакомя детей с праздниками земледельческого календаря, я объясняю им, что для народа праздники были не днями безделья, а сочетанием труда и веселья, что у каждого праздника свои обрядовые действия. Составляя сценарии к этим праздникам я стараюсь сохранять народные традиции. На «Осенинах» мы с детьми воспеваем щедрость и плодородие русской земли, славим трудолюбие народа. На «Ярмарке» дети с удовольствием изображают торговцев, весело кричат, расхваливая свой товар, скоморохи приводят Медведя, проводят игры с ним. На «Колядках» дети в костюмах ряженых ходят в гости, в соседние группы, поют колядки, угощают друг друга, осыпают друг друга крупой. На «Масленицу» мы с детьми мастерим чучело, водим с ним хороводы, а затем сжигаем его на костре, проводим игры на снегу, угощаем детей блинами. На «Веснянку» мастерим бумажных птиц, поем заклички жаворонков, играем в игры с вербными веточками. На «Троицу» воспеваем красоту русской березы, танцуем с ленточками, украшаем лентами березовые ветки. К детям приходят персонажи русских народных сказок : Емеля, Несмеяна, Баба Яга, Кощей, Леший, Кикимора, Василиса Прекрасная, Иванушка, Скоморохи и др.

В работе с детьми по ознакомлению с русским народным фольклором я использую следующую литературу:

1. Сборники «Гармошечка- говорушечка»

2. Сборники «Русские народные песни»

3. Сборник «Жаворонушки»

4. Методическое пособие «Знакомство детей с русским народным творчеством», авторы Бударина Т. А., Маркеева О. А.

5. Комплект пособий «Праздники, игры и забавы для детей (весна, лето, осень, зима), авторы Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д.

Публикации по теме:

Азбука доброты и вежливости. Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие «Родина», но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. «Воспитание дошкольников на основе русского народного фольклора»
Опубликовано: 29 октября 2012 в 13:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД