Лучший педагог года

Из опыта работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

Ежелева Галина Анатольевна
Из опыта работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

Из опыта работы.

Тема: «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников».

Публикация «Из опыта работы „Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников“» размещена в разделах

"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".

В. А. Сухомлинский

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов: как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира, как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни, как интересно можно жить в этом мире, как воспитать и развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие-творчество-игра. Поэтому, опираясь на поставленные задачи, меня как человека творческого привлекла театрализованная деятельность. К сожалению, театрализованная деятельность не входит в систему организационного обучения детей в детском саду. Воспитатели используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего, как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Во многих исследованиях обозначены психологические особенности детской художественной игры как формы усвоения социального опыта общения. Она предполагает обязательное вовлечение индивидуального и прежде всего эмоционального опыта ребёнка. Театр и игра близки ребёнку, который стремиться воплотить в действии жизненные впечатления, позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, программа, сценарии, консультации для родителей и педагогов и др.) может быть использована при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях. Этим опытом можно поделиться и с другими педагогами.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы разностороннего развития дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов с детьми работы с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.

Работая над данной темой, я поставила перед собой такую цель: Формирование всесторонне-развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности; совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации; развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

2. Обогащать и активизировать словарь детей; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать диалогическую и монологическую речь, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

3. Развивать память, мышление, воображение, внимание; расширять представления детей об окружающей действительности; учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров; воспитывать желание играть театральными куклами, используя их в самостоятельной деятельности.

5. Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности с детьми, способствовать возрождению такой традиции как «домашний театр».

Обобщив свой многолетний опыт работы по театрализованной деятельности, я решила разделить всю эту деятельность на четыре направления:

1. Предметно – пространственная развивающая среда.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

4. Работа с социумом.

Театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, она способствует адаптации ребёнка в социальной среде. Вот поэтому в первую очередь постаралась создать предметно-пространственную развивающую среду, соответствующую возрасту и теме моей работы. Ведь ребёнок с детства должен быть погружён в такой волшебный и знакомый мир сказок. Малыши, приходя в нашу группу, попадали в мир знакомый им с самого раннего детства и практически у всех детей адаптация была лёгкой.

Создавая «сказочный мир», я разработала проекты :

- «Сказка в гости к нам пришла» - (первая группа раннего возраста). Целью которого стало: помочь малышам преодолеть речевую пассивность, посредством погружения в мир русских народных сказок и потешек, создав предметно- пространственную развивающую среду в группе и на групповом участке способствующую этому погружению и развитию познавательных способностей и самостоятельности детей.

- «Наш цветник» - (первая группа раннего возраста).

Цель: оформить цветник по русским народным сказкам.

- «Театральная среда» (2 группа раннего возраста).

Цель: Приобщать к сказкам посредством различных видов театра. Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.

- «Летняя площадка» (младшая группа).

Цель: Создать на территории участка младшей группы условия для развития двигательной активности и оздоровлению дошкольников с использованием русского фольклора.

- Проект «Масленица» (средняя группа).

Цель: Знакомство детей с народным праздником Масленица, воспитание любви к своей Родине посредством игр - драматизаций.

В рамках работы над проектами у нас постепенно обновилась предметно-пространственная развивающая среда и были созданы различные зоны активности, в которых дети могли самостоятельно обыгрывать знакомые сюжеты сказок, перевоплощаться в любимых героев и чувствовать себя увереннее. Так же были обновлены различные виды театров : пальчиковый, плоскостной, настольный, перчатковый, театр на палочках, театр ростовых кукол, театр на ложках и т. д. Наша театральная копилка пополнилась детскими костюмами, атрибутами, масками, декорациями для разыгрывания любого спектакля по русской народной сказке.

Следующее направление – это работа с детьми.

В работе с детьми я использовала такие формы и методы:

-театрализованные игры-спектакли;

-мини игры на занятиях;

- игры-драматизации в повседневной жизни;

-театрализованные игры на праздниках и развлечениях;

-театрализованные игры в повседневной жизни;

-совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;

- занятия творческого объединения «В гостях у сказки»;

- просмотр спектаклей и беседы по ним;

- самостоятельная театрализовано-художественная деятельность.

- упражнения для социально – эмоционального развития детей.

- коррекционно – развивающие игры.

- артикуляционная гимнастика.

- задания для развития речевой интонационной выразительности.

- игры – превращения «учись владеть своим телом», образные упражнения.

- упражнения на развитие детской пластики.

- пальчиковый игровой тренинг для развития моторики рук.

- упражнения на развитие выразительной мимики.

- упражнения по этике во время работы над постановкой спектакля.

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Театрализованную деятельность при работе с детьми я старалась включать во все образовательные области, ведь играя с детьми легче и быстрее можно добиться поставленных целей.

Я разработала Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности «В гостях у сказки». Цель этой программы: развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра. Программа состоит из трех самостоятельных модулей: для детей младшей, средней и старшей группы.

В рамках этой программы мы с ребятами подготовили такие спектакли:

«Колобок», «Новогодняя сказка», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Лесной зонтик», «Сказка про ёжика Фру-фру, который был всем недоволен», «Новогоднее представление», «Зайчишкин день рождения», «Цирк! Цирк! Цирк!». Так же были созданы мультфильмы руками детей «Нам весело!» и «Сказка о непослушной принцессе».

Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности как в ДОУ так и дома, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте, режиссерами выступают воспитатели, а соавторами - сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами - родители воспитанников. Так же постаралась возродить такой вид детско-родительской деятельности как «Домашний театр». Родители с удовольствием приняли участие в акции «Домашняя постановка».

Так же использую в своей работе и традиционные формы работы с родителями :

- консультации, буклеты, анкетирование: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников», «Знакомим с разными видами театров»;

- организация работы родительского клуба «Путеводитель по образованию»

- выступления на родительских собраниях: «Возрождаем домашний театр», «Как устроить домашний театр для детей, мастерим вместе с ребёнком»;

- индивидуальные беседы в рамках подготовки роли, «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста», «Почитай мне сказку, мама!», «В мире мультфильмов. О выборе мультфильмов, которые не калечат!».

Накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах, родительских собраниях, консультирую. В 2017 году выступала на районном семинаре по теме: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности».

Являюсь активным участником педагогических интернет форумов.

Занимаясь с детьми театром, я стараюсь сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Включение театральной деятельности в образовательный процесс позволило добиться нужной динамики в развитии детей были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций: внимания, памяти, мышления и воображения. Позволило развить у детей следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции, самостоятельность.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности во всех образовательных областях приводит к следующим результатам:

- Дети приобретают уверенность в себе.

- Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

- Дети умеют строить диалог.

- Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

- Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

- Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

- Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

- Дети умеют распределять между собой обязанности.

- Дети могут запомнить и описать любимого героя.

- Дети сочиняют этюды по сказкам.

Находясь в обществе детей, чувствуешь себя в мире детства и этот мир кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни. Как хочется заглянуть в этот мир хоть на мгновение и сделать этот мир детства еще краше и добрее!

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство оптимизации социально-личностного развития старших дошкольников В соответствии с ФГОС ребёнок 7 лет, освоивший основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обладает определенными интегративными.

Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников» Слайд 2 Цель: раскрепостить.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Театрализованная деятельность в детском саду позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Благодаря театру ребенок познает мир.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника» Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – путь к познанию.

Презентация «Опыт работы «Трудовое воспитание дошкольников как важное средство всестороннего развития личности ребёнка»Презентация «Опыт работы «Трудовое воспитание дошкольников как важное средство всестороннего развития личности ребёнка» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Сообщение из опыта работы «Дидактические игры как средство всестороннего развития ребенка» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ Цель изучение особенностей организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Задачи: -рассмотреть сущность.

Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность — эффективное средство развития речи дошкольников 6–7 лет» Статья «Опыт работы на тему: «Театрализованная деятельность – эффективное средство развития речи дошкольников 6-7 л. Театр — это волшебный.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников У каждого у нас Внутри талант таится И.

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Быть творческим – значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это совершенствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
Опубликовано: 8 июля 2019 в 18:27
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД