Папки-передвижки

Из опыта работы. Реализация проекта «Экологическое образование в детском саду»

Светлана Прусакова
Из опыта работы. Реализация проекта «Экологическое образование в детском саду»

В настоящий момент все острее ощущается необходимость пересмотра отношения человека к окружающему миру, своему месту в нем.

Вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста исследовали: С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Е. В. Терентьева, И. Ф. Виноградова и др.

В настоящее время экологическое воспитание представлено во всех ныне действующих комплексных программах («Программа образования ребенка-дошкольника»; «Программа воспитания и обучения в детском саду»; «Кроха»; «Радуга»; «Детство»; «Развитие» и др.). Использование специальных парциальных программ («Наш дом – природа» Н. А. Рыжова; «Юный эколог» С. Н. Николаева; «Мы. Азбука природы» Н. Кондратьева; «Мы – земляне» А. Вересова и др.) позволяют углубленно заниматься экологическим воспитанием. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Публикация «Из опыта работы, Реализация проекта „Экологическое образование в детском саду“» размещена в разделах

В наше время проблемы экологического образования детей дошкольного возраста вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом образовании детей, начиная с раннего возраста.

Анализируя деятельность своего учреждения по экологическому воспитанию детей, я пришла к выводу, что эколого-развивающая среда не полностью обеспечивает условия для непрерывной педагогически-обусловленной и совместной деятельности педагогов с детьми по экологическому образованию детей в нашем ДОУ. Это обусловлено тем, что отсутствует необходимая материальная база эколого-предметной среды.

Анализ деятельности по экологическому образованию, проведенный в 2007-2008 учебном году, в нашем учреждении показал:

1. Критерии знаний экологической воспитанности детей 6-7 лет соответствуют высокому уровню только у 12% опрошенных детей, 36% детей имеют средний уровень и 42% - низкий уровень знаний (приложение 1).

2. Анализ тестирования педагогов нашего учреждения также свидетельствует о недостаточной подготовке по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста. Их ответы показывают, что большинство теоретически знают как оснастить экологическую среду (51%, какие формы и методы рационально использовать в работе с детьми разного возраста (33%) (приложение 2)

Тем не менее:

• воспитатели не понимают многоаспектности и глобальности экологического воспитания и порой трактуют его слишком примитивно («научить детей чему-либо», «сформировать то или иное правило экологического поведения, организовать экологическое мероприятие и т. д.) (66%)

• считают важной задачей формирования экологической культуры у ребенка, но в содержание этого понятия включают только поведенческий компонент («беречь природу, не ломать, не рвать и т. д.»(55%)

• имеют недостаточную биологическую и экологическую подготовку, и это отражается на тех знаниях, которые они формирую у детей. (17%)

3. Анкетный опрос среди родителей по теме «Как вы понимаете экологическое воспитание детей» показал, что из 50 опрошенных семей большинство из родителей имеют низкую экологическую культуру (приложение 3) :

• большинство родителей понимают экологическое воспитание как природоохранный аспект (66%). Наличие экологической культуры и становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе совершенно не рассматриваются ими.

• некоторые семьи испытывают серьезные трудности по воспитанию у детей экологической культуры (52%)

• часть родителей не принимают всерьез эколого-развивающую среду дома на развитие у детей экологической культуры (53%)

Наличие данной ситуации ставит перед нами проблему – совершенствовать систему экологического образования детей в нашем учреждении.

ЦЕЛЬ: Создание в ДОУ для детей дошкольного возраста центр экологической культуры

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ: 1) Разработка модели координаций усилий детского сада и семьи по экологическому образованию детей

2) Создание системы работы ДОУ по развитию экологической культуры у детей и взрослых

3) Создание условий для экологически развивающей среды в детском саду;

4) Поддержание тесных связей с социумом.

Исходя из этой системы разработала схему управленческой деятельности по экологическому воспитанию в ДОУ, которая состоит из воспитательно-образовательной работы с детьми, организационно-управленческой деятельности и практической части.

Для успешной реализации намеченных целей в ДОУ была организована творческая группа, которая ставила перед собой задачи: создание в детском саду условий для экологического воспитания, освоение содержания и методов экологического воспитания детей, освоение технологий работы с детьми разного возраста, творческий поиск в их приспособлении к местным условиям.

Проведена большая подготовительная работа со всем коллективом педагогов. Были организованы тематические семинары, анкетирование и тестирование по экологической тематике, встречи по обмену опытом, ряд педагогов посетили курсы повышения квалификации.

Систематически у нас проходят просмотр открытых занятий внутри детского сада и РМО. Были показаны:

• Открытое районное занятие «Воздух – невидимка» (2007г.)

• Красочное шоу–представление (районное) : «Путешествие в космос»(2008г., где дети не только развлекались, но и знакомились с планетами.

Анализ диагностики профессиональной компетентности педагогов по экологическому образованию за 2008-2009 учебный год в сравнении с 2007-2008 учебным годом показал увеличение процента педагогов с высоким уровнем развития на 10%,со средним уровнем – на 7%, а процент с низким уровнем развития снизился до 4%.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены ряд мероприятий на экологическую тематику, циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое значение мы придавали исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Благодаря, систематической работе педагогов с детьми по данному направлению, наблюдается положительная динамика уровня развития детей экологическому образованию :

-процент детей с высоким уровнем экологической воспитанности сравнении с прошлым учебным годом увеличился в среднем на 13%;

-с 50% до 45% снизился процент детей со средним уровнем экологической воспитанности

-процент детей с низким уровнем экологической воспитанности заметно уменьшился с 20% до 12%.

Очень важно чтобы основы экологического воспитания, заложенные в детском саду, нашли свое продолжение в семье. Для того чтобы заинтересовать родителей, в ДОУ организовывались сезонные выставки, проводились консультации в группах, в родительских уголках созданы «Уголки природы», многие родители участвовали в экологических субботниках и озеленении территории детского сада. Все это позволяет объединить усилия коллектива сотрудников учреждения и родителей в общем деле экологического воспитания детей.

Для познавательного и эколого-эстетического развития дошкольников в 2008 году создана Зеленая комната и открыт мини-планетарий.

С целью формирования знаний об окружающем мире Зеленая комната оснащена картой паспортов растений и экспозицией картин русских художников.

Эколого-развивающая среда в группах, созданная воспитателями, предоставляет дошкольнику возможность использовать и развивать свои способности, стимулирует появления самостоятельности, инициативности.

Для приобретения личного опыта дошкольников с природой ближайшего окружения и правильного взаимодействия с живыми объектами в детском саду разработана экологическая тропа. Дети путешествуют по ней в теплое время года.

На участке детского сада разбит огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, наблюдают за их ростом, получают практические навыки ухода за ними.

Для ознакомления детей с лекарственными растениями на территории ДОУ разбит фитоогород.

Для развития эстетического вкуса и познавательной деятельности начата работа по созданию альпийской горки на территории детского сада.

Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений развивают эмоциональную сферу и игровые функции дошкольников. В результате на полянке появились озорные фигурки и веселые мухоморчики, которые радуют глаз. А всех приходящих в детский сад встречает Колобок, пригревшийся на пенечке, хозяин экологичесой тропинки Лесовичок, лесной олень и символ семьи и детства аист.

Коридоры, холлы обогатились наглядными стендами, отражающие жизнь детского сада, работами, фотографиями, поделками детей и родителей.

Веб-сайт нашего детского сада также отражает вопросы экологического воспитания детей, помогает родителям больше узнать о работе с детьми в этом направлении.

Таким образом, разнообразие форм организации зеленой зоны в ДОУ позволило использовать предметно-развивающую среду в познавательных и оздоровительных целях, для развития у дошкольников навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания детей и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Публикации по теме:

Из опыта работы-экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности Дошкольное детство-начальный этап формирования личности человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе,к себе и к окружающим.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Мельникова Ирина Сергеевна МДОУ – детский сад № 16 «Малышок» (г. Серпухов) Природа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Реализация проекта «Экологическое образование в детском саду»
Опубликовано: 10 сентября 2014 в 10:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы. Реализация проекта «Экологическое образование в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Прусакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД