Получи документы

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Гиззатуллина Раушания
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкус, ценностные ориентиры.

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие

способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Тема нашего семинара-практикума «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»

РППС должна обеспечивать следующие условия:

- реализацию различных образовательных программ

- учет возрастных и половых особенностей

- учёт национально-культурных, климатических особенностей

При построении развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали следующие принципы: насыщенности, трансформируемости; вариативности; полифункциональности; безопасности; принцип открытости и доступности.

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно-ролевых игр

Создание такой игровой зоны помогает воспитывать умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, формирует умение договариваться, распределять роли, обогащает словарный запас детей, развивает коммуникативные и нравственные способности, учит играть группами, развивает речь.

Все атрибуты для сюжетно – ролевых игр находятся в свободном для детей доступе

Центр трудового воспитания

Предназначен для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования и дальнейшего совершенствования элементарных трудовых навыков

Уголок «Юный гражданин России»

Уголок «Юный гражданин России» содержит Российскую государственную символику, иллюстрационный материал, художественную литературу.

Уголок Безопасности

Кабинет ПДД

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Познавательное развитие

Центр строительства и конструирования из деталей

Содержит конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор; мобилен: можно перемещать в любое место группы.

Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания

Центр опытно-экспериментальной деятельности и природы

В нё м находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, песочные часы, воронки, весы, термометры, природный материал, крупы, картотека игр-экспериментов.

Центр настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной или дидактической игрой.

К таким играм относятся: мозаика; дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»); пазлы; лото; домино; шашки и др.

Математический уголок

пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Речевое развиьтие

Литературный центр (книжный уголок)

Содержание литературного центра (книжного уголка) соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказки, детские периодические издания, энциклопедии и др. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В центре книги помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.

Художественно-эстетическое развитие

Центр изобразительного искусства

Цель создания центра: формирование интереса к изобразительной деятельности, развитие воображения, фантазии, мелкой моторики рук, воспитание аккуратности, самостоятельности, усидчивости. Уголок выполняет образовательную функцию, приобщает детей к изобразительному искусству, к декоративно - прикладному искусству.

Оборудование и материалы: карандаши, пластилин, бумага, доски для лепки, раскраски, линейки, фломастеры,трафареты.

Центр театрализованных (драматических игр)

В центр театрализованных (драматических игр) имеются различные виды театра (перчаточный пальчиковый, деревянный, настольный, на магнитах и т. д., маленькая ширма для настольного театра, атрибуты для ряженья – элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее). Имеются костюмы, маски и атрибуты для разыгрывания сказок «Теремок», «Волк и семеро козлят». Имеется картотека театрализованных игр.

Центр музыки

Центр музыки - это место, где дети познают музыку и ее красоту. Благодаря этому процессу ребенку прививается желание любить и познавать прекрасное. Центр поможет развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь. Здесь имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха

Физическое развитие

Центр двигательной активности

Основное назначение центра двигательной активности – формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью и совершенствование двигательных навыков и умений.

Оборудование и материалы: мячи, обручи, кегли, мешочки с песком, «кольцеброс», атрибуты для проведения подвижных игр.

Уголок отдыха

Создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда, созданная в детском саду, обеспечивает:

-максимальную реализацию образовательного потенциала;

- наиболее эффективное развитие индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

-возможность двигательной активности детей;

- возможность для уединения.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда группыПредметно-пространственная развивающая среда группы Я продолжаю свой рассказ о развивающей среде группы. В группе оформлены следующие уголки: Уголок творчества Уголок творчества расположен.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно - пространственная среда по ФГОС ДО, это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
Опубликовано: 13 апреля 2023 в 19:47
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Гиззатуллина Раушания на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД