Папки-передвижки

Из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства»

Харькова Ирина Александровна
Из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства»

Искусство театра - самое передовое, жизнерадостное, светлое, человеческое. Велико мастерство всех создателей и участников театральных спектаклей.

Театр радует детей, развлекает и развивает их, Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют ее в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребенка.

Публикация «Из опыта работы „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства“» размещена в разделах

Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они ранее не замечали и передавать их с помощью движений, жестов, мимики.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке к спектаклю они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка.

Интенсивному речевому развитию служит самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственными действиями по ролям, но также и художественно - речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, напевание).

Театрально - игровое творчество имеет большое значение для любого возраста детей. Дети любят играть, игра - это часть жизни каждого ребенка. Дети замечательные актеры: стоит кому-либо из них надеть хотя бы часть какого-либо костюма, как он сразу входит в образ. Наша задача - увлечь ребенка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по-своему, дать свободу выбора, то есть проявить партнерскую позицию, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по-настоящему. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль.

В детском спектакле важно творческое участие детей, незаученные, по наставлению взрослых, слова, стих, песни, движения, а свобода, радость, интерес. Дети могут танцевать, петь, читать стихи, исполнять роли, но не для публики, а ради игры, ради участия в коллективном действии, которое приносит им удовольствие. Для этого ребенка нужно увлечь сюжетом, дать возможность самому выбрать, что хотел бы спеть, станцевать и т. д. Ребенок должен иметь возможность не участвовать в действии если он не хочет, если не увлекся.

Быть зрителем - это тоже искусство. В роли ребенок должен иметь возможность сказать что-то по-своему, так как ему понятнее, как нравится. Ведь главное суть, а формы могут быть разными. Если ребенок почувствует свободу, он скорее захочет участвовать в игре. На детских праздниках, во всех театрализованных постановках с участием детей, необходимо избегать всяческого напряжения, скованности, насилия, а также «показухи». Взрослые участники игры или спектакля должны быть партнерами детей по игре, а присутствующие зрители, гости не должны быть пассивными наблюдателями и понимать, что они пришли к детям в гости, на их праздник, в их страну игры и принимать законы этой страны. В мире игры все должны участвовать, каждый как он может, как хочет, но участвовать.

Любой спектакль, поставленный совместно с детьми и их родителями, любой праздник, развлечение с элементами театрально - игрового творчества - это прежде всего особая игра, праздничная игра, которую мы, взрослые, помогаем ребенку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия и играем мы в эту игру вместе. В процессе такой игры дети воспитываются, многому учатся. У них развиваются коллективизм, коммуникабельность, умение сотрудничать, чувство сопричастности общему делу, ответственность, решаются многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи :

1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизации на детских музыкальных инструментах.

3. Воспитывать культуру речевого общения. Расширять словарный запас, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонацией выразительной речи.

4. Совершенствовать память, внимание, мышление, творческое воображение.

Театрализованные игры включают :

действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскими фигурками);

непосредственные действия детей по ролям;

литературную деятельность, проявляющуюся в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с пояснениями от автора;

изобразительную деятельность - носит характер пространственно - изобразительной, оформительской; дети создают рисованные или аппликационные декорации, костюмы персонажей;

музыкальную - исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т. д.

Руководство театрально - игровой деятельностью требует от педагога умение строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых - формирование творческих способностей детей.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. В нашем дошкольном учреждении создали развивающую среду :

- музыкальный зал - где проводятся занятия, праздники, развлечения, концерты;

- комната сказок, гримерная – где дети под руководством педагогов подготовятся к спектаклю.

В соответствии со своим видением данной проблемы наметила ряд задач:

1. Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными способностями воображение и фантазию, развитие детского творчества на основе собственных представлений.

2. Содействовать овладению детьми «секретами» кукловождения и драматического искусства в соответствии с психофизическими возможностями возраста, активному использованию приобретенных личностных умений, как в организационной, так и самостоятельной театрализованной деятельности в детском саду и дома.

3. Обеспечить условия для удовлетворения генетических потребностей каждого ребенка и творческой самореализации средствами театрализованной игры.

4. Помочь детям совместно с родителями войти в мир эмоциональной культуры, овладеть способами и приемами проявления и понимания эмоций, чувств в тех формах, которые являются этически и эстетически ценными в различных социальных ситуациях.

Практическую реализацию поставленных перед собой задач я решила начать со 2-ой младшей группы, так как с детьми 4-го года жизни организация театрализованной деятельности носит нерегламентированный характер, т. е. по их желанию. Один раз в месяц проводится театрализованное развлечение с участием родителей. Кроме того, эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей в качестве зрителей, так как они получают возможность удовлетворить генетическую потребность в самоутверждении средствами продуктивной деятельности перед сверстниками и своими родными.

Свою работу я строю на обогащении эмоциональной сферы детей, развитии у них самостоятельного воображения, активной речи, элементарных актерских умений, так как считаю, что эти факторы являются системообразующими компонентами театрализованной игры.

Во 2-ой младшей группе важным приоритетом для меня стала эмоциональная сфера и самостоятельное воображение ребенка. Например, мне очень помогли куклы – перчатки. Это Петрушка и Аленка, Зайка и Лисичка, Петушок и Собачка. Одевая на руку любую из кукол я заставляю ребенка задуматься, что ожидать от незнакомой ему игрушки и доставляю огромную радость от уже знакомой, так как куклы играют, засыпают, разговаривают, а иногда даже приносят «сюрпризы» - подарки для детей. Постепенно «прячась» за кукол я на занятиях и в повседневной жизни ребенка, приучаю их к своему голосу, манере общения с ними. И образ куклы – игрушки слился в их сознании с моим образом: доброй тетей Ирой, с которой ребенку уютно и интересно.

Данный метод помог мне не только установить положительный контакт с детьми – основное условие эмоционального благополучия, но и вызвать интерес к взаимодействиию с куклами, которых можно потрогать, поиграть с ними, что, в конце концов, помогает ребенку вступить в мир театра. Чтобы поддержать интерес у детей я обратилась к воспитателям группы, и мы решили создать свой театр – настольный театр кукол – самого простого и доступного для младших дошкольников.

Но прежде чем приступить к непосредственному вовлечению детей в театрализованную деятельность, я совместно с воспитателем дала им на время самостоятельные игры с игрушками. В процессе разнообразных манипуляционных действий у ребенка появляется способность выделять самое главное, ключевое действие, характерное для предмета манипуляций, и ребенок «открывает» для себя его назначение, способ употребления. Это очень важный момент в развитии ребенка : без этого он не научится воображать, импровизировать, а это и есть существеннейшая творческая способность и это является приоритетным направлением моей работы – развитие творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства.

Дальнейшее вовлечение детей в театрализованную деятельность требует развитие словесного творчества. В связи с этим я предлагала детям такое содержание спектаклей, которое требует от них активного содействия (сказка «Дружба», театр резиновых игрушек, затем самостоятельного воспроизведения несловесных мини – сценок по знакомым стихотворениям (А. Барто «Машенька», песенкам и потешкам («Сорока, Сорока»).

Для поддержания у детей интереса к театрализованной деятельности я проводила ряд занятий в комнате сказок, которая способствует более глубокому пониманию и прочуствованию сказочного действа. Дети попадают в мир сказки, где они совместно педагогами разыгрывают сказочное действие.

Дети младшего возраста (4-й год жизни) непосредственны и податливы и поэтому малыши, в отличие от старших дошкольников, более сосредоточенны, совсем забывают о зрителях и действуют естественнее, как в жизни.

Например, мы инсценировали сказку «Репка». Дети самостоятельно передавали образ того героя, которого решили выбрать,конечно, под руководством педагога. При инсценировании этой сказки не потребовалось много времени на подготовку потому, что дети хорошо знают ее содержание, главных героев, так как эту сказку несколько раз читали в группе, комнате сказок. Это помогло детям в соответствии с индивидуальными способностями преодолеть робость, застенчивость, проявить свои творческие способности в полной мере.

Эффективным средством развития детского воображения стал метод моделирования литературных и фольклорных произведений, который я использовала в процессе работы с детьми при ознакомлении с настенным театром – фланелеграфом.

С помощью предметов геометрических форм, опираясь на их определенный признак (форму или цвет, адекватный главному качеству изображаемого персонажа, дети упражнялись в самостоятельном пересказе знакомых, небольших по объему сказок с несложным сюжетом.

Большое место в моей работе по развитию воображения детей играли творческие задания, связанные с рассматриванием книжных иллюстраций, которые я предлагала в совместной деятельности воспитателя в вечернее время.

Неоценимую помощь в развитии воображения детей оказала образно – ролевая игра тесно связанная с театрализацией и почти полностью основанная на личном опыте дошкольника, который я систематически обогащала с помощью музыкально – ритмических упражнений образно – игрового характера («Птички», «Мишки», «Зайчата», подвижные игры типа «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», показ кукольных спектаклей взрослыми для малышей, инсценировки на праздниках и развлечениях «Маша и медведи», «Три медведя» и т. д.

Результатом такой комплексной целенаправленной работы явилось качественное изменение показателей развития детей в театрализованной деятельности (в сравнении с данными на начало учебного года, которые я вывела на конец года более высокий уровень показателей. Таким образом, в среднюю группу дети перешли с позитивными изменениями в эмоциональной сфере, развитии воображения и речи, накопив определенный театральный опыт и сформировавшейся мотивацией к театральной деятельности.

Содержание театрализованной деятельности дети среднего дошкольного возраста значительно расширено за счет постановки спектаклей, мини – инсценировок по собственному замыслу детей на основе их творчества. Больше внимания я стала уделять активизации соучастия детей в театрализованных играх и развитию творческих способностей, определяющими качествами которых, согласно новейшим исследованиям психолога В. Т. Кудрявцева, являются реализм воображения, умение видеть целое раньше части, преобразовательный характер творческих решений и детское экспериментирование.

Работая с детьми 5-го года жизни мною была инсценирована сказка «Волк и семеро козлят». Предварительно была проведена методическая работа совместно с воспитателем группы:

1. Вначале педагог достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, и т. д., читает выразительно произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились («Козлятушки, ребятушки, ваша мама пришла, молока принесла… и т. д.)

2. Затем педагог беседует с детьми, какие же события произошли. Формирует у детей интерес к героям сказки, обращает внимание на положительных и отрицательных героев.

3. Давая право выбора ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведению (Коза – добрая мама, ласковая и нежная; козлята – веселые и глупые, почему глупые? Волк – сердитый и злой)

4. Совместно с педагогами дети изготавливают декорации, маски своих героев.

После того, как дети внимательно прослушали сказку, они увлеклись сюжетом, но для того, чтобы возникло соответствующее настроение, я использовала музыкальные инструменты (колокольчик, дудочка, простейшая мелодия на металлофоне, а также использовала звукозапись.

На сцене и вокруг неё царила обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому независимо от того, как он там действовал, малыш должен получить награду.

Поэтому важной частью методики работы с детьми является заключительная часть. В конце нашего спектакля педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные артисты нашей группы: Ксюша С, Вика С, …», а зрители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами. По окончанию спектакля реквизит и декорации сохраняются и используются в самостоятельной деятельности.

Помимо театрализованных представлений в своей работе я использовала этюды, развивающие у детей психические процессы, необходимые для актерского искусства : внимание, память, воображение, чувство веры, - используя материалы книги М. Чистяковой «Психогимнастика».

Для поддержания интереса детей к театрализованной игре постепенно вводила шумовые инструменты (бубен, погремушка, колокольчик) и нетрадиционные инструменты (связка старых прищепок, расческа, счеты, крышки от кукольной посуды, баночки от чипсов, наполненные крупой и другие). Этот метод не только обогатил сенсорный опыт малышей, но и развивал у них способность видеть знакомые предметы в новой качестве, побуждал к самостоятельному экспериментированию с окружающими предметами, преобразовательному характеру решения задачи использования их в неординарной обстановке, т. е. развивал у детей творческие способности.

Такую же роль выполняли и атрибуты костюмов сказочных героев: шапочки, маски, детали одежды, побуждающие детей все больше включаться в игры – драматизации, которые дают ребенку возможность проявить себя в различных видах творчества : песенном, танцевальном, музыкально – игровом, декораторском.

Для сохранения непосредственности детского творчества я проводила систематическую работу по подготовке детей к самостоятельному выбору полюбившегося персонажа, продумыванию выразительных средств передачи его характера. Подготовка к спектаклю велась с несколькими составами, чтобы все дети могли проявить и оценить свои актерские перевоплощения. В результате совместно с родителями, детьми и педагогами были проведены несколько спектаклей, включенных в праздники, развлечения, досуги. Настольный театр «Колобок», кукольный спектакль взрослые- детям «Кто сказал мяу?», игра – драматизация «Волк и семеро козлят», «Репка». И показатели уровня развития детей в театрализованной деятельности значительно улучшились по сравнению с началом учебного года.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я более углубленно знакомила детей с театром, как видом искусства, его назначением и спецификой театральных профессий, а также развитием у детей образного видения мира – важное качество артистический способностей. Ознакомление старших дошкольников с театром я проводила в разных формах: предварительная беседа с целью выявить представление детей о театре, как учреждении культуру и искусства, эмоционально – положительное отношение к нему, посещение театра, где дети знакомились с интерьером здания (фойе, зрительный зал, сцена, оркестровая яма, прожектора, занавес). Дети на занятиях рисовали на тему «Мой любимый герой», «Здравствуй театр»; рассматривали наглядный материал (афиши, рекламы, театральные программки, а также изучали символ театра – масок «настроение масок» с использованием образных слов, мимики, пантомимики. Обсуждали с детьми такие вопросы как: «Кто работает в театре, «Как правильно вести себя в театре.

Одновременно проводила работу по формированию образного видения детей в процессе ознакомления с народными и литературно – художественными произведениями – основой театрализованной игры. Поскольку для актера очень важно уметь проникать в мир чувств героя, я поставила перед собой задачу научить детей понимать особенности языка автора, художника – иллюстратора который они используют для характеристики героев в различных ситуациях произведения.

Работу проводила в три этапа:

1. Формирование представления о физическом облике героев, без этого они не могут представить сказочных героев выразительными. Рассматривание предметных картинок – изображение животных, действующих лиц произведений. Внимание детей обращалось на форму частей тела, окраску. Далее дети рисовали этих животных. Например, работая с детьми старшего возраста мною была поставлена музыкальная сказка «Стрекоза». Здесь была проведена огромная работа педагогического коллектива двух групп, а также специалистов и родителей, которые оказали неоценимую помощь в подготовке спектакля. Это изготовление атрибутики, декораций, масок и костюмов. Итогом нашей работы было удовлетворение всех и детей, и конечно же педагогов, которые провели большую творческую работу и внесли огромный вклад в развитие детей средствами театрального искусства.

2. Формирование у детей понятий : «настроение», «характер». Использовала такой прием как чтение сказки о Деревьях – Характерах, беседовала с детьми: что такое «настроение», «характер»? Каковы внешние средства выражения характера и настроения (эмоции, поза, жесты, предлагала детям вспомнить о собственном настроении в конкретных ситуациях (на празднике, когда плохая погода, в день своего рождения или когда кто-то обидел). На основании этого дети судили о настроении своих товарищей. Эти вопросы направляли внимание детей на самостоятельное отыскивание средств внешнего выражения эмоционального состояния. Детям предлагалось вспомнить эпизоды известных произведений, указать настроение героев и обосновать его. Например, сказка «Красная шапочка» - образы Красной Шапочки, Волка, Бабушки, Охотника. Предлагалось рассматривание книжных иллюстраций, на которых эмоциональное состояние героев выражено в их позах, а взаимоотношение – в пространственном расположении героев. Давалось понятие, что такое «поза» (как расположены руки, ноги, туловище, голова). Проводилось игровое упражнение «Отгадай настроение» (одни дети показывали позу героя, а другие описывали ее, третьи описывали настроение). Таким образом, дети осознали, что позой и движением можно передать настроение героя.

3. Формирование представления об отдельной ситуации литературного произведения и персонажах в ней:

а) слушание;

б) пересказ;

в) рисование картинки к произведению;

г) рассматривание иллюстраций (расскажите про, что нарисовано на этой картинке? Дополнительные вопросы при необходимости)

К иллюстрации сказки «Теремок» :

- Расскажи, что делает мышка или лягушка?

- Почему петух сидит на домике?

- Почему медведя не пускают в терем?

- Какая поза у лисы? А почему именно так?

Повторное рисование картинки активизирует представление детей (отношение связей героев, их взаимоотношение). Поэтому иллюстрация позволяет детям ознакомиться с одним из видов передачи взаимосвязей действующих лиц – ситуация и поза, пространственное положение героев. Одни и те же чувства могут быть переданы по-разному. Использование лишь иллюстраций сковало бы творчество детей, приучало бы их заимствовать образцы. Поэтому важно научить детей создавать образы, соответствующие тексту так, чтобы каждое игровое движение ребенка выражало определенную мысль и каждая мысль нашла соответствующую форму действенного выражения. Для этого я использовала игру – драматизацию «Теремок» (с разным составом детей, провела беседу с детьми (анализ и действие животных в сказке, а также действие детей – исполнителей ролей). Детям было предложено при игре в эту игру – сказку, подумать и вспомнить, что и как они должны делать, чтобы быть похожими на героев сказки. Беседы проводимые как до, так и после игры, помогали детям воссоздать в воображении образы сказок, последовательность их действия, формировали отношение детей к образам.

Хорошим подспорьем в работе стали игры на развитие эмоциональной сферы В. М. Минаевой, включающей в себя блоки «Природа», «Сказки», «Профессии», «Пантомима», «Пословицы и поговорки».

В результате творческой работы по развитию у детей творческих способностей через театр, коллективом детей старшего возраста были подготовлены и проведены такие театрализованные представления :

1. «Осенний сон Светланы»;

2. «Новогодняя сказка»;

3. «Теремок» (кукольный спектакль)

4. «Колобок» (кукольный спектакль)

5. «Репка» (кукольный спектакль)

6. «Стрекоза» (музыкальная сказка)

Таким образом в результате хорошо продуманной системы работы по развитию у детей творческих способностей средствами театральной игры у них сформировался интерес к театральному искусству, понимание и умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, поза, песни, пантомима и др., перевоплощаться (чувствовать и передавать характерные особенности образа).

Также дети теперь могут вести ролевой диалог, их речь стала образной и выразительной, проявилась потребность к словотворчеству и оформительской работе – т. е. к разным видам театрализованного искусства. Дети стали эмоционально более устойчивы, в группе создался теплый психологический климат – результат сотрудничество педагогов, детей и их родителей, наших хороших помощников в создании театрализованного пространства и самых благодарных зрителей.

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами различных видов деятельности» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности». «Истоки способностей и дарований находятся.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг» Актуальность, цели и задачи опыта работы. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут.

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–7 лет Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–7 лет, через нетрадиционные техники рисования и аппликации.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» «Ум ребенка.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Презентация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования» «Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то,.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства В современном мире, чтобы адаптироваться в обществе, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний.

Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства Слайд 1. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 289 Красноармейского района Волгограда» РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребе6нка,.

Библиотека изображений:

Публикация Из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Харькова Ирина Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства»
Опубликовано: 27 марта 2019 в 13:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД