Папки-передвижки

Опыт работы «Применение кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Татьяна Чулкова
Опыт работы «Применение кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

«Применение кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность.

Умение контактировать со сверстниками, взрослыми, а также общительность – это необходимые составляющие самореализации ребенка в различных видах деятельности. В последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Как научить ребенка не бояться трудностей, быть более раскованными? Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию?

Публикация «Опыт работы „Применение кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Практическая значимость

Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И мы должны уже с дошкольного детства научить детей размышлять, анализировать, т. к. это самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, полностью задействовать воображение и фантазию.

Проблемные ситуации позволяют убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

Одой из новых и эффективных технологий развития способности нестандартно мыслить является решение проблемных ситуаций с использованием кейсов. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения детей на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений, таких как аналитические умения (классифицировать, представлять свой взгляд на решение проблемы, социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение, коммуникативные умения (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать, умственные, сенсорные и речевые способности.

Поэтому главная цель кейс-технологии - это развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы) и находить их решение.

Задачи:

1. Развивать у детей способность работать с информацией (анализ, классификация проблемы, т. е. находить решение конкретной проблемы).

2. Развивать связную, грамматически правильную речь.

3. Развивать речевое творчество.

4. Развивать аналитическое, творческое мышление.

5. Формировать навыки коммуникативного взаимодействия.

6. Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях.

7. Ориентироваться на индивидуальные данные детей.

8. Раскрывать способности детей, создавать благоприятные условия для реализации этих способностей.

Название метода образуется от латинского термина «casus», который переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии это название образовано от английского слова «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на основе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках образовательной деятельности. В процессе рассмотрения этих ситуаций дошкольники осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать решения.

Данный метод может применяться в работе с детьми любого дошкольного возраста. Но мне кажется, что лучше вводить его в образовательную практику уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.

В процессе освоения кейстехнологии дети научатся:

В процессе освоения кейс-технологий дети :

-научатся получать необходимую информацию в общении;

-смогут соотносить свои устремления с интересами других;

-научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

-научатся отстаивать свою точку зрения;

-смогут принимать помощь.

Также кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

• смогут работать в команде;

• смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;

• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;

• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Новизна опыта работы.

Новизна моего опыта работы состоит в ситуативно-деятельном подходе к ребенку через проблемные ситуации с использование иллюстраций, презентаций,, которые активизируют мысли детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства, мотивируют интерес детей.

Ситуативно-деятельный подход выбран не просто, т. к. своей главной задачей он ставит развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы, дает возможность ребенку самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные). Эти задачи развивают не только предметную, коммуникабельную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Описание опыта работы.

Одним из эффективных путей применения кейс-технологии являются нестандартные ситуации. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Таким образом, ребенок сам добывает информацию и познает мир.

В своей работе с кейс-технологией я опираюсь на совокупность следующих принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.

2. Вариативность – предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что дает свободу выбора.

3. Прагматизм – при работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальную проблему, ответить на вопросы.

В своей работе с детьми я стараюсь внедрить проблемные ситуации по всем образовательным областям. Кейсы могут применяться в любых режимных моментах в течение дня в игровой деятельности детей, в опытно-экспериментальной деятельности, в художественно-эстетической деятельности. Если кейс применяется для образовательной деятельности, то он может быть использован в разных частях занятия (и в начале, и в середине, и в конце).

Для решения проблемных ситуаций я использую следующие этапы:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);

Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия);

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

В своей работе я использую следующие виды кейс – технологии :

- Кейс – иллюстрации;

- Фото – кейс;

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);

- Анализ конкретных ситуаций

Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии :

Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз

Рассмотрим пример кейс – иллюстрации :

Переходим к решению ситуации по этапам:

• Первый этап – ребёнок видит иллюстрацию и рассматривает её

• Второй этап Ребёнок должен увидеть, что за проблема изображена на иллюстрации

• Третий этап – Каковы могут быть последствия, если ничем не помочь в данной ситуации?

• Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.

• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий) :

Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые можно взять из интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.

Решается эта ситуация, которая изображена на фото также, опираясь на этапы работы, которые использовались в кейс- иллюстрации

Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.

Приведу пример, как я проигрываю такой кейс с детьми. Например, я беру роль медведя, а дети остальные жители леса

Медведь: Ой-ой-ой, какой же я больной.

Болит живот и голова,

Болят и лапки, хвостик,

Болят и зубы у меня –

Теперь больной совсем уж я.

Воспитатель: - А теперь дайте совет медведю как укрепить и сохранить здоровье. Что нужно делать, чтобы не болеть? (Лесные жители дают советы медведю.)

Медведь подводит итог: Спасибо, вам ребята, теперь я знаю, что бы быть здоровым нужно…. (что предложат перечислить)

Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике. В данном случае дети вспомнили, что нужно делать, если заболел, высказались, предположили несколько вариантов решений, выбрали для себя самый оптимальный вариант и дали совет медведю. Главное, что все варианты верны и индивидуальны.

Кейс – Конкретных ситуаций

Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. Например : (случай мальчик строил дом – другой подошел сломал).

Перспективность.

Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике, т. к. :

-кейсы дают возможность воспитателю использовать их на любой стадии обучения и для различных целей,т. е. могут применяться во всех возрастных группах;

- организация работы не требует проведения дополнительных занятий, а предусматривает интеграцию содержания работы во все виды деятельности согласно годовому комплексно-тематическому планированию

Результативность.

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.

[url=https://youtu.be/o_m65E84WtQ]Визитная карточка[/url]

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Применение кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 20:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД